Роль игры в развитии личности ребенка-дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


Игра – исторически сложившийся вид деятельности,
в которой ребенок отражает свои впечатления об окружающей действительности.

Через сложившиеся культурные ценности и стереотипы, общество оказывает свое влияние на ребенка, определяя то, каким он должен быть и какими должны быть его занятия, в частности, игра. В этом смысле детская игра является элементом культуры общества. Передача любой культурной деятельности может осуществляться через непосредственное включение человека в эту деятельность, наблюдение ее и специальное обучение.

Каким образом передается игровая культура дошкольнику? Кто помогает ему перевести игру в реальный процесс деятельности?

Там где есть разновозрастные группы, игра может передаваться стихийным, традиционным способом от одного поколения детей к другому. Это естественный механизм передачи игры. В современном обществе преобладают разделение детей на возрастные группы, а так же семьи с одним ребенком. Таким образом, традиционные способы передачи игровой культуры становятся не возможными. И общедоступным элементом игровой культуры становиться игрушка. Однако в самостоятельности деятельности ребенка она является только объектом специфических манипуляций. Эти действия он производит самостоятельно (если с ним никто не играет), но это не значит, что он играет. Отдельные манипуляция с предметом, не включённые в сюжет или правила игры, еще не являются игрой. А так же важно, с какой игрушкой играет дошкольник! Игрушка и игра неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку.

В настоящее время в связи с недостаточностью традиционной передачи игровой культуры, наиболее необходимым становится специальное формирование игровой деятельности у детей. При определенных условиях, взрослый может выступать для ребенка носителем игровой культуры.[1]

В дошкольном детстве основой общения детей и взрослых является совместная игровая деятельность. Формирование личности ребенка — это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье.[3]

В тоже время хочется отметить, что в последнее время во всем мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. Одно из свидетельств этого процесса – создание Международной ассоциация игры (IPA – International Play Association). Целью этой ассоциации является поддержание ценности детской игры и создание благоприятных условий, обеспечивающих право каждого ребенка на игру. IPA также ставит своей задачей консолидацию усилий специалистов для исследования состояния детской игры в разных странах мира.

IPA провела масштабное исследование игры в разных частях света, в результате которого были выявлены следующие тревожные тенденции, касающиеся детства и детской игры:

  • Безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности; правительства всех стран мира не осознают природу игры и не учитывают ее значение для здоровья и благосостояния ребенка.
  • Приоритет образовательных достижений и обучающих занятий, акцент на научных знаниях все более вытесняют игру из жизни школы и дошкольных учреждений.
  • Дух нездоровой соревновательности, успеха и “победы любой ценой”, который царит на различных детских соревнованиях и состязаниях.
  • Сворачивание культурных традиций, маркетизация и коммерциализация детства.
  • Отсутствие или недоступность образовательных программ, направленных на повышение родительской и педагогической компетентности.

Перечисленные тенденции находятся в явном противоречии с правами ребенка, заявленными в статье 31 Декларации о правах ребенка.[7]

Эта статья утверждает право ребенка “...участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством”.

Однако в данной редакции статьи игра фигурирует как одна из форм участия в культурной жизни, наряду с отдыхом, досугом, развлечениями и пр. При этом специфика игры и ее ключевая роль в развитии ребенка в данной формулировке не акцентируется.

В этой связи в мае 2008 года Международная ассоциация игры направила в Комитет по правам ребенка ООН предложение о пересмотре Общего комментария к статье 31 ООН Конвенции о правах ребенка. Предложенное дополнение должно способствовать общему для разных стран пониманию сущности игры и выработке единой стратегии мероприятий по обеспечению прав ребенка на игру. Дополнение содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для ее поддержки.[7]

В этом дополнении игра рассматривается как способ понимания жизни и главная форма активности ребенка. Потребность в игре является не дополнительной, а жизненно важной для ребенка, наряду с базисными потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. Игра определяется как добровольная, спонтанная, свободная детская деятельность, приносящая радость, новый опыт, переживания; как специфический способ существования человека в культуре.

Дополнения содержат предложения по реализации права на игру.

Эти меры предусматривают:

  • Включение игры в общественные программы поддержки психического и физического здоровья детей.
  • Создание условий для игры и игровых сред во всех учреждениях, где присутствуют дети, включая больницы, поликлиники, предприятия торговли и другие социальные учреждения.
  • Обеспечение базовых условий для здорового образа жизни детей и их развития, а именно предоставление места и времени для свободной детской активности как на улице, так и в помещении.

Чтобы создать условия для детской игры, необходимо:

  • Обеспечить специальное место, время и оборудование для игры с участием квалифицированных специалистов; создавать для всех желающих взрослых программы поддержки игры, позволяющие детям свободно и творчески играть и получать удовольствия от игры.
  • Обеспечить возможности игрового взаимодействия между детьми разных возрастов, социальных страт, разных национальностей, физических и интеллектуальных возможностей.
  • Способствовать сохранению и распространению традиционных фольклорных игр.
  • Остановить коммерческое использование детской игры, предотвратить выпуск и продажу игр и игрушек, провоцирующих насилие, агрессию, разрушительные действия.
  • Поддерживать включение спортивных коллективных игр, подвижных игр с правилами на всех возрастных этапах развития.
  • Обеспечивать всех детей, включая детей с особыми нуждами, адекватными игрушками, игровыми материалами и другими условиями для игры через общественные акции и программы, такие как дошкольные игровые группы, игротеки, игровые автобусы, площадки приключений и др.

После включения ООН данных дополнений в Декларацию о правах ребенка, которое состоялось 1 февраля 2013 года, право ребенка на игру признается приоритетным и отныне отражено в Соглашении по правам ребенка.[7]

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения. Ни для кого не секрет что ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игровая.[4]

Мы хотим поделиться опытом наших исследований по формированию игрового пространства ДОУ и личности ребенка через игру, при непосредственном участии родителей детей. Как через игру мы формируем такие качества личности как волю, самостоятельность, активность и инициативность.

В нашем детском саду последние три года реализуется проект “Играя – познаем мир”. Цель данного проекта – повышение качества игровой деятельности, а через неё, развитие интереса к познавательной деятельности; систематизация накопленного педагогического опыта; повышение компетентности педагогов ДОУ в организации игровой деятельности (знакомство с новыми сюжетно - ролевыми и другими играми).

Задачи проекта:

  • создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности; творчески организовать общение и игру;
  • способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с предметами, персонажами и игрушками;
  • развивать педагогическую компетентность родителей.

Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка дошкольника ведущая роль принадлежит игре, давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Спросите любого воспитателя, и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Педагог назовет множество задач, решаемых с помощью игры. Но в нашем детском саду мы от теории перешли к практике.

Первый год наш проект имел ознакомительный характер. Мы организовали для педагогов экскурсию в музей игры Трикстер, провели семинары и консультации по игре. В течение года организовали для детей ДОУ игровые брейн-ринги, познакомили родителей с новейшими настольно-печатными играми и рассказали о важности организации совместного игрового семейного досуга. Педагоги на педсовете организовали “Ярмарку педагогических идей” по организации зимних игр на свежем воздухе и оформление игровых площадок на улице. Завершением этого игрового года стала организация большого игрового пространства в музыкальном зале, где каждая группа с помощью разнообразных конструкторских материалов создавала свой игровой сюжет, в который могли поиграть дети разных групп.

Второй год проекта мы посвятили наполнению базы сюжетно-ролевых игр на группах, мы организовали “Банк педагогических идей: Экология игры - как вернуть игру в жизнь детского сада”. В течении года мы предлагали педагогам вспоминать такие виды взаимодействия с детьми в режимных моментах, как русские народные потешки и прибаутки. Так же мы предложили организовать русские народные игры на прогулках с привлечением детей из младших групп. Чтобы создать разновозрастную ситуацию общения детей. Во второй год проекта мы большое внимание обратили на социальную рекламу для родителей, посвященную игре и игрушкам. На итоговом педсовете мы предложили педагогам поучаствовать в “Ярмарке педагогических идей” по организации современных сюжетно-ролевых игр. Заключительным мероприятием были мастер-классы по развертыванию сюжетно-ролевых игр в группах. Воспитанники старших и подготовительных групп ходили в гости к малышам и играли с ними.

Третий год работы над проектом мы начали с исследования “Во что играют наши дети?”.

Поиск причины увеличения агрессивного и гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста привел к углубленному изучению современных игрушек, компьютерных игр для детей.

Цель: помочь перевести взаимодействие с коллегами и родителями воспитанников на качественно более высокий уровень - развитию партнерских взаимоотношений Педагог – ребенок - родитель.

Задачи: расширить и углубить знания о значении игры (игрушки) в жизни ребенка, совершенствовать умения профессионально грамотного применения педагогических технологий в практической деятельности. Деятельность, которая охраняет и поддерживает детство ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, создает творческую среду развития ребенка, подготавливает его к жизни в современном обществе, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество, помогает в практическом выполнении задач ФГОС.

В ходе данного исследования, мы решали следующие задачи:

  • Мотивировать родителей к изучению компьютерных игр и мультфильмов для детей.
  • Проводить просветительскую работу с педагогами и родителями об игре, как основном виде деятельности ребенка дошкольника.
  • Углубить знания о значении игрушки / игры/, во всестороннем развитии ребенка.
  • Ознакомление с педагогическими требованиями к игрушке.
  • Дать понятие о разновидностях игр.
  • Развивать навыки и умения в совместной игровой деятельности с детьми.

Аргументы, доказывающие актуальность проекта: минимизация отрицательного влияния компьютерных “игрушек” на детей дошкольного возраста. Нам было важно углубить знания педагогов и родителей в разнообразии игрового пространства ребенка.

Пути реализации:

- Родительское собрание. Принятие решения о работе в данном направлении.

- Анкетирование педагогов, родителей, выявление уровня знаний по теме.

- Консультации, необходимая информация по теме.

- Совместные игровые мероприятия педагог – ребенок – родитель.

Что необходимо для работы в данном направлении?

- Изучение игрового пространства ребенка в семье.

- Самообразование. Подбор материала по теме.

- Методический материал. Подбор игр и игрушек.

- Информативный, наглядный материал.

- Презентация родителям “Во что играют наши дети?”

- Совместные мероприятия с родителями:

“Наши друзья Веселые игрушки”

Цель: показать родителям важность и необходимость взаимодействия с детьми в игровой деятельности, познакомить с различными вариантами игр (с игрушками и без игрушек).

Мастер-класс “Кукла – скрутка”

Цель: познакомить со способом изготовления игрушки (куклы) своими руками.

Мастер – класс “Использование игр в домашних условиях”

Цель: познакомить родителей с правилами подбора игр (игрушек) для дошкольника.

Консультирование родителей “Игрушка в жизни ребенка” (презентация)

Квест-игра для детей и родителей: “Путешествие в поисках клада”.

Мы провели анкетирование родителей и выявили следующие показатели:

Большинство детей имеют отдельную комнату или уголок, где он может играть и хранить свои игрушки, но при этом 70% детей предпочитают просмотр мультиков и телепередач , 20% выбирают активные (подвижные) игры, по 5% детей предпочитают обучающие, развивающие игры и компьютерные игры. По мнению родителей ни один ребёнок не выбирает предпочтительный вид деятельности - чтение художественной литературы.

Чаще всего родители покупают своим детям игрушки как подарок по особым случаям. По результатам опроса родители предпочитают покупать развивающие игры - 56%, так же 20% покупают куклы и машины, небольшой процент родителей – 17%, все таки покупают детям игрушки - роботы и динозавров. Очень частый ответ на вопрос: кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? 72% - мама, самый редкий ответ 1% - всей семьёй.

Особое внимание следует уделить исследованию, которое провели воспитатели нашего детского сада на тему “Что же такое Антиигрушка”.

Игрушка - великое изобретение человечества, в ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые другим поколениям. Игрушка - инструмент познания всего богатства человеческой культуры для ребенка, она же показатель тенденций развития самой культуры - для взрослого. Поэтому очень важно для нас, родителей, педагогов, людей самых разных профессий знать эти тенденции, их ценностный духовный смысл, определяющий наше движение с детьми в направлении Добра, Красоты и Истины или в противоположную сторону. Зафиксированные в образах современных игр и игрушек архетипы плотского бытия, насилия и разврата как главного, как побеждающего начала в человеке воплощают, формируют Новый мировой порядок - все они создают картину мира последних времен, при которой игрушки превращаются в Антиигрушки. И от нас, взрослых зависит, что окажется сегодня в руках наших детей - игрушки или антиигрушки![5]

Мы предложили детям принести игрушки, в которые они играют дома – персонажи из любимых компьютерных игр, мультфильмов. И попросили детей назвать игрушку и объяснить, как можно с ней играть. Вот список игрушек, которые принесли ребята: монстры, зомби, птички ангри бердс, дарт вейдер, человек – паук, представители загробного мира - “рыболов”, “мумия”; роботы, красный дракон.

Основная идея игры, со слов детей, с представленными игрушками сводиться к разрушению:

- “Зомби убивают растения, чтобы выпить их мозг...”

- “Птицы истребляют плохих свиней....”

- “Человек – паук в замкнутом круге вечной войны”

- “рыболов” убивает людей и съедает их.

- “Красный дракон разрушает замки, чтобы забрать там золото и съесть его...”

На основании принесенных детьми игрушек изучены компьютерные игры, персонажами которых они являются.

Описание игры “Злые Птицы против Свиней”:

“Для управления злой птицей используйте клавиши курсора. Свиньи решили подложить свинью злым птицам прямо в канун Рождества! Украли яйца у них прямо из под носа и из каких-то своих свинских побуждений стали хаотично летать с ними по небу. Ваша задача - догонять представителей свиного мира и бить в морду, после чего из этой морды буду вываливаться заветные яйца. Собирайте их как можно скорее, а то рискуете потерять.

Также стоит обратить внимание на свободно летающие ящики со взрывчаткой, с которыми вы легко можете столкнуться. Столкновение с ними опасно и может унести у вас жизнь. Так что будьте осторожны и держитесь подальше от ящиков. Игра Злые Птицы против Свиней отлично подойдёт для того, чтобы скрасить время на досуге и отвлечься.

Категории: Для девочек, Животные, Леталки, Экшн.

Злые Птицы против Свиней — это очень интересная игра, где вам предстоит играть на стороне злых птиц против свиней. Отстаивайте свою свободу и спасайте яйца.

У свиней и злых птиц снова вражда. Свиньи умудрились украсть все яйца злых птиц и теперь птицам надо постараться чтобы суметь вернуть их себе. Весьма и весьма нескучная игра. Также не может не радовать тот факт, что игра Злые Птицы против Свиней является многопользовательской. Так что при желании, у вас есть прекрасная возможность помериться силами в эту игру с кем-нибудь из друзей.”

Компьютерная игра “Растения против Зомби”

“В этой игре, задача игрока состоит в защите своего дома от зомби, для этого нужно высаживать растения, у игрока будет 50 растений, они будут взрываться, стрелять и служить ограждением. Зомби также очень сильны и могут быстро съесть все ваши растения, всегда сохраняйте бдительность. Игроки могут выращивать самые различные растения. В игре есть несколько режимов, в режиме приключения, нужно будет пройти 5- уровней. В мини играх представлены 20 интересных и разнообразных игр, но проходить их можно только последовательно. В режиме выживание, есть возможность смены растений, а уже посаженные будут продолжать сражаться с зомби. В игре можно сражаться и на стороне зомби, это также очень интересно, они должны будут съесть мозги растений.”

“Монстр” – агрессивное, демоническое изображение. Выплеснуть агрессию через такую игрушку нельзя, но в ней много магических знаков, и они притягивают детей – рога, зубы, демонические черты.

Дарт Вейдер. Этот персонаж — один из самых известных поп-идолов среди злодеев в истории кинематографа.

Группа французских психиатров и психологов обнаружила в характере Дарта Вейдера признаки нестабильности и импульсивности, которые с большой вероятностью говорят о пограничном расстройстве личности. Этот диагноз французские учёные представили в докладе на ежегодной конференции Американской психиатрической ассоциации в 2007 году. По их мнению, трансформация Энакина Скайукера в Дарта Вейдера вполне может объясняться психологическими факторами, нежели влиянием Силы. Эрик Буи, в частности, отметил, что использование тёмной стороны Силы сродни наркотикам.

Итоги данного исследования неутешительны и тем более подчеркивают важность и необходимость нашего проекта. Игрушка программирует поведение ребенка. Важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло идеал и антиидеал, то игрушка может быть антиигрушкой.

Большое внимание в этом году мы уделяем тренингам и мастер-классам с родителями посвященные этой же проблеме - “Во что играют наши дети?”. Кроме того, по группам продолжает проводиться работа по насыщению игровой среды. Для педагогов проведена консультация по ознакомлению с методикой педагогического сопровождения развития сюжетных игр по возрастам.

С уверенностью можно сказать, что практическая реализации темы данного проекта поможет в развитии партнерских взаимоотношений педагог – ребенок - родитель. Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями. [2]

Мы и дальше планируем ставить игру на важный уровень в жизни детского сада и формировать личность ребенка с помощью игрового пространства ДОУ.

Источники.

  1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. 4-е изд. М.: Линка-Пресс, 2015. 176 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  3. Абраменкова В.В. Родителям об играх и игрушках. Дошкольное воспитание. 2005. №4. Стр. 98 - 108.
  4. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет. Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  5. Рыжкова И. Учимся играя. Дошкольное развитие. – 2004. – № 2. – С. 23-27
  6. Каличенко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М.: Высшее образование, 2004. – с. 96
  7. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon
  8. http://nsportal. ru
  9. http://www.maam.ru/
  10. http://sharangha.ru/obrazovanie.html
  11. http://dusha-orthodox.ru/psihologi/abramenkova-v.v.html
  12. http://www.psyparents.ru/read/articles/2378/
  13. http://geum.ru/