Задачи:
- обучающие: обобщить и закрепить знания по морфемике, фонетике, синтаксису, лексике; формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными о-а в корне -лаг-лож-, научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг-(-лож-);
- развивающие: развитие речевых, творческих способностей учащихся на материале урока; внимательное отношение к слову, умение ориентироваться при выборе правильного ответа; развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления; обогащение словарного запаса.
- воспитательные: формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи; воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу, любовь к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
1) На доске записаны слова: кормить, кормление, корм, покормленный.
– Среди записанных слов найдите то, которое является проверочным для остальных. (корм)
– Какое правило вы использовали? (Правописание безударных гласных в корне)
– Графически обозначьте названную орфограмму. Эти слова являются однокоренными, но у этого корня есть одна особенность. Какая? (Корень с чередованием согласного)
2) Открывает записанные на доске (или высвечивает на электронной доске): тропинка, морковь, лесной, местечко, прилагать, приложить, долина, карниз.
- Сгруппировать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне
- Все ли слова вы распределили по группам, почему нет заголовка у третьей, какие слова вы бы отнесли в третью колонку
– Выделите корень в записанных словах.
- Какое противоречие(проблему) обнаружили в написании гласных в корне этих слов? ( буквы меняются О или А, то есть происходит чередование этих букв)
3. Сообщение темы и целей урока (Слайд №2)
- Поставьте перед собой ЦЕЛЬ
- Какова будет тема нашего урока?
- В русском языке бывают корни с чередованием гласного. Изучение их очень важно, так как правописание корней с чередованием гласного нельзя проверять ударением. Сегодня мы познакомимся с корнями – лаг– – -лож-.
4. Изучение нового
- Послушайте лингвистическую сказку
За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.
Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев-лаг- -лож-, того награжу по-царски”.
Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.
Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож-. Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица – к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними.
С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-.
Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.
– Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его. (Формулируют правило)
– Как вы думаете, почему царица Грамматика путала братьев? Чем похожи эти корни? (одинаковое лексическое значение)
– Какой закономерности подчиняется правописание корней -лаг- -лож-? (Формулируют закономерность: написание буквы в корне зависит от следующей согласной буквы)
– В сказке говорится об одной закономерности, благодаря которой различаются написания корней. Но есть и другая закономерность. Какая?
- Мы можем, конечно прочитать в учебнике, а можем понаблюдать.
- Предлагаю следующее задание выполнить в парах.
Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, распределите в 2 столбика, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.
Приложить, прилагается, излагать, изложить, сложение, прилагательное.
Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных. (Слайд №3)
(Формулируют закономерность: за корнем –лаг- всегда стоит суффикс -а-, после корня -лож– этого суффикса нет)
– Сформулируйте правило, основываясь на эту закономерность. (Формулируют правило).
– Сравните сформулированное правило с правилом в вашем учебнике.
5. Работа с учебником.
- Прочитаем правило на стр.33, познакомимся с орфограммой №12
– Попробуйте повторить правило, не заглядывая в учебник. (Несколько учащихся назначаются экспертами и опрашивают одноклассников).
- Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ (Слайд “4)
Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать.
- Составьте словосочетание с этим словом.
Например, ситцевый полог, марлевый полог
6. Составление алгоритма по теме “Чередующиеся гласные А//О в корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ-” (Слайд №5)
- Выделить корень.
- Определить значение корня.
- Подчеркнуть согласную.
- Выбрать орфограмму: А или О.
7. Закрепление.
1) Лексическая работа
Заменить одним словом с корнем -лаг- , -лож-. Объясните графически выбор гласной в корне.
1. Описать что-то, передать устно или письменно. (Изложить)
2. Надеяться на кого-то. (Полагаться)
3. Вид письменной работы. (Изложение)
4. Часть речи. (Прилагательное)
5. Прибавить одно к одному. (Сложить)
6. Математическое действие. (Сложение)
ФИЗМИНУТКА
2) Распределить слова по группам (на слайде даны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг-, -лож- (Слайд №6)
Прил..гать, перел..жить, сл..гать, нал..гать, отл..жить, сл..жить, дол..жить, пол..жение, зал..жить, предпол..гать, изл..жение.
3) Провести взаимопроверку в парах.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга
4) Работа в группах.
- Восстановите текст, используя слова для справок.
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор гласной в корне слова.
- Объяснить знаки препинания.
Наступило утро. Мы аккуратно__________ вещи в рюкзак и отправились по __________ маршруту. ______________на опушке среди молодых берез. Выбранное нами место ___________ недалеко от реки. Взрослые __________ костер, а дети побежали на берег играть.
Слова для справок: распол..галось, сл..жили, предпол..гаемому, разл..жили, распол..жились.
- Самопроверка с правильным вариантом (Слайд №7)
5) Двое учащихся работают у доски. Вставить пропущенные буквы, подчеркните “лишнее” слово:
А) Предл..гать, предл..жить, изл..жение, разл..жил;
Б) Сл..гаемое, распол..гать, выл..жить, разл..гается.
6) Слайд №8 ЗАПОМНИ!!!
Нет в русском языке слов ложить, ложу, положь, покласть.
Есть слова: кладу,
положу,
положить,
класть.
7) Слайд №9 Учимся правильно говорить!
Положить или класть?
Прочтите предложения и вместо точек поставьте глагол класть или положу.
1. Закончив уроки, я собираю книги, тетради и .......их в портфель.
2. Я прочитаю книгу и ....... её на место.
3. Для сохранения здоровья не ........ в еду много соли.
8. Самостоятельная работа
– Найти “Третье лишнее” (Слайд №10)
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Слайд 11 – ключ.
- Слайд №12
- Выполнение задания в формате ЕГЭ.
- Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите в тетрадь.
Ж..леть, возл..гать, п..хать, г..мнаст, д..леко.
- Что значит это слово?
- Составьте словосочетание (возлагать надежды, цветы к памятнику, обязанности)
8. Домашнее задание
По учебнику: у. 433
9. Итог урока
– Ребята, оцените свою работу на уроке в оценочном листе
ФИ__________________________________________
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется |
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Тот ученик, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву “О”, тот поучит какую-то букву... (“О”) Значит, вы ОТЛИЧНО усвоили правило и не сделали ни одной ошибки.
1. изложить, положить, изложение
2. выложить, излагать, заложить
3.приложить, прилагательное, наложить.