Театр-игра "Живая сказка"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце...”.
Сергей Александрович Королев

Современный мир – это непрерывно меняющаяся субстанция, которая включает в себя не только общественные явления, технические достижения, но и каждого человека в отдельности, и большого, и маленького. И в этом современном мире практически нет места живому общению, здесь происходит погружение в виртуальный мир не только детей, которые катастрофически много времени проводят в компьютерных играх, но и взрослых, которые проживают жизнь в социальных сетях, заменивших им друзей, любимых...

Дефицит общения детей и родителей стал обычным явлением, которое мы наблюдаем ежедневно в детском саду. Именно здесь мы пока ещё имеем возможность это увидеть: привести малыша в детский сад и забрать его – обязанность современного родителя! Далее, в школе, на следующей ступени образования, контакт между родителями и детьми уходит в личное пространство семьи, педагог уже не имеет возможности увидеть, посоветовать, подсказать. Поэтому, как нам кажется, именно в детской дошкольной организации мы можем научить родителей и детей общаться полноценно, ценить эти драгоценные минуты, чтобы в будущем стремиться друг к другу, а не удаляться на немыслимые расстояния, а потом, в подростковом возрасте, строить мосты!

Опыт работы в дошкольной организации позволили нам определить трудности, проблемы в сфере выстраивания взаимоотношений “родители-дети-педагоги”. Мы разработали проект театр-игра “Живая сказка”. В основе проекта - создание условий для организации единого пространства развития ребёнка с привлечением всех участников образовательного процесса. Как известно, игровая деятельность является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Важность указанной деятельности подтверждается в высказывании великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: “Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. Таким образом, погружение в игру стало ключевым аспектом нашего проекта. Участники игры – это и дети, и взрослые (персонажи), и взрослые (родители).

Итак, основным в нашей театрализованной деятельности является тесное взаимодействие взрослого и ребёнка в ситуации, которая разыгрывается по определённому сценарию...

Первым этапом организации индивидуального детского праздника является создание или подбор индивидуального сценария для конкретного ребёнка. Это может быть “Сладкий сон”, “Путешествие на морское дно”, “Феи, чародеи и маги”, “Приключения в Цветочном королевстве” и многое другое. Это очень важно, так как учитываются индивидуальные особенности ребёнка (активность, подвижность, застенчивость и т.д.). Обязательно в сценарий включается развивающая изобразительная деятельность: аппликация; лепка из различных материалов (пластилин, тесто); работа с тканью, нитью; конструирование (конструктор, бросовый материал - спичечные коробки, камешки, одноразовые стаканчики и т.д.). Кроме этого, в сценарии обязательно присутствуют элементы ознакомления с окружающим миром: предметное окружение, экологическое воспитание. Немаловажным элементом в сценарии является психологическое выстраивание сюжета:

1. Погружение в сюжет сказки;

2. Проблемная ситуация (отрицательный герой, соревновательный процесс и т.д.);

3. Заключительный этап (разрешение проблемной ситуации, конец путешествия и т.д.).

Второй этап – оформление пространства для проведения праздника.

1. Создание декораций для полного погружения в среду. Сюда мы включаем декорирование пространства тканью, изображениями в контексте сценария (звёздное небо, планеты, огромные конфеты, пряничные домики, космические корабли ...), фигурами из воздушных шаров (цветы, море, фонтаны), большое количество шаров, наполненных гелием.

2. Главная составляющая праздника – подбор музыкальных произведений для музыкального оформления. Характер музыкальных произведений обязательно должен быть разным: хоровод, танец, песня, игра на детских музыкальных инструментах. Огромно влияние музыки на развитие маленького человека! Музыка присутствует в жизни ребёнка с самого рождения. Мама поет колыбельную! Музыка, сопровождающая малыша, следует с ним повсюду – и дома, и в детском саду, и на различных мероприятиях. Музыку называют “зеркалом души человеческой”: она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке.

3. Создание костюмов для сказочных персонажей. В празднике всегда задействованы два персонажа. Это очень важно, так как дети всегда охвачены вниманием, деятельностью. Яркие костюмы, соответствующие сценарию – залог успеха, это наглядный материал, который помогает ребёнку воспринимать целостный образ персонажа.

4. Заготовка материалов для творческих заданий на каждого ребёнка.

Третий (заключительный) этап – оформление пригласительных билетов на каждого ребёнка, изготовление афиши с указанием места и времени проведения мероприятия. Как правило, этот этап проводится за несколько дней до проведения праздника. Ребёнок – главный участник (именинник) сам раздаёт приглашения своим друзьям, они в течение нескольких дней обсуждают тему мероприятия, фантазируют, воображают, придумывают сюжет, готовят костюмы и т.д.

Почему мы считаем проведение индивидуальных праздников важным компонентом не только в рамках организации взаимодействия родителей – детей - дошкольной организацией, но и элементом художественно-эстетического развития детей?

1. Мы вместе с детьми погружаемся в настоящую сказку, сюжет. В быстро сменяющихся условиях дети учатся взаимодействовать друг с другом, с персонажами, на реальных событиях учатся различать такие понятия, как добро-зло, помощь друзьям, взаимовыручка, соперничество, соревнование... Всему этому соответствует оформление окружающего пространства, декорации, костюмы взрослых, элементы костюмов детей.

2. Все переживания происходят в реальном времени, в рамках определённого сюжета, который дети будут переживать ещё несколько дней, вспоминая, пересказывая события родителям, общаясь друг с другом.

3. Такие мероприятия способствуют сближению всех участников процесса, переживающих предложенный сюжет. А в последующем и вовлечению в этот процесс родителей, которые могут быть наблюдателями и активными участниками данного процесса либо пассивными участниками, т.е. слушателями (дети делятся впечатлениями).

Мы уверены, что такие мероприятия играют большую роль в развитии детей. Они раскрепощаются, проявляют актёрские способности, не боятся аудитории. Это качества, которые необходимы современному человеку. Кроме этого, такие мероприятия способствуют сплочению детского коллектива, так как они вместе пережили целый ряд событий. Мы отмечаем терапевтический эффект: преодоление страхов, барьера в общении, переживание разных по характеру эмоций. Участие в праздниках родителей способствуют вовлечению их в единое развивающее пространство, в жизнь дошкольной организации. На протяжении всего праздника с нами в тесном контакте работает фотограф, который обязательно ознакомлен со сценарием и профессионально расставляет акценты на сказочных героях, конкретном ребёнке и детском коллективе. Мы отмечаем также пролонгированный эффект таких мероприятий: дети и родители получают фотокнигу с полным описанием всех событий праздника, соответственно, можно пережить эмоции спустя некоторое время, опять погрузившись в сказку.

Если взрослые могут создать сказку для ребёнка, и прожить эту сказку вместе в реальном, а не виртуальном времени – это ли не важный элемент развития ребёнка!

Презентация.

“Сладкий сон” (сценарий)

Фея Снов: Здравствуйте, ребята! Я - Фея Сна, живу в стране Снов. Рада с Вами встретиться сегодня! Сегодня День Рождения у Вани! День Рождения! День Рождения! День Рождения у нас! Ваню будем поздравлять, Ваню будем величать!

“А У Вани День Рождения!” (хоровод)

Ване исполнилось 4 года: Вместе мы 4 раза хлопнем! Вместе мы 4 раза топнем! Ну-ка, Ваня, повернись, Всем ты, Ваня, покажись!

Фея Снов: Как собрались мы все вместе в наш весёлый хоровод. Будем дружно играть, Веселиться и плясать!

“Пусть бегут ...”

Поздравляем! Поздравляем! Поздравляем!

Фея Снов: А вы знаете, ребята, что происходит, когда мы засыпаем?

Дети:...

Фея: А происходит вот, что – вы засыпаете, вам снится сон, сейчас мы отправимся в сказочную страну Снов. Поедем мы на знакомом паровозике “Букашка”. Готовы?

Посыпать сонной пыльцой.

“Букашка”

За занавесом встречает Оле – Лукойе.

Оле – Лукойе: Здравствуйте, вы оказались в сказочной стране Снов. Я рад вас видеть здесь. Я Оле-Лукойе, добрый сказочник. А с моей помощницей Феей Снов, вы уже познакомились. Когда вы засыпаете в мягкой, тёплой постельке, я прихожу к вам, сажусь на краешек кровати, подую вам на головки, и вы видите чудесные сны. Сегодня мы приглашаем вас отправиться в путешествие по разным снам. Но для этого давайте ляжем на кроватку (декорированная кровать под тонким шатром с настоящими подушечками)

Колыбельная

Фея: Ну вот, все уснули!

1 Сон: “Путаница”

Оле-Лукойе: Ребята, мы попали в сон путаницу!

Фея: Пока мы спали, смотрите, все носочки перепутались. Надо найти пару и надеть на ручки. Давайте вместе всё быстро распутаем!

Оле-Лукойе: Ура! У нас получилось! Мы распутали сон! Ну что ж, давайте вернёмся в кроватку, нас ждёт следующий сон!

Песня “В доме моём тишина”

Оле-Лукойе: 2 Сон “Солнечный”

Фея: Жил на свете Солнечный зайчик, он со всеми дружил, он скакал куда хотел, не боялся никого, хоть и был зайчиком. Даже из воды всегда выходил сухим, не страшны ему были ни огонь, ни дым, соням и лентям долго спать не давал, утром весело гулял по дворам.

Оле-Лукойе: Давайте поймаем Солнечного зайчика.

Игра “Солнце”

Оле-Лукойе: Ну что ж, давайте пойдем скорее в кроватку, нас ждёт следующий сон.

Песня “Тишина”

Оле-Лукойе: 3 Сон “Чуткий сон”

Оле-Лукойе: Ребята, вы ложитесь на коврик, закрывайте глазки, вы будете чутко спать. До кого Фея дотронется своей волшебной палочкой, тот скажет “Мяу”. А все должны угадать, кто сказал “Мяу”?

Скорей, ребята, в кроватку, нас ждёт Сон!

Песня “Тишина”

Оле-Лукойе: 4 Сон Розовый!

Под розовую музыку разукрасить цветок, отдать имениннику.

Песня “Тишина”

Оле-Лукойе: 5 Сон “Шумный”

Фея: Мы попали в Сон, про животных ведь нам так нравятся животные и они часто приходят во сне. Давайте угадаем, какие животные нам приснились!

Танец “Зверобика”

Песня “Тишина”

Оле-Лукойе: 6 Сон “Аппетитный”

Оле-Лукойе: Давайте испечём вкусное, сладкое печенье!

Мастер-класс: Печём печенье из солёного теста, выкладываем на настоящий противень и выносим из зала.

Хоровод “Каравай”

Оле-Лукойе вносит настоящее печенье, выложенное на противень – имитируем процесс выпечки, вода.

Сладкая пауза.

Фея: А теперь разноцветная игра

“Карусель”

Фея: Ребята, вам мама на ночь читает сказку?

Оле-Лукойе: А мы сказку увидим!

Все занимайте свои места нас ждёт сказка... Кукольная сказка “Теремок”

Мыльные пузыри, шары, кафе “Сладкий сон”.