Коми край начала XX века в исследованиях Питирима Сорокина. 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П.А. в исследовании истории Коми края.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить обучающихся с биографией и наследием Сорокина П.А по истории Коми края;
  • охарактеризовать политическое, социально-экономическое и культурное развитие Коми края в начале XX века.

Развивающие:

  • формировать исследовательские навыки;
  • находить ответы на вопросы, используя полученную на уроке информацию,  делать выводы в результате совместной работы;
  • способствовать развитию познавательного интереса к истории родного края, к жизни и творчеству великого земляка;
  • формировать умения выражать и аргументировать своё мнение о взглядах Сорокина П.А. на историю Коми края;

Воспитательные

  • воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и уважения к  личности талантливого земляка;
  • формировать нравственную и гражданскую позицию;
  • воспитывать взаимопомощь, культуру общения в коллективе (в группе).

Ожидаемые результаты.

Предметные.

Обучающиеся научатся:

  • определять факторы, обусловившие обширные научные интересы П.А. Сорокина;
  • характеризовать этнографические исследования П.А. Сорокина;
  • определять свою мировоззренческую, гражданскую позицию.

Метапредметные:

1. Регулятивные.

Обучающиеся смогут:

  • применять имеющиеся знания для решения поставленной задачи; 
  • развить умение планировать свою деятельность на разных этапах работы;
  • развить умение оценивать свою работу и работу других обучающихся;

2. Коммуникативные

Обучающиеся смогут:

  • через технологии обучения на основе учебной ситуации и учебно-исследовательской и проектной деятельности формулировать и аргументировать свою позицию;
  • отрабатывать умение работы в группе;
  • развить умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении выдвинутой проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учениками и учителем.

3. Познавательные

Обучающиеся смогут:

  • искать и находить необходимую информацию с применением методов исследовательской деятельности: сравнение, анализ, умение делать выводы;
  • самостоятельно работать с источником;
  • развить умения строить логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

4. Личностные

Обучающиеся смогут:

  • получить опыт и отработать умения публичных выступлений;
  • расширить свой социальный опыт на основе изучения и анализа жизненного пути и научного наследия Сорокина П.А. о Коми крае;
  • определить свою позицию по проблеме урока: “В чём значение этнографических работ Сорокина П.А. в изучении народа коми  и Коми края начала XX века? Почему одним из критериев оценки жизни человека является любовь к родному краю? Что значит, национальное самосознание и как сохранить его преемственность?”;
  • проникнуться гордостью за Коми край, где родился и, где происходило становление социологических взглядов выдающегося учёного.

Тип урока: урок формирования новых знаний, интегрированный (краеведение + история). Подведение итогов поисковой деятельности по определённой теме.

Форма урока: семинарское занятие.

Технологии: обучение на основе учебной ситуации; учебно-исследовательская и проектная деятельность, ИКТ.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • компьютер;

Подготовительная работа:  Обучающимся дается опережающее задание. Класс делится на 8 групп, каждой группе предложено подготовить сообщение по содержанию одной из работ Сорокина П.А.: литературный этюд “Рыт-пукалoм” (“Рассказ из жизни северной деревни”), “Пережитки анимизма у зырян”, “Современные зыряне”, глава I автобиографического романа “Долгий путь”. Группы готовят мини-презентации, которые вошли в общую презентацию. Представленная на слайдах информация содержит выдержки из работ Сорокина П.А.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы, цели и задач урока, актуализация знаний.

3. Выступления обучающихся: защита результатов исследовательской деятельности группами.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Всего лишь сто с небольшим лет отделяет нас сегодня от того времени, в которое мы перенесемся на уроке. За сто лет в стране произошли серьёзные изменения. Прогресс усовершенствовал нашу жизнь. Мы сегодня с вами погрузимся в тот мир, который окружал жителей нашего края в начале XX века. Я думаю, наш урок будет интересен и тем, что о Коми крае начала XX века мы будем говорить на основе этнографических работ первого доктора социологии в истории отечественной науки, всемирно известного учёного Сорокина П.А., уроженца коми земли. Сорокин П.А. по праву является одним из самых квалифицированных и авторитетных учёных в коми дореволюционной этнографии.

2. Сообщение темы, цели, задач, плана урока, актуализация знаний.

План семинара:

1. Краткая биография Сорокина П.А.

2. Питирим Сорокин о Коми крае в начале XX века.

2.1. Этнографические исследования в дореволюционный период.

2.1.1. “Рыт-пукалoм” (“Рассказ из жизни северной деревни”).1910 г.

2.1.2. Анализ традиционного мировоззрения коми в статье “Пережитки анимизма у зырян”. 1910 г.

2.1.3.“Современные зыряне” - “объективный очерк современной жизни и быта” коми-зырян. 1911 г.

1. Границы этнической территории коми, численность зырян, поселения.

2. Материальная культура коми (одежда, жилище, утварь, украшения и т.д.).

3. Занятия и промыслы зырян.

4. Семейные и общественные отношения.

5. Язык, художественное творчество, грамотность зырян.

2.2. Сорокин П.А. о Коми крае в автобиографическом романе “Долгий путь”. 1962 г.

3. Память о Питириме Сорокине.

Обучающиеся записывают тему и план семинара в тетради.

“Рыт-пукалoм” (“Рассказ из жизни северной деревни”), “Пережитки анимизма у зырян”, “К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян”, “Современные зыряне”

Актуализация знаний: постановка проблемы.

Учитель: Мы знаем, что в начале XX века административной единицы под названием “Коми край” в Российской империи не существовало. Территория края входила в состав Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской губернии, Печорского уезда Архангельской губернии, Орловского уезда Вятской губернии и Чердынского уезда Пермской губернии.  На 1897 г. численность населения составляла 142 тыс. коми и 14-16 тыс. русских (в пределах современной РК). 95% населения – крестьяне. Север Европейской России издавна привлекал внимание путешественников, ученых, писателей. Русские и зарубежные исследователи, которые посетили Север, оставляли как интересные дневники путешествий, так и серьезные исследования. Но особо ценным источником по изучению жизни коми-зырян начала XX века является этнографический материал Сорокина П.А., уроженца Коми края. На уроке мы попытаемся на основе этнографических исследований и автобиографии учёного выделить особенности развития Коми края в начале XX века.

Уже на склоне лет, прожив в США 40 лет, Сорокин П.А. писал: “Я рад, что прожил детство в этой девственной стране и даже сейчас, если бы мог выбирать, я не променял бы ее на самую цивилизованную среду обитания в самом лучшем жилом районе самого прекрасного города в мире”. Почему одним из критериев оценки жизни человека является любовь к родному краю? Что значит, национальное самосознание и как сохранить его преемственность? Эти вопросы остаются актуальными и в наше время.

3. Защита группами результатов исследовательской деятельности.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Краткая биография Сорокина П.А.
После выступления организуется обсуждение (беседа):

1) Какие черты характера отличали Сорокина П.А.?

2) Что повлияло на формирование и развитие политических, философских и социологических взглядов П. Сорокина?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы обучающихся:

1) Трудолюбие, творчество, дальновидность, человеколюбие, целеустремлённость, открытость новому, смелость в преодолении жизненных трудностей и т.д.

2) Жизненные условия детства и юности; религия, придавшая его размышлениям ценностный, этический оттенок; социально-политические изменения в России, свидетелем которых он стал; личные переживания трагических событий; идейные направления, господствовавшие в социально-философской мысли.

2. Питирим Сорокин о Коми крае в начале XX века.

2.1. Этнографические исследования в дореволюционный период.

2.1.1. “Рыт-пукалoм” (“Рассказ из жизни северной деревни”).1910 г.

2.1.2. Анализ традиционного мировоззрения коми в статье “Пережитки анимизма у зырян”. 1910 г.

2.1.3. “Современные зыряне” - “объективный очерк современной жизни и быта” коми-зырян. 1911 г.

1. Границы этнической территории коми, численность зырян, поселения.

2. Материальная культура коми (одежда, жилище, утварь, украшения и т.д.).

3. Занятия и промыслы зырян.

4. Семейные и общественные отношения.

5. Язык, художественное творчество, грамотность зырян.

1) Перед началом выступлений групп ученики получают задание: записать основные темы этнографических исследований Сорокина П.А. о Коми крае.

После выступлений групп организуется обсуждение (беседа):

1) Каковы основные темы этнографических исследований Сорокина П.А. о Коми крае?

1) Обучающиеся слушают докладчиков и делают записи в тетради.

После выступления групп участвуют в обсуждении: 1) Ученики называют основные темы этнографических исследований Сорокина П.А. о Коми крае в начале XX века:

- границы этнической территории коми;

- материальная культура коми (одежда, жилище, утварь, украшения и т.д.)

- традиционные посиделки в коми деревне;

- анализ традиционного мировоззрения коми;

- семейные и общественные отношения;

- древние, дохристианские верования коми народа;

- основные хозяйственные занятия и промыслы;

- календарная и семейная обрядность;

- социально-экономические отношения в Коми крае;

- политическая и социальная обстановка в Коми крае в дореволюционный период;

- духовный мир коми народа;

- язык и художественное творчество зырян.

2) Какие методы этнографических исследований были использованы учёным? 3) Экспедиционный  сбор этнографического материала о быте, жилище, одежде, утвари и т.д.; наблюдение; интервью  (личная беседа с жителями коми деревень).
3) Что отличало творчество Питирима Сорокина о Коми крае в дореволюционный период? 2) Сорокин П.А. непосредственно наблюдал живую действительность, поэтому его исследования отличаются не только описательностью различных

сфер образа жизни коми, но и личностным отношением этнографа к среде исследования. В очерке “Рыт-пукалoм” будущий ученый предстаёт певцом сельской идиллии (герой очерка Лав Вась рассказывает чудесные истории). В статье “Пережитки анимизма у зырян” сделана попытка реконструировать дохристианские идеологические представления коми (приводя данные о народной медицине, колдовстве, автор отмечает, что источником одушевления различных предметов является предполагаемая способность души “лов” к всевозможным перевоплощениям).

4) В статье “Современные зыряне” упоминаются Иван Алексеевич Куратов и Жаков Каллистрат Фалалеевич. Что вы знаете о них? Предполагаемые ответы обучающихся:

Куратов И.А.:

- зырянский поэт XIX века;

- основоположник коми литературы;

- лингвист, написал грамматику коми языка;

- делал переводы с русского языка стихотворений А.С. Пушкина, басен И.А. Крылова, а также зарубежных поэтов Байрона и Шиллера;

- писал стихи о жизни коми народа в XIX веке Жаков К.Ф.:

- писатель и философ конца XIX – начала XX вв.;

- родился в деревне Давпон близ Усть-Сысольска (ныне Сыктывкар), в семье коми-зырянского крестьянина;

- автор эпической поэмы об истории средневековых коми “Биармия”.

2.2. Сорокин П.А. о Коми крае в автобиографическом романе “Долгий путь”.
1) Перед началом выступления ученики получают задание: Какие особенности политической и социальной обстановки Коми края начала XX века отмечает Сорокин П.А.? Ученики высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ:

- так как в Коми крае никогда не было крепостного права, зыряне всегда были свободными людьми и решали свои дела самостоятельно, при помощи самоуправления;

- земля была в совместном владении всех членов сельских общин и её по справедливости делили между семьями по количеству членов;

- практически полное отсутствие неравенства среди населения и резкого экономического, политического расслоения;

- между двумя полами в основном соблюдалось равноправие;

- малое количество преступлений;

- здесь не было классовой борьбы и сформировавшихся политических партий;

- контроль со стороны царского правительства был ограничен.

2) Учитель: Почему даже уехав с родных мест навсегда, Сорокин П.А. вспоминает их с теплотой, с гордостью пишет о красоте и богатстве своего родного края?  Ученики высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ:

Несмотря на трудные годы детства и юности Сорокина П.А., соприкосновение с природой родного края, народным искусством, традициями, историей способствовали глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

3. Память о Питириме Сорокине.
Учитель: В ряду выдающихся людей, биографии которых неразрывно связаны с Коми краем, можно назвать святителя Стефана?Пермского (современник святого Сергия Радонежского, основатель самой северной на тот момент православной епархии, составитель зырянской азбуки и креститель коми народа), К.Ф. Жакова, В.П. Налимова (профессор этнографии) и многих других. Это яркие исторические имена. Почему имя Сорокина в этом ряду занимает особое место? Обучающиеся слушают докладчика.

Высказывают предположения:

Сорокин П.А. - всемирно известный русско-американский социолог. Разработанные им теории революции, социальной мобильности и социальной стратификации, созидательного альтруизма и др. актуальны и востребованы в современном обществе. Однако становление социологических взглядов Сорокина П.А. происходило именно на родине. Он родился, вырос, стал учёным на нашей коми земле путем этнографических исследований в Коми крае – на коми языке, который был его родным языком. Стиль ранних работ Сорокина П.А. о коми земле уникален и красочен, многие слова написаны на русском и коми языках.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Спасибо за работу, но вернёмся к главному вопросу урока:

На основе этнографических исследований и автобиографии учёного выделить особенности развития Коми края в начале XX века. Почему одним из критериев оценки жизни человека является любовь к родному краю? Что значит, национальное самосознание и как сохранить его преемственность?

Предполагаемые ответы обучающихся:

1. В своих этнографических работах Сорокин П.А. дал подробное описание и характеристику социально-экономических отношений, традиционных культурных процессов, которые пронизывали жизнь коми деревни в начале XX века.

2. В начале XX века Коми край оставался экономически слаборазвитой аграрно-сырьевой окраиной России. Главными занятиями у коми были земледелие и скотоводство. Специфической отраслью скотоводства у северных коми (ижемцев) было оленеводство.

3. По-прежнему сохранялись самые примитивные способы использования земли, поэтому основная масса коми крестьянства не могла улучшить земледелие и содержать необходимое для хозяйства количество скота. Прогресс в сельскохозяйственных орудиях выразился лишь в появлении “однокошных” плугов в хозяйствах богатых крестьян. Земледелие края не удовлетворяло потребности самого крестьянства в хлебе.

4. Наиболее массовое распространение у коми   имел лесной промысел.  В конце XIX - начале ХХ веков новым явлением среди  коми ремесленников становится отходничество.

5. Культура коми народа отличается самобытностью и неповторимостью. Обряды коми интересны, сложны и полны глубокого смысла.

6. Жизнь и творчество Сорокина П.А. – это яркий пример того, чего может достичь простой человек, родившийся в глубинке, ставя перед собой цели и упорно добиваясь их. “Ыджыд морт”, в переводе с коми языка “Большой человек”, - так называли Питирима Сорокина его земляки зыряне. Это пример для молодежи, что наша Коми земля способна давать людей, которыми может гордиться Россия и весь мир.

7. Несмотря на то, что новая власть, большевики, не позволили Сорокину П.А. работать в своей стране, учёный сохранил в себе чувство собственного достоинства – одно из важнейших ценностей в жизни и поведении человека. В душе он всегда был верен России и своей малой родине, переживал за судьбу своей страны и своего народа.

8. Национальное самосознание - это осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и сопереживание своего единства с другими членами этнической общности. Оно проявляется в идеях, взглядах, чувствах, эмоциях, национальных ценностях и интересах. Став классиком западной социологии, автором многочисленных научных исследований, написанных на английском языке, Сорокин П.А. сохранял духовную связь со своей малой родиной. В своих работах он всегда с любовью пишет о Коми крае, восхищается природой и духовным миром коми народа.

Учитель подводит итог урока, благодарит за работу.

Домашнее задание: В работе “Современные зыряне” 1911 года Сорокин П.А. писал: “Зыряне народ мирный, гостеприимный и честный”. Приведите примеры из истории нашего края, подтверждающие, что эти качества коми народа сохранялись на протяжении последних ста лет (могут быть приведены примеры из истории Коми края в годы Гражданской войны и Великой Отечественной войны, в 90-е годы XX века и т.д.)

Рефлексия (приём “Утверждение”). Обучающиеся высказывают свое мнение.

- Я узнал(а) много нового.

- Мне это пригодится в жизни.

- На уроке было над чем подумать.

- На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

- На уроке я работал(а) ответственно и цели урока достиг(ла).