Форма занятия: Образовательное путешествие по микрорайону родной школы.
Цели:
- Реализация деятельностного подхода в обучении
- Создать условия для практической ориентации школьников в их жизненном пространстве
Задачи:
- Способствовать пробуждению познавательного интереса к жизни родного города;
- Познакомить учащихся с многообразием памятников ближайшего окружения школьников через самостоятельную поисковую деятельность;
- Содействовать формированию умений, необходимых для самостоятельного изучения города (“видеть” детали, ориентироваться по карте в городком пространстве, общение с одноклассниками и горожанами, делать выводы на основании увиденного).
Оснащение: Карта современного Колпина, фотоаппарат.
Маршрут:
1. Ул. Анисимова дом 3. Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва по конькобежному спорту, (мемориальная доска “Именем Александра Васильевича Анисимова (1901—1944) — председателя Исполкома Колпинского районного Совета депутатов трудящихся, одного из организаторов обороны Колпина от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны — названа эта улица)
2. Ул.Оборонная, Аллея Славы (дот, гранитные плиты выбитыми словами, принадлежащие ветерану войны Нине Константиновне Седовой: “На этой земле насмерть стояли бойцы Ижорского батальона, не пропустив фашистов к Ленинграду!” >
3. Памятник Эрнсту Телъману в поселке имени Телъмана(скульптор - Бейшембек Турдалиев)-
4. Церковь Евангельских Христиан-Баптистов "Дом молитвы " (ул. Октябрьская, д. 6)
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Инструктаж учителя о правилах поведения на маршруте, технике безопасности.
При необходимости класс делится на группы по 4-5 чел. Каждая группа получает задание, связанное с одной остановкой. Группы работают одновременно.
2. Подготовка к путешествию.
Вступительное слово учителя, обсуждение стратегии путешествия
Историческое прошлое Ижорской земли, на которой раскинулся наш город Колпино, богато многими интересными и героическими страницами истории. На этой земле не раз сходились в сражениях русские воины с иноземными захватчиками, здесь были одержаны важные в историческом и интересные в военном отношении победы. В ХПI веке в устье реки Ижоры одержал победу над шведами князь Александр Невский, на подступах к Колпину были остановлены в начале XX века белогвардейцы, рвавшиеся в Петроград, по этой земле в годы Великой Отечественной войны проходил передний край обороны Ленинграда, который не смогли прорвать фашистские войска Память о многих событиях и людях Колпинской земли сохраняются в музеях нашего города.
Вспомните:
- Какие музеи Колпина вам известны?
- В каких музеях вы уже побывали?
- Есть ли в экспозициях этих музеев информация о тех, кто жил на Колпинской земле? Кто ее защищал?
Но изучать историю родной земли возможно не только посещая экспозиции различных музеев и читая историческую литературу. Улицы города - это своеобразная книга, которая может много интересного рассказать внимательному пешеходу об истории родной земли.
Предположите, как улица может рассказать о жителях города, знаменитых горожанах и важнейших событиях, произошедших на этой земле?
Во время сегодняшнего путешествия вам предстоит познакомиться с различными памятниками на улицах родного города и ответить на основной вопрос:
- Как можно изучать историю города, прогуливаясь по его улицам?
Вам предстоит совершить путешествие по улицам Колпина. Пользуясь картой и подсказками вы познакомитесь с историей микрорайона, в котором располагается наша школа, научитесь “считывать ” информацию с различных объектов .
Для того, чтобы справиться с заданием и ответить на основной вопрос, вам необходимо:
а) Внимательно изучить карту микрорайона, проложить на ней путь следования в соответствии с заданиями;
б) Совершить прогулку по улицам и внимательно рассмотреть объекты, встречающиеся на вашем пути;
в) Установить, как может сохраняться память о минувших годах и поколениях в городском пространстве;
г) Ответить на вопрос: что такое памятник?
3. Работа на маршруте
- Используя карту и подсказки, найдите объекты на улицах города;
- Внимательно их рассмотрите (со всех сторон), прочитайте и перепишите все имеющиеся надписи на объектах;
- Ответьте на вопросы в задании;
- Сфотографируйте или зарисуйте наиболее яркие, передающие информацию детали.
Задания на маршруте
(Задания, напечатанные на отдельных карточках, получает каждая группа)
1. Ваш путь начинается на улице, проходящей вдоль от берега р.Ижоры.
Ответьте на вопросы:
- Определите, вдоль какого берега реки Ижоры тянется улица.
- Как она называется?
- Найдите на этой улице двухэтажное желтое здание.
- Найдите информацию о том, в честь кого названа эта улица?
- Что сейчас располагается в этом здании?
- Какие объекты на здании помогли вам ответить на поставленные вопросы?
2. Пройдите до конца этой улицы. Найдите памятник, о котором колпинский поэт В.А.Варес писал в 1998 году:
“На Оборонной у лице,
где бой шел смерти злей,
суровый дот ссутулился –
Солдатский Мавзолеи!..”
Узнайте:
- Как называется улица, на которой располагается мемориал?
- Какой объект городского пространства указывает на это?
- Как вы думаете, почему мемориал называется “Аллея славы”? Какому событию русской истории он посвящен?
- Докажите, что события, которым посвящен мемориал, были очень значимы не только для истории Колпина, но и для истории России в целом.
3. От Аллеи Славы в Колпине вам предстоит путь к самому новому из всех памятников, установленных на Ижорской земле. Его открытие состоялось 13 июня 2011 года.
Выясните:
- Кому посвящен памятник?
- Почему рядом с могилами советских воинов установили памятник немецкому политическому деятелю?
4. Вернитесь в Колпино. Вам предстоит найти самое необычное культовое здание нашего города.
Узнайте:
- Как называется сооружение?
- На какой улице находится это здание. Как вы думаете, почему она так названа.
- Найдите во внешнем облике здания доказательства того, что это не православный храм.
5. Защита задания, представление итогов путешествия
Подготовка финального выступления команды на 3-5 минут.
6. Заключительная работа. Подведение итогов
Поразмышляйте:
- Что такое памятник? Какие памятники бывают;
- Может ли история отражаться в названии улиц;
- Какие детали городского пространства могут хранить память об истории города.