На предметах области “Искусство” мы стараемся следовать позиции – искусство – это отражение окружающей действительности с помощью художественных средств, а человек, понимающий язык искусства, лучше чувствует и понимает окружающую действительность.
На уроке музыки дети задействованы в различных видах деятельности.
Многообразие видов деятельности на уроке музыки объясняется тем, что предмет интегрирует в себе несколько предметов музыкальной школы. То, что в музыкальной школе представлено отдельными предметами, на уроке музыки нашло воплощение в различных видах деятельности, среди которых можно выделить две основные – это Вокально-хоровая (пение) и музыкально-слушательская (слушание).
Обе деятельности немыслимы без работы с различными текстами. Это тексты учебника, тексты произведений и т.п. С подомными заданиями дети сталкиваются и на других предметах. А такие задания на уроке музыки позволяют ещё раз закрепить и развить полученные на других предметах умения.
Вот ряд заданий, предлагаемых для работы с тем или иным текстом.
- найди в учебнике (в тексте) описание объекта (явления, персонажа и т.п.), представленного на рисунке ...;
- упрости текст так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);
- поставь вопросы к данному абзацу;
- составь суждение по тексту;
- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
- расскажи по опорным словам (разверни информацию); - заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы - создай таблицу (сверни информацию);
- создай схему;
- составь опорный конспект; - составь план произведения; - составь набор понятий темы( текста)...;
- зашифруй содержание произведения в символы, систему или последовательность символов;
- Озаглавь каждый куплет произведения, исходя из содержания, дайте своё название произведению. И т.п.
Музыкально-слушательская деятельность направлена на развитие слухового анализатора, и задания на это направлены. Здесь наш предмет в помощь учителям русского языка, литературы и иностранных языков.
Самая главная задача музыкально-слушательской деятельности – научить слушать и слышать. В музыкально-слушательской деятельности формируется умение работать с информацией, полученной на слух, что важно при написании диктантов, изложений и аудирования.
Вот несколько примерных заданий для музыкально-слушательской деятельности.
Прослушать музыкальное произведение и определить:
- О чём произведение, кто его герои?
- Определить на слух детали текста (по какой улице идёт герой? и т.п.).
- Дать название каждой части произведения или куплету песни, исходя из названий частей, дать своё название всему произведению (песне).
- Сделать иллюстрацию к прослушанному произведению, части произведения, куплету песни и т.п.
- В каком веке написано произведение? (обоснуйте ответ)
- Прослушанные произведения написаны разными авторами или одним, они части одного многочастного произведения или самостоятельные произведения? (обоснуйте ответ).
- Как музыка иллюстрирует и воплощает содержание литературного произведения, картины и т.п.?
В качестве различного рода обобщения можно применять такой приём как составление СИНКВЕЙНА.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
- Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным.
- Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательным.
- Третья строка – описание действий в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.
- Четвёртая строка - фраза их четырёх слов, выражающая отношение к данной теме.
- Пятая строка - одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.
Прмеры синквейнов:
1.Дружба.
2. Честная, крепкая.
3. Доверять, понимать, помогать.
4. Друзья познаются в беде.
5. Доверие.
1. Дружба.
2. Верная, честная.
3. Укрепляет, сплачивает, обязывает.
4. Дружба нужна каждому человеку.
5. Привязанность.
1. Дружба.
2. Нужная, неразлучная.
3. Понять, защитить, не предать.
4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
5. Товарищество.
Когда дети, родители и учителя - предметники понимают метапредметную ценность предметов образовательной области Искусство, то это позволяет проводить уроки искусства в образовательном учреждении совершенно на ином, более высоком уровне. Дети понимают, что они должны одинаково успешно учиться на каждом уроке и это будет залогом к успеху в учёбе.