Тип урока – изучение нового (постановка учебной задачи)
Цель | Установление соответствия между звуками [д], [д'] и графическим изображением буквы "д". |
Задачи | - Создать условия для выделения новых
звуков [д], [д']. - Развивать фонематический слух детей. - Содействовать формированию коммуникативных способов учебного сотрудничества в группах. |
Планируемый результат | Предметный: учебно-языковые умения: – анализировать звуковой и слоговой состав слов; – записывать слова схемами; – узнавать букву Д; - устанавливать ее звуковое значение речевые: – определять звуковое значение буквы Д в зависимости от позиции; – читать слоги и слова с буквой Д; Личностный: – оценивать свои достижения. Метапредметный: – ставить и решать учебную задачу под руководством учителя; – высказывать предположения; анализировать; моделировать; – участвовать в коллективном и групповом обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять и контролировать друг друга. |
Формы работы | Групповая, фронтальная |
Ресурсы | - карточки для рефлексии; - схемы-человечки, - элементы строчной буквы "Д", - карточка со словом; - прописи Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. |
Технологическая карта
Этапы урока | УУД | Примечание | Действия учителя | Действия учеников |
I. Организационный 1. Приветствие |
УУД: – осуществлять самоконтроль; – слушать и понимать речь других |
Класс разделён на 5 групп. Дети сидят "кружком" | – Добрый день, ребята! Проверьте,подготовили ли вы букварь, прописи, ручки и карандаши. | Учащиеся проверяют готовность к уроку |
2. Рефлексия “Мухомор” | Инструкция: на листе ватмана нарисован весь красный мухомор, ученикам нужно расположить точки на мухоморе. Если комфортно - ближе к центру, нет - ближе к краю. | - Перед вами на листе ватмана мухомор,
возьмите белые кружочки и расположите их в
зависимости от вашего внутреннего состояния на
начало урока. - Хорошо, посмотрим, изменится ли расположение ваших кружков к концу урока |
Учащиеся в своей группе располагают кружки на шляпке мухомора и вывешивают их на боковой доске. | |
II. Повторение | На доске 3 звуковых схемы- человечки, которые обозначают согласные, звонкие, твёрдые звуки; согласные, глухие, мягкие звуки; согласные, глухие, твёрдые звуки. | - Перед вами наши друзья звуковые
схемы-человечки. Назовите буквы, которые
подходят к первой схеме, ко второй, к третьей? - С какими буквами мы еще познакомились на уроках обучения грамоте? |
Ученики называют буквы, которые
подходят к звуковым схемам. Ученики называют буквы гласных. |
|
III. Изучение нового 1. Выделение звука Игра "Кто внимательнее" |
Предметные: – называть предметы словами; выполнять звуко-буквенный анализ, записывать слова звуковыми схемами. УУД: – определять границы собственного знания / незнания; – принимать учебную задачу; – наблюдать, анализировать; – моделировать; – отвечать на вопросы. |
Инструкция: послушайте текст и дополните каждое предложение одним словом. (перед детьми картинка, по которой составлен текст). |
- Посмотрите на слайд. Что здесь
изображено? - Назовите первый звук в словах дом, дым, дуб, дупло, дорожка, дрова. - Дайте характеристику звука [д]. - Назовите первый звук в словах дед, дети, дятел. - Дайте характеристику звука [д']. |
Учащиеся называют слова Учащиеся называют первый звук |
2. Проблема. | Дети получают зелёные и синие фишки. Это ...(дом). Из трубы идет ...(дым). У дома растет ...(дуб). На дубе ...(дупло). У дупла ... (дятел). У дома сидит ...(дед). К дому ведет ...(дорожка). У дорожки ...(дрова). У дома играют ... (дети). |
- Докажите, что эти звуки согласные,
звонкие. - Сколько звуков узнали? - Выйдите те, кто получил зеленые и синие фишки. - Что они обозначают? |
Учащиеся дают характеристику и
доказывают, что звуки согласные и звонкие - Два Дети выходят - Мягкие и твердые звуки |
|
3. Введение буквы | Выходят 4 человека с зелёными и синими
фишками - это обозначение звуков [Д], [Д'].
Учитель даёт ученикам 2 закрытых зонта на зонтах изображена печатная буква "Д" слайд “На что похожа буква” |
- Звуки вышли на прогулку, но пошёл
дождь. Помогите звукам спрятаться под двумя
зонтиками. - Откроем зонты. - Что видим? Что написано? - Почему буква одна? - На что похожа печатная буква "Д"? |
Учащиеся передвигают детей с фишками
под зонтиками и приходят к выводу, что синие
фишки спрячутся под одним зонтом, а зелёные под
другим - Буква Д Учащиеся фантазируют |
|
4. Работа со звуковыми схемами- человечками | Предметные: – характеризовать графический облик буквы Д; узнавать ее в печатном тексте; определять звуковое значение этой буквы с учетом ее позиции. |
Вот стоит, дымок пуская, Буква Д - труба печная. Этот домик – буква Д. - Из каких элементов состоит буква? - Найдите звуковую схему- человечка буквы "Д". Обсудите в группах |
- Звуки [Д], [Д'] на письме обозначаются
буквой "Д". Ученики называют элементы Ученики обсуждают, находят схему, вывешивают на доску, доказывают выбор. |
|
5. Физминутка "Дождь" | УУД: – прогнозировать; – анализировать, моделировать; – участвовать в диалоге, строить высказывания |
|||
IV. Закрепление 1. Анализ строчной буквы "Д" |
Предметные: – читать букву Д с ориентировкой на гласную; читать слова с этой буквой; |
В группах лежат элементы буквы | - Соберите букву из элементов, которые
лежат у вас на столах. - Какие элементы использовали? |
Учащиеся собирают букву и вывешивают на
доску. Сравнивают с образцом Ученики называют |
2. Письмо элементов буквы и буквы | УУД: – принимать цель деятельности; действовать по предложенному плану; осуществлять самоконтроль; оценивать работу других; |
Работа в прописях стр.16
Гимнастика для пальцев и глаз |
- В каких буквах встречаются эти
элементы? - Пропишите по элементам и полностью. Учитель следит за посадкой, расположением прописей и т.д. |
Ученики называют Ученики прописывают |
3. Чтение слогов | – анализировать; – понимать речь других, - строить собственные высказывания |
На доске слоги ДА ДУ АД ДО ДЫ ОД ДИ УД |
- Прочитать слоги с твёрдым звуком [Д]. - Прочитать слоги с мягким звуком [Д']. - Какой слог является словом? |
- ДА, ДО, ДУ, ДЫ, АД, ОД, УД - ДИ - ДЫ, ДО. |
4. Игра “Доскажи словечко” | Доска ДО____, ДИ______, ДА______, АД______, ОД______, ИД______. |
- Дополните эти слоги до слова. | Варианты учащихся | |
5. Звуко-буквенный анализ слова диван | - Поработайте в группах. Выполните звуко-буквенный анализ слова. | Учащиеся выполняют, вывешивают на доску и сверяют с образцом | ||
V. Итог урока Рефлексия “Мухомор” |
УУД: – оценивать свои достижения |
- Что нового узнали? - Какие знания и умения нам пригодились? - Оцените работу своей группы. |