Цель: формировать первоначальное представление о свете и цвете, о причинах возникновения радуги.
Задачи:
Образовательные:
– познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
– объяснять природные явления;
Развивающие:
– учить правильно рисовать радугу;
– развивать образное мышление, любознательность уч-ся и интерес к явлениям природы;
– обогащать словарный запас детей;
– содействовать развитию внимания, памяти, мышления;
Воспитательные:
– развитие коммуникативных навыков;
– учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя;
– воспитывать наблюдательность, интерес, любовь к природе.
Формирование УУД:
Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные – слушать и понимать речь других, работать в паре, договариваться.
Регулятивные – учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.
– Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
2. Повторение изученного материала
– На прошлом уроке мы говорили о звуках.
Как получается звук? Какие звуки могут быть?
3. Актуализация знаний
– Какие природные явления вы знаете? (Ответы детей)
Однажды Муравей-Вопросик позвал нас на лесную прогулку. Но вдруг набежали тучки, и закапал дождь. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо.
Отгадайте какое?
Дождь прошел. Раздвинув тучи,
К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах
Мост возник на небесах.
Разноцветная дуга –
Это ... !
– Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.)
(На доске учитель повесил картинку радуги.)
4. Тема урока. Постановка проблемного вопроса
– О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.)
– Да, ребята, сегодня на уроке мы поговорим о радуге. Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется.
– А сейчас, ребята, откроем учебник на с.40. Прочитайте название темы урока? (Почему радуга разноцветная?).
– Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
– Когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь.)
– Кто из вас видел радугу?
Ребята, какие чувства вызывает у вас появление радуги? (Радость)
– Что бы вы хотели о ней узнать? (ответы учащихся)
Чтение стихотворения:
Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, –
Семицветная дуга
Заслонила облака.
– Сколько цветов у радуги? Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?
5. Изучение нового материала. Решение проблемной ситуации
Нашему Муравьишке не даёт покоя вопрос: почему радуга разноцветная? А вы знаете ответ на этот вопрос? Может быть, вам в этом поможет рисунок на с.41.
(Дети пытаются ответить на вопрос.)
– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)
– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)
– Может ли, получиться у них радуга? (Да, если выглянет солнышко.)
– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды, распадаются на разноцветные лучики и получится радуга.)
Радуга одно из красивейших явления на земле, завораживающее и привлекающее внимание! Радуга появляется только тогда, когда одновременно идёт дождь и светит солнце. Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги.
Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться круглой.
– А кто из вас знает, как это происходит?
Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи.
Таким образом, на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. Радуга может быть зимой, но это очень редкое явление. Также бывает лунная радуга. Чаще всего радуга бывает летом, после ливня. Когда дождь стихает, будто кто-то стирает радугу с неба.
Закрепление по учебнику. Открываем учебник с. 41 и ещё раз прочитаем, как получается радуга.
6. Физкультминутка
Громко дождь стучал по крыше,
А потом всё тише, тише
И сбежал... Но в небе чистом
Нам осталось коромысло –
Семицветная дуга,
Под названьем РА-ДУ-ГА !
Жалко краску смыл немножко.
Но по радужной дорожке
Заберусь я на дугу
И подкрасить помогу.
7. Постановка проблемного вопроса
В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке.
– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей:красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый)
– Как запомнить их по порядку и очень быстро?
8. Решение проблемной ситуации
– Как запомнить их по порядку и очень быстро?
– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку:
“Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан”
– Как же могут помочь эти странные слова?
– По первым буквам этих слов определяется порядок цвета.
Заучивание фразы из учебника на с. 40. (Работа в парах)
9. Закрепление изученного
Работа по рядам. В конверте разноцветные полоски.
– Помогите Муравьишке правильно собрать радугу. дети должны прочитать стихотворение и правильно собрать радугу.
Красный цвет – тревожный цвет,
Как увидел – хода нет.
Цвет оранжевый, знакомый –
Апельсин съедим мы дома.
Желтый цвет, цвет Солнца,
Светит нам в оконце.
Цвет зеленый – цвет дубрав,
Цвет заборов, буйных трав.
Голубой есть цвет у неба,
И страны где так и не был.
Синий цвет возьмем у моря,
С корабля с волнами споря.
Фиолетов баклажан,
Кто еще? Не знаю сам.
Получили семь цветов,
Красить радугу готов!
Проверка. Самооценка. Учитель вывешивает радугу на доску.
Работа в рабочей тетради с. 26-27.
Задание 1. Прочитать. Раскрасить. Поменяться тетрадями с соседом по парте и проверить правильность выполнения работы.
Задание 2. Прочитайте задание. Раскрасьте шарики и вагончики. Проверка.
10. Рефлексия. Итог урока
Ребята, что интересного и нового вы узнали на уроке?
– Сколько цветов у радуги? Назовите их по порядку.
– Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке!
– Оцените свою работу на уроке.