Формирование и развитие коммуникативной компетенции является основной целью обучения иностранному языку в школе. Коммуникативная компетенция – практическое владение разными видами речевой деятельности. Для достижения этой цели необходимо предоставить возможность каждому ученику практиковать рецептивные и продуктивные навыки речевой деятельности, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом склонностей и способностей детей. Опыт показывает, что речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться.
На урок приходят дети разного уровня языковой подготовки. Как же создать условия для активной совместной учебной деятельности на иностранном языке? Это возможно, если на уроке активно использовать технологию сотрудничества.
Обучение в сотрудничестве – это одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка, которая предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. Речемыслительная активность учащихся развивается при помощи коммуникативных задач речевого общения. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Учащиеся с разными учебными возможностями объединяются в группы, совместная работа в которых помогает усвоить трудный для них материал, еще раз более осознанно закрепить свои знания. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
1. Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть учащиеся с разным уровнем учебных возможностей. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять ее состав. Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку.
2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только, а иногда не столько знания, сколько усилия учащихся. При этом в ряде случаев можно предоставить ребятам оценивать результаты своего труда.
4. Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитываться за задание. В ряде случаев это может быть учащийся с низкими учебными возможностями. И если такой ученик в состоянии обстоятельно изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы.
Работа в группах возможна при обучении школьников всем видам устной речевой деятельности. При развитии навыков и умений монологической речи на уроках перед группами ставятся такие речевые задачи:
Дайте советы одноклассникам о том, что они должны / не должны делать, чтобы быть здоровыми.
Членам группы предлагаются опорные слова и выражения, а также используются иллюстрации. Подобные задания получают и остальные группы. Им нужно убедить друзей в том, что фаст фуд вреден для здоровья, определить список продуктов, способствующих сохранению здоровья, заинтересовать своих одноклассников теми видами спорта, которыми они занимаются.
Организация работы небольшими группами дает хороший эффект, т.к. общение осуществляется более непринужденно. Кроме того, учителю в этих условиях легче проверить правильность языкового оформления высказываний.
Работа учащихся в группе позволяет увидеть, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. В результате совместной учебной деятельности учащихся удаётся значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке. Кроме того, ученики привыкают работать самостоятельно, а учитель приобретает новую роль в учебном процессе – он организует самостоятельную учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся.
Опыт использования этой технологии на уроках показывает, что она дает возможность достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Использование этой технологии помогает создать условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. Кроме того, в процессе работы учащихся в группах происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником темы, взаимообучение – в ходе обмена усвоенной информацией.
Проводя уроки, в основу которых положена технология сотрудничества, я пришла к выводу, что в сочетании с другими формами организации обучения, работа в малых группах достаточно эффективна: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность сориентироваться в создавшейся ситуации. Учителю технология сотрудничества дает огромные возможности для творческого подхода.
Использование технологии сотрудничества на уроках английского языка
- Лапина Ирина Владимировна, учитель английского языка
Разделы: Иностранные языки