Технологический прием использования двусторонних карточек (“сорбонок” – от названия парижского университета) на уроках известен давно. Сорбонка – это небольшая двусторонняя карточка, на одной стороне которой записывается понятие, пример, формула, слово, дата, картинка, схема и т. п., а на другой – ответ. Обучающийся, перебирая карточки, устно дает ответ на вопрос карточки и сразу имеет возможность его проверить, перевернув карточку другой стороной. То есть, такой прием используется, когда есть устные задания типа вопрос – ответ.
С внедрением ИКТ технологии в образовательный процесс технологический прием двусторонних карточек возродился с более привлекательной для обучающихся стороны. Он стал анимированным и интерактивным. Если раньше сорбонка представляла собой карточку из плотного картона размером 10 см х 15 см, с одной стороны которой записан вопрос, с другой – ответ, то сегодня, в основном, сорбонка – это интерактивный тренажер, выполненный с помощью средств Microsoft Office PowerPoint.
Существуют несколько вариантов изготовления анимированных сорбонок с помощью средств Microsoft Office PowerPoint, но все они в своей основе имеют один и тот же принцип. На слайде имеются два одинакового размера прямоугольника (карточки), наложенных друг на друга, переворачивание и смена карточек происходит при помощи триггеров.
Например, одним из вариантов для анимированной сорбонки, выполненной с помощью средств Microsoft Office PowerPoint, может служить следующий шаблон. Для создания сорбонки по предложенному шаблону необходимо выбрать тему и набор заданий типа вопрос-ответ. На первом слайде презентации необходимо записать тему. Подбор заданий по выбранной теме и их количество – это выбор учителя. Для создания необходимого количества сорбонок, достаточно скопировать слайд-сорбонку столько раз, сколько вопросов создано. Все эффекты анимации тоже скопируются, останется только ввести новые вопросы и ответы к ним. Чтобы сорбонка была более привлекательной, в шаблоне можно изменять фон, а на слайды вставлять свои рисунки.
Шаблон анимированной сорбонки может использовать любой учитель-предметник. Технологический прием “анимированная сорбонка” эффективен, например, на таких предметах, как:
- математика: табличное значение (таблица умножения) – ответ, пример – ответ, величина – единица измерения;
- иностранный язык: слово – его перевод;
- истории: событие – дата;
- русский язык: глагол – его склонение, предлог с существительным - падеж;
- география: страна – столица и т.п.
Использовать данный прием на уроке можно как при индивидуальной работе, когда обучающийся, работая самостоятельно, проверяет себя, так и при парной работе (в паре постоянного или сменного состава). Целесообразно анимированную сорбоку использовать при фронтальной работе с классом на этапе актуализации знаний и при первичном его закреплении.
Технологический прием “анимированная сорбонка” имеет ряд достоинств:
- концентрация внимания обучающихся на определенных элементах учебного материала;
- увеличение частоты повторений определенного учебного материала;
- повышение заинтересованности и раскрепощение памяти обучающихся с помощью оригинального оформления и привлекательной игровой формы;
- экономия времени урока, на этапе проверки учебного материала (отработки первичных знаний);
- формирование общеучебных компетенций: самоконтроля и самопроверки (взаимоконтроля и взаимопроверки);
- используя индивидуальный подход, можно корректно указать обучающемуся на пробелы в его знаниях.
Прием “анимированная сорбонка” сам по себе вносит игровой момент в урок, но для обучающихся он может быть выделен в виде игры типа “Найди ошибку”, “Кто быстрее?”, “Соты”, “Разгадай слово”, “Лучший счетчик”, “Проверь себя” и т.п. Формы работы можно выбрать в каждой игре в зависимости от урока и индивидуальную, и парную, и групповую, и фронтальную.
Использование анимированных сорбонок на уроке является ненавязчивым, интересным и эффективным технологическим приемом. Для обучающихся работа с анимированной сорбонкой является увлекательной игрой, а учитель ненавязчиво достигает своей цели: заинтересовать и мотивировать обучающегося, освоить обязательный учебный материал.