Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней.
Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Чтобы регулировать и оценивать свою деятельность, повышать ее эффективность, учитель применяет различные методы самоанализа, самоконтроля, самооценки и самокоррекции, стремясь достичь высокого уровня профессионализма и выработать не просто индивидуальный, а индивидуально-оптимальный стиль своей деятельности. Нацеленность на результат в деятельности нашего образовательного учреждения является ориентиром планирования, регулирования, организации и корректирования всей работы.
Естественно, приоритетным для меня является педагогический мониторинг.
Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающая непрерывное слежение за их состоянием, а также дающая возможность прогнозирования развития педагогических систем.
Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс
Мониторинг образовательной деятельности учителя начальных классов включает в себя следующие разделы:
1. Повышение качества образования.
- процент качества обученности школьников;
- внедрение в учебный процесс электронных учебно – методических пособий, ИКТ;
- повышение уровня сформированности учебно-информационных умений и навыков;
- повышение уровня сформированности учебно-управленческих умений и навыков;
- повышение уровня сформированности учебно-логических умений и навыков.
2. Внедрение в учебный процесс различных форм проектной и исследовательской деятельности
- результативность участия детей во всероссийских конкурсах – играх «Кенгуру», «Медвежонок», «ЭМУ», «Инфознайка» и многие другие конкурсы республиканского, российского и международных уровней;
- результативность участия детей в конкурсах, олимпиадах, по предмету;
- наличие новой системы оценки образовательных достижений учащихся.
3. Поддержка и развитие одаренных детей.
- доля уч-ся вовлеченных в дела, направленные на выявление и развитие одаренности;
- доля уч-ся, вовлеченных в научно – исследовательскую работу;
- доля уч-ся, вовлеченных в мероприятия интеллектуального направления.
4. Победители в олимпиадах школьного, городского уровней
- победители школьных олимпиад;
- победители городских олимпиад;
- победители всероссийских олимпиад;
- победители международных олимпиад.
5. Создание условий для комплексной безопасности обучающихся
- содержание в соответствии современными требованиями документов, по обеспечению безопасности;
- сформированность умений по безопасности жизнедеятельности;
- организация оздоровительных мероприятий для обучающихся;
- охват горячим питанием.
6. Участие детей в воспитательной работе класса и школы
- развитие детского самоуправления;
- вовлечение учащихся в кружки и секции;
- формирование у учащихся лидерских качеств;
- организация профилактической работы;
- организация диагностики «Воспитанность и воспитуемость»;
- участие родителей в общеклассных и общешкольных родительских собраниях;
- участие детей в концертах для родителей (традиция школы).
7. Использование современных образовательных технологий
- использование проектных и исследовательских технологий, других развивающих образовательных технологий;
- количество используемых учебных программ, УМК, построенных в рамках определенной технологии;
8. Обобщение опыта (муниципальный, республиканский и всероссийский уровни)
- выступление на методических объединениях школы, города;
- выступление на научно – практической конференции школы, города;
- выступление на педагогических советах;
- участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах;
- мастер – классы;
- конкурс профессионального мастерства.
9. Профессиональная компетентность
- курсы повышения квалификации;
- категория, разряд;
- участие в приоритетном национальном проекте;
- прохождение республиканского курса: Online-школа обучения татарскому языку «Ана теле»
- наличие методических рекомендаций, программ;
- наличие печатных изданий (где, тема);
- участие в проектах реализации целевых программ развития школы.
Данный мониторинг учителем начальных классов ведется 4 года (с 1-го по 4-й класс). В начале учебного года по всем показателям заполняется планируемый результат, в течение учебного года – конечный результат. После получения конечного результата, учитель соотносит желаемые результаты с имеющими. При малейших расхождениях устанавливаются причинно-следственные связи: недостатки в УВП, условиях, технологии, методиках и др. Далее следует этап постановки новых целей, спрогнозированные операционально в зоне потенциального развития ученика и способы их достижения.
Однако принцип системности в проведении педагогического мониторинга может быть реализован только при условии разработки циклограмм.
Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ
Предмет мониторинга (объекты мониторинга) |
Цели мониторинга |
Периодичность |
Результат |
Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения |
Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся |
2 раза в год |
Аналитические записки, диаграммы |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса |
Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д. |
1 раз в год (декабрь) |
Сводные таблицы, диаграммы |
Деятельность учителя |
Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга учителей |
Ежемесячно |
Таблицы, справки, диаграммы |
Деятельность классного руководителя |
Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций |
Ежемесячно |
Справки, таблицы, диаграммы |
Нормативно-планирующая документация |
Анализ качества составленных рабочих программ и календарно-тематического планирования |
2 раза в год (сентябрь, апрель) |
Протоколы |
Деятельность учащихся |
Определение уровня (качества) обученности учащихся |
Ежемесячно |
Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы |
Педагогический мониторинг обеспечивает педагога и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет насколько рациональны педагогические средства и методы, реализуемые в педагогическом процессе. Известно, что управление эффективно, если оно опирается не только на информацию на фиксированном уровне об успеваемости и качестве обучения учащихся, но и предполагает анализ причин их несоответствия заявленным результатам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Чтобы оперативно провести такой анализ необходимо рассматривать в единстве условия, процесс и результат мониторинга.
Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективное и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения.