Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П.А. в исследовании истории Коми края.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с биографией и наследием Сорокина П.А по истории Коми края;
- охарактеризовать политическое, социально-экономическое и культурное развитие Коми края в начале XX века.
Развивающие:
- формировать исследовательские навыки;
- находить ответы на вопросы, используя полученную на уроке информацию, делать выводы в результате совместной работы;
- способствовать развитию познавательного интереса к истории родного края, к жизни и творчеству великого земляка;
- формировать умения выражать и аргументировать своё мнение о взглядах Сорокина П.А. на историю Коми края;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и уважения к личности талантливого земляка;
- формировать нравственную и гражданскую позицию;
- воспитывать взаимопомощь, культуру общения в коллективе (в группе).
Ожидаемые результаты.
Предметные.
Обучающиеся научатся:
- определять факторы, обусловившие обширные научные интересы П.А. Сорокина;
- характеризовать этнографические исследования П.А. Сорокина;
- определять свою мировоззренческую, гражданскую позицию.
Метапредметные:
1. Регулятивные.
Обучающиеся смогут:
- применять имеющиеся знания для решения поставленной задачи;
- развить умение планировать свою деятельность на разных этапах работы;
- развить умение оценивать свою работу и работу других обучающихся;
2. Коммуникативные
Обучающиеся смогут:
- через технологии обучения на основе учебной ситуации и учебно-исследовательской и проектной деятельности формулировать и аргументировать свою позицию;
- отрабатывать умение работы в группе;
- развить умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении выдвинутой проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учениками и учителем.
3. Познавательные
Обучающиеся смогут:
- искать и находить необходимую информацию с применением методов исследовательской деятельности: сравнение, анализ, умение делать выводы;
- самостоятельно работать с источником;
- развить умения строить логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
4. Личностные
Обучающиеся смогут:
- получить опыт и отработать умения публичных выступлений;
- расширить свой социальный опыт на основе изучения и анализа жизненного пути и научного наследия Сорокина П.А. о Коми крае;
- определить свою позицию по проблеме урока: “В чём значение этнографических работ Сорокина П.А. в изучении народа коми и Коми края начала XX века? Почему одним из критериев оценки жизни человека является любовь к родному краю? Что значит, национальное самосознание и как сохранить его преемственность?”;
- проникнуться гордостью за Коми край, где родился и, где происходило становление социологических взглядов выдающегося учёного.
Тип урока: урок формирования новых знаний, интегрированный (краеведение + история). Подведение итогов поисковой деятельности по определённой теме.
Форма урока: семинарское занятие.
Технологии: обучение на основе учебной ситуации; учебно-исследовательская и проектная деятельность, ИКТ.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.
Оборудование:
- презентация к уроку;
- компьютер;
Подготовительная работа: Обучающимся дается опережающее задание. Класс делится на 8 групп, каждой группе предложено подготовить сообщение по содержанию одной из работ Сорокина П.А.: литературный этюд “Рыт-пукалoм” (“Рассказ из жизни северной деревни”), “Пережитки анимизма у зырян”, “Современные зыряне”, глава I автобиографического романа “Долгий путь”. Группы готовят мини-презентации, которые вошли в общую презентацию. Представленная на слайдах информация содержит выдержки из работ Сорокина П.А.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы, цели и задач урока, актуализация знаний.
3. Выступления обучающихся: защита результатов исследовательской деятельности группами.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Всего лишь сто с небольшим лет отделяет нас сегодня от того времени, в которое мы перенесемся на уроке. За сто лет в стране произошли серьёзные изменения. Прогресс усовершенствовал нашу жизнь. Мы сегодня с вами погрузимся в тот мир, который окружал жителей нашего края в начале XX века. Я думаю, наш урок будет интересен и тем, что о Коми крае начала XX века мы будем говорить на основе этнографических работ первого доктора социологии в истории отечественной науки, всемирно известного учёного Сорокина П.А., уроженца коми земли. Сорокин П.А. по праву является одним из самых квалифицированных и авторитетных учёных в коми дореволюционной этнографии.
2. Сообщение темы, цели, задач, плана урока, актуализация знаний.
План семинара:
1. Краткая биография Сорокина П.А.
2. Питирим Сорокин о Коми крае в начале XX века.
2.1. Этнографические исследования в дореволюционный период.
2.1.1. “Рыт-пукалoм” (“Рассказ из жизни северной деревни”).1910 г.
2.1.2. Анализ традиционного мировоззрения коми в статье “Пережитки анимизма у зырян”. 1910 г.
2.1.3.“Современные зыряне” - “объективный очерк современной жизни и быта” коми-зырян. 1911 г.
1. Границы этнической территории коми, численность зырян, поселения.
2. Материальная культура коми (одежда, жилище, утварь, украшения и т.д.).
3. Занятия и промыслы зырян.
4. Семейные и общественные отношения.
5. Язык, художественное творчество, грамотность зырян.
2.2. Сорокин П.А. о Коми крае в автобиографическом романе “Долгий путь”. 1962 г.
3. Память о Питириме Сорокине.
Обучающиеся записывают тему и план семинара в тетради.
“Рыт-пукалoм” (“Рассказ из жизни северной деревни”), “Пережитки анимизма у зырян”, “К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян”, “Современные зыряне”
Актуализация знаний: постановка проблемы.
Учитель: Мы знаем, что в начале XX века административной единицы под названием “Коми край” в Российской империи не существовало. Территория края входила в состав Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской губернии, Печорского уезда Архангельской губернии, Орловского уезда Вятской губернии и Чердынского уезда Пермской губернии. На 1897 г. численность населения составляла 142 тыс. коми и 14-16 тыс. русских (в пределах современной РК). 95% населения – крестьяне. Север Европейской России издавна привлекал внимание путешественников, ученых, писателей. Русские и зарубежные исследователи, которые посетили Север, оставляли как интересные дневники путешествий, так и серьезные исследования. Но особо ценным источником по изучению жизни коми-зырян начала XX века является этнографический материал Сорокина П.А., уроженца Коми края. На уроке мы попытаемся на основе этнографических исследований и автобиографии учёного выделить особенности развития Коми края в начале XX века.
Уже на склоне лет, прожив в США 40 лет, Сорокин П.А. писал: “Я рад, что прожил детство в этой девственной стране и даже сейчас, если бы мог выбирать, я не променял бы ее на самую цивилизованную среду обитания в самом лучшем жилом районе самого прекрасного города в мире”. Почему одним из критериев оценки жизни человека является любовь к родному краю? Что значит, национальное самосознание и как сохранить его преемственность? Эти вопросы остаются актуальными и в наше время.
3. Защита группами результатов исследовательской деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Краткая биография Сорокина П.А. | |
После выступления организуется
обсуждение (беседа): 1) Какие черты характера отличали Сорокина П.А.? 2) Что повлияло на формирование и развитие политических, философских и социологических взглядов П. Сорокина? |
Учащиеся отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы обучающихся: 1) Трудолюбие, творчество, дальновидность, человеколюбие, целеустремлённость, открытость новому, смелость в преодолении жизненных трудностей и т.д. 2) Жизненные условия детства и юности; религия, придавшая его размышлениям ценностный, этический оттенок; социально-политические изменения в России, свидетелем которых он стал; личные переживания трагических событий; идейные направления, господствовавшие в социально-философской мысли. |
2. Питирим Сорокин о Коми крае в
начале XX века. 2.1. Этнографические исследования в дореволюционный период. 2.1.1. “Рыт-пукалoм” (“Рассказ из жизни северной деревни”).1910 г. 2.1.2. Анализ традиционного мировоззрения коми в статье “Пережитки анимизма у зырян”. 1910 г. 2.1.3. “Современные зыряне” - “объективный очерк современной жизни и быта” коми-зырян. 1911 г. 1. Границы этнической территории коми, численность зырян, поселения. 2. Материальная культура коми (одежда, жилище, утварь, украшения и т.д.). 3. Занятия и промыслы зырян. 4. Семейные и общественные отношения. 5. Язык, художественное творчество, грамотность зырян. |
|
1) Перед началом выступлений групп
ученики получают задание: записать основные темы
этнографических исследований Сорокина П.А. о
Коми крае. После выступлений групп организуется обсуждение (беседа): 1) Каковы основные темы этнографических исследований Сорокина П.А. о Коми крае? |
1) Обучающиеся слушают докладчиков и
делают записи в тетради. После выступления групп участвуют в обсуждении: 1) Ученики называют основные темы этнографических исследований Сорокина П.А. о Коми крае в начале XX века: - границы этнической территории коми; - материальная культура коми (одежда, жилище, утварь, украшения и т.д.) - традиционные посиделки в коми деревне; - анализ традиционного мировоззрения коми; - семейные и общественные отношения; - древние, дохристианские верования коми народа; - основные хозяйственные занятия и промыслы; - календарная и семейная обрядность; - социально-экономические отношения в Коми крае; - политическая и социальная обстановка в Коми крае в дореволюционный период; - духовный мир коми народа; - язык и художественное творчество зырян. |
2) Какие методы этнографических исследований были использованы учёным? | 3) Экспедиционный сбор этнографического материала о быте, жилище, одежде, утвари и т.д.; наблюдение; интервью (личная беседа с жителями коми деревень). |
3) Что отличало творчество Питирима Сорокина о Коми крае в дореволюционный период? | 2) Сорокин П.А. непосредственно наблюдал
живую действительность, поэтому его
исследования отличаются не только
описательностью различных сфер образа жизни коми, но и личностным отношением этнографа к среде исследования. В очерке “Рыт-пукалoм” будущий ученый предстаёт певцом сельской идиллии (герой очерка Лав Вась рассказывает чудесные истории). В статье “Пережитки анимизма у зырян” сделана попытка реконструировать дохристианские идеологические представления коми (приводя данные о народной медицине, колдовстве, автор отмечает, что источником одушевления различных предметов является предполагаемая способность души “лов” к всевозможным перевоплощениям). |
4) В статье “Современные зыряне” упоминаются Иван Алексеевич Куратов и Жаков Каллистрат Фалалеевич. Что вы знаете о них? | Предполагаемые ответы обучающихся: Куратов И.А.: - зырянский поэт XIX века; - основоположник коми литературы; - лингвист, написал грамматику коми языка; - делал переводы с русского языка стихотворений А.С. Пушкина, басен И.А. Крылова, а также зарубежных поэтов Байрона и Шиллера; - писал стихи о жизни коми народа в XIX веке Жаков К.Ф.: - писатель и философ конца XIX – начала XX вв.; - родился в деревне Давпон близ Усть-Сысольска (ныне Сыктывкар), в семье коми-зырянского крестьянина; - автор эпической поэмы об истории средневековых коми “Биармия”. |
2.2. Сорокин П.А. о Коми крае в автобиографическом романе “Долгий путь”. | |
1) Перед началом выступления ученики получают задание: Какие особенности политической и социальной обстановки Коми края начала XX века отмечает Сорокин П.А.? | Ученики высказывают свое мнение. Предполагаемый ответ: - так как в Коми крае никогда не было крепостного права, зыряне всегда были свободными людьми и решали свои дела самостоятельно, при помощи самоуправления; - земля была в совместном владении всех членов сельских общин и её по справедливости делили между семьями по количеству членов; - практически полное отсутствие неравенства среди населения и резкого экономического, политического расслоения; - между двумя полами в основном соблюдалось равноправие; - малое количество преступлений; - здесь не было классовой борьбы и сформировавшихся политических партий; - контроль со стороны царского правительства был ограничен. |
2) Учитель: Почему даже уехав с родных мест навсегда, Сорокин П.А. вспоминает их с теплотой, с гордостью пишет о красоте и богатстве своего родного края? | Ученики высказывают свое мнение. Предполагаемый ответ: Несмотря на трудные годы детства и юности Сорокина П.А., соприкосновение с природой родного края, народным искусством, традициями, историей способствовали глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. |
3. Память о Питириме Сорокине. | |
Учитель: В ряду выдающихся людей, биографии которых неразрывно связаны с Коми краем, можно назвать святителя Стефана?Пермского (современник святого Сергия Радонежского, основатель самой северной на тот момент православной епархии, составитель зырянской азбуки и креститель коми народа), К.Ф. Жакова, В.П. Налимова (профессор этнографии) и многих других. Это яркие исторические имена. Почему имя Сорокина в этом ряду занимает особое место? | Обучающиеся слушают докладчика. Высказывают предположения: Сорокин П.А. - всемирно известный русско-американский социолог. Разработанные им теории революции, социальной мобильности и социальной стратификации, созидательного альтруизма и др. актуальны и востребованы в современном обществе. Однако становление социологических взглядов Сорокина П.А. происходило именно на родине. Он родился, вырос, стал учёным на нашей коми земле путем этнографических исследований в Коми крае – на коми языке, который был его родным языком. Стиль ранних работ Сорокина П.А. о коми земле уникален и красочен, многие слова написаны на русском и коми языках. |
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Спасибо за работу, но вернёмся к главному вопросу урока:
На основе этнографических исследований и автобиографии учёного выделить особенности развития Коми края в начале XX века. Почему одним из критериев оценки жизни человека является любовь к родному краю? Что значит, национальное самосознание и как сохранить его преемственность?
Предполагаемые ответы обучающихся:
1. В своих этнографических работах Сорокин П.А. дал подробное описание и характеристику социально-экономических отношений, традиционных культурных процессов, которые пронизывали жизнь коми деревни в начале XX века.
2. В начале XX века Коми край оставался экономически слаборазвитой аграрно-сырьевой окраиной России. Главными занятиями у коми были земледелие и скотоводство. Специфической отраслью скотоводства у северных коми (ижемцев) было оленеводство.
3. По-прежнему сохранялись самые примитивные способы использования земли, поэтому основная масса коми крестьянства не могла улучшить земледелие и содержать необходимое для хозяйства количество скота. Прогресс в сельскохозяйственных орудиях выразился лишь в появлении “однокошных” плугов в хозяйствах богатых крестьян. Земледелие края не удовлетворяло потребности самого крестьянства в хлебе.
4. Наиболее массовое распространение у коми имел лесной промысел. В конце XIX - начале ХХ веков новым явлением среди коми ремесленников становится отходничество.
5. Культура коми народа отличается самобытностью и неповторимостью. Обряды коми интересны, сложны и полны глубокого смысла.
6. Жизнь и творчество Сорокина П.А. – это яркий пример того, чего может достичь простой человек, родившийся в глубинке, ставя перед собой цели и упорно добиваясь их. “Ыджыд морт”, в переводе с коми языка “Большой человек”, - так называли Питирима Сорокина его земляки зыряне. Это пример для молодежи, что наша Коми земля способна давать людей, которыми может гордиться Россия и весь мир.
7. Несмотря на то, что новая власть, большевики, не позволили Сорокину П.А. работать в своей стране, учёный сохранил в себе чувство собственного достоинства – одно из важнейших ценностей в жизни и поведении человека. В душе он всегда был верен России и своей малой родине, переживал за судьбу своей страны и своего народа.
8. Национальное самосознание - это осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и сопереживание своего единства с другими членами этнической общности. Оно проявляется в идеях, взглядах, чувствах, эмоциях, национальных ценностях и интересах. Став классиком западной социологии, автором многочисленных научных исследований, написанных на английском языке, Сорокин П.А. сохранял духовную связь со своей малой родиной. В своих работах он всегда с любовью пишет о Коми крае, восхищается природой и духовным миром коми народа.
Учитель подводит итог урока, благодарит за работу.
Домашнее задание:
В работе “Современные зыряне” 1911 года Сорокин П.А. писал: “Зыряне народ мирный, гостеприимный и честный”. Приведите примеры из истории нашего края, подтверждающие, что эти качества коми народа сохранялись на протяжении последних ста лет (могут быть приведены примеры из истории Коми края в годы Гражданской войны и Великой Отечественной войны, в 90-е годы XX века и т.д.)Рефлексия (приём “Утверждение”). Обучающиеся высказывают свое мнение.
- Я узнал(а) много нового.
- Мне это пригодится в жизни.
- На уроке было над чем подумать.
- На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
- На уроке я работал(а) ответственно и цели урока достиг(ла).