Поисково-исследовательская деятельность в организации работы по истории и краеведению (из опыта работы)

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта “Моя семья в Калининградской области”. Результат проектной деятельности презентуется на 3-ем уроке, школьной научно-практической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март-сентябрь 2016 г). Разработка состоит из 3-х уроков. Подробно представлен 2-й урок.

Цели:

  • учащиеся узнают основные факты, положения и проблемы по теме; работают с различными источниками информации и IT, по плану и инструкциям; проводят мини-исследования, создают “образ первых переселенцев в своей семье”, проводят сравнительный анализ фактов; учатся понимать старшее поколение, развивают взаимопонимание, эмпатию.
  • учитель создает образовательное пространство, организует изучение темы и практическое применение знаний, стимулирует познавательную, исследовательскую деятельность, индивидуально консультирует учащихся при выполнении исследования, создаёт условия для развития взаимопонимания, эмпатии и установления связи между поколениями.

Оборудование:

  • учебник История западной России. 10-11 классы / Под ред. А.П. Клемешева. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007. Карта РФ (административная), карта Калининградской области, карта Славского района. Презентация “Калининградская область. 70 лет образования”.
  • ММД проектор, компьютер, экран.

Источники: учебник, газета “Славские новости”, личные семейные архивные документы

Урок 1. Начало заселения. Изучение темы в рамках учебника ИЗР. Составление статистического портрета первого переселенца, выделение принципов переселения людей в новую область. Разработка приложения 1. Организация исследования по своей семье по плану (Приложение 2). Материалы своего исследования передают учителю традиционным способом или по e-mail. И до следующего урока дорабатывают в соответствии с замечаниями и предложениями. Учитель знакомится с материалом исследования каждого ученика для анализа и организации дальнейшей работы. Учитель готовит презентацию темы

Урок 2. Массовое заселение области

Ход урока

1. Оргмомент. Парты поставлены для работы в группах. Свободная посадка.

1) На экране фотография памятника переселенцам в г. Советске Калининградской области (Презентация, слайд №5).

Учитель: Обратите внимание на эту фотографию. Где этот памятник находится и кто здесь изображен?

Ученики высказывают свои версии и пояснения.

Учитель: Массовое заселение Калининградской области началось с 1946 года и продолжалось до начала 50-х годов. (Презентация, слайд №6). Ставятся задачи:

1. Мы уже знаем среднестатистический портрет первых переселенцев. Давайте вспомним (Презентация, слайд №11 ).

2. Сравним с реальными героями - вашими предками. Вы уже провели маленькое исследования и составили свои рассказы.

3. Но существует мнение, что миграционная составляющая имеет значение до сих пор. Что это значит? Так ли это? Сегодня мы дадим ответ и на этот вопрос.

4. Есть мнение, что в Славском районе смешанный состав населения (из разных регионов). Проверим это. (Презентация, слайд №10)

Сегодня мы продолжим приобщение к поисково-исследовательской деятельности, тем более что она касается непосредственно вас.

2. Начало работы в группах.

Рассадить по группам.

Предлагается на основе предварительных исследований (описаний историй своих семей) на 1 уроке в рамках домашнего задания. Первый вариант работы – исследования по плану своей семье скорректирован (план прилагается в презентации слайд №11). Предложено прислать доработанный вариант и фотографии на электронный адрес учителя. В ходе изучения ученических работ были подсказаны принципы (общее в их историях) объединения обучающихся в группы:

  • фронтовики-переселенцы в 40-е гг.
  • по распределению, по призыву ЦК
  • переехали из другой страны (бывшие республики СССР)
  • переехали из другой страны (Запада) на рубеже веков
  • создали большую семью

Учитель: Познакомьтесь и подумайте, сделайте предположение, что вас объединяет? Что общего у ваших предков? (5 минут). Запишите на бланке “Портрет переселенца” состав вашей группы и принцип её объединения.

3. Работа в группах

Учитель: Вам предстоит создать многогранный портрет переселенцев Славского района. Заполнить таблицу, нанести на карты стикеры в соответствии с заданием и выписать на доску года переселения в область вашей семьи.

Вы проводите мини-исследование на принципах:

  • научность,
  • достоверность,
  • объективность,
  • использование разнообразных источников (учебник, рассказ участников событий, газета, документы) Укажите свои источники информации.

Работа в группах по заданиям (заполняем лист Приложение 3“Портрет переселенца”).

Задание выполняется по своим мини-исследованиям:

  • Работа по картам РФ, Калининградской области, Славского района.
  • Отметьте на карте РФ место, откуда приехали ваши предки.
  • Отметьте на карте Калининградской области, куда первоначально приехали в область ваши предки.
  • Отметьте населенные пункты, где в Славском районе они проживали.
  • Работа с датами, биографическими данными.
  • Напишите год приезда предков в область, откуда и главная причина переезда.
  • Состав семьи (количество, ж., м., дети)
  • Образование, специальность.
  • Где работали (сфера трудовой деятельности).
  • Отношение к труду, трудностям
  • Какие трудности существовали.
  • Какие духовные ценности выработали.
  • Запишите на доске год приезда самых первых членов вашей семьи в нашу область.

4. Подготовьте презентацию результатов своего обобщения.

(Сравниваем со среднестатистическим (общее и особенное), время переезда, откуда приехали).

Ответы внесите в таблицу. Дается инструкция.

Инструкция по работе с таблицей.

Каждый участник группы заполняет свои строки.

Сравниваем со среднестатистическим (общее и особенное), время переезда, откуда приехали). Года приезда в область выносим на доску.

Выступает один от группы с обобщением, называет принцип объединения в группу. Группа решает, кто представляет результат и какие интересные факты у них есть. Какую дополнительную информацию необходимо привлечь (добыть в дополнительных источниках информации, сети Интернет) для полноты освещения темы.

Подведение итогов.

Домашнее задание. Группа готовит часть презентации в электронном виде, все свои рассказы оформляют в Word. Учитель осуществляет помощь, дает консультации и рекомендации, в том числе по e-mail.

Урок 3. Итоги заселения. Презентация результатов работы по группам с приглашением родственников учащихся.