Мониторинг деятельности учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС (выступление на педагогическом совете школы)

Разделы: Начальная школа


Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней.
Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Чтобы регулировать и оценивать свою деятельность, повышать ее эффективность, учитель применяет различные методы самоанализа, самоконтроля, самооценки и самокоррекции, стремясь достичь высокого уровня профессионализма и выработать не просто индивидуальный, а индивидуально-оптимальный стиль своей деятельности. Нацеленность на результат в деятельности нашего образовательного учреждения является ориентиром планирования, регулирования, организации и корректирования всей работы.
Естественно, приоритетным для меня является педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающая непрерывное слежение за их состоянием, а также дающая возможность прогнозирования развития педагогических систем.
Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс

Мониторинг образовательной деятельности учителя  начальных классов включает в себя следующие разделы:

1. Повышение качества образования.

  • процент качества обученности школьников;
  • внедрение в учебный процесс электронных учебно – методических пособий, ИКТ;
  • повышение уровня сформированности учебно-информационных умений и навыков;
  • повышение уровня  сформированности учебно-управленческих умений и навыков;
  • повышение уровня  сформированности учебно-логических умений и навыков.

2. Внедрение в учебный процесс различных форм проектной и исследовательской деятельности

  • результативность участия детей во всероссийских конкурсах – играх «Кенгуру», «Медвежонок», «ЭМУ», «Инфознайка» и многие другие конкурсы республиканского, российского и международных уровней;
  • результативность участия детей в конкурсах, олимпиадах, по предмету;
  • наличие новой системы оценки образовательных достижений учащихся.

3. Поддержка и развитие одаренных детей.

  • доля уч-ся вовлеченных в дела, направленные на выявление и развитие одаренности;
  • доля уч-ся, вовлеченных в научно – исследовательскую работу;
  • доля уч-ся, вовлеченных в мероприятия интеллектуального направления.

4. Победители  в олимпиадах школьного, городского уровней

  • победители школьных олимпиад;
  • победители городских олимпиад;
  • победители всероссийских олимпиад;
  • победители международных олимпиад.

5. Создание условий для комплексной безопасности обучающихся

  • содержание в соответствии современными требованиями документов, по обеспечению безопасности;
  • сформированность умений по безопасности жизнедеятельности;
  • организация оздоровительных мероприятий для обучающихся;
  • охват горячим питанием.

6. Участие детей в воспитательной работе класса и школы

  • развитие детского самоуправления;
  • вовлечение учащихся в кружки и секции;
  • формирование у учащихся лидерских качеств;
  • организация профилактической работы;
  • организация диагностики «Воспитанность и воспитуемость»;
  • участие родителей в общеклассных и общешкольных родительских собраниях;
  • участие детей в концертах для родителей (традиция школы).

7. Использование современных образовательных технологий

  • использование проектных и исследовательских технологий, других  развивающих образовательных технологий;
  • количество используемых учебных программ, УМК, построенных в рамках определенной технологии;

8. Обобщение опыта (муниципальный, республиканский и всероссийский уровни)

  • выступление на методических объединениях школы, города;
  • выступление на научно – практической конференции школы, города;
  • выступление на педагогических советах;
  • участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах;
  • мастер – классы;
  • конкурс профессионального мастерства.

9. Профессиональная компетентность

  • курсы повышения квалификации;
  • категория, разряд;
  • участие в приоритетном национальном проекте;
  • прохождение республиканского курса: Online-школа обучения татарскому языку «Ана теле»
  • наличие методических рекомендаций, программ;
  • наличие печатных изданий (где, тема);
  • участие в проектах реализации целевых программ развития школы.

Данный мониторинг учителем начальных классов ведется 4 года (с 1-го по 4-й класс). В начале учебного года по всем показателям заполняется планируемый результат, в течение учебного года – конечный результат. После получения конечного результата, учитель соотносит желаемые результаты с имеющими. При малейших расхождениях устанавливаются причинно-следственные связи: недостатки в УВП, условиях, технологии, методиках и др. Далее следует этап постановки новых целей, спрогнозированные операционально  в зоне потенциального развития ученика и способы их достижения.
Однако принцип системности в проведении педагогического мониторинга может быть реализован только при условии разработки циклограмм.
Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ

Предмет мониторинга (объекты мониторинга)

Цели мониторинга

Периодичность

Результат

Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения

Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся

2 раза в год

Аналитические записки, диаграммы

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д.

1 раз в год (декабрь)

Сводные таблицы, диаграммы

Деятельность учителя

Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга учителей

Ежемесячно

Таблицы, справки, диаграммы

Деятельность классного руководителя

Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций

Ежемесячно

Справки, таблицы, диаграммы

Нормативно-планирующая документация

Анализ качества составленных рабочих программ и календарно-тематического планирования

2 раза в год (сентябрь, апрель)

Протоколы

Деятельность учащихся

Определение уровня (качества) обученности учащихся

Ежемесячно

Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы

Педагогический мониторинг обеспечивает педагога и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет насколько рациональны педагогические средства и методы, реализуемые в педагогическом процессе. Известно, что управление эффективно, если оно опирается не только на информацию на фиксированном уровне об успеваемости и качестве обучения учащихся, но и предполагает анализ причин их несоответствия заявленным результатам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Чтобы оперативно провести такой анализ необходимо рассматривать в единстве условия, процесс и результат мониторинга.
Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективное и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения.