Тип урока – урок изучения нового материала.
Форма урока – комбинированный урок с компьютерной поддержкой в системе интерактивного обучения.
Методы обучения: методы критического мышления, эвристический, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский, кейс-стадия.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: география, краеведение, всеобщая история, информатика.
Цель урока – формирование представления у учащихся об основных событиях заключительного этапа Великой Отечественной войны и Второй мировой войны и роли СССР в этом периоде.
Задачи:
Образовательные:
- Дать представление о военно-политической обстановке в Европе в 1944-1945 гг.;
- Познакомить с датами основных исторических событий заключительного периода войны: июнь-август 1944, февраль 1945, апрель-май 1945, 8 мая 1945;
- Познакомить с понятиями “котел”, капитуляция, “10 сталинских ударов”, денацификация, демилитаризация;
- Определить источники и причины победы советского народа в Великой Отечественной войне;
- Выяснить значимость субъективных причин победы: роль Сталина, военачальников, мужество воинов, стойкость тружеников тыла.
Развивать и формировать у учащихся навыки и умения:
- Сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;
- Работать с исторической картой, с интерактивными ресурсами (задания, карты, схемы и т.д.);
- Анализировать и обобщать факты; составлять сводную таблицу;
- Строить логическое рассуждение, применяя установление причинно-следственных связей;
- Работать с исторической картой и интерактивной картой;
- Совершать логические операции мышления (анализ, синтезе, обобщение, сравнение, конкретизация) в работе с историческими документами, иллюстративным материалом, видеоматериалом.
Воспитательные:
- Развивать чувство патриотизма, гордости за подвиг советского народа;
- Подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа во Второй мировой войне;
- Осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические ценности и традиции общества.
Содержание урока
1. Организационный этап.
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Учащиеся поделены на 4 группы, их задачей на этом этапе является заполнить Листы самооценки выбрать лидера группы. Приложение 1.
2. Актуализация знаний. Повторение.
Группы получают разные задания, способствующие повторению знаний по пройденным этапам Великой Отечественной войны. Приложение 2
- 1 группа – задание на соотнесение дат и событий.
- 2 группа – на определение терминов.
- 3 группа – работа с картами битв.
- 4 группа – работа с источниками (определение военной операции или события).
После выполнения задания каждая группа показывает свои результаты. Все задания транслируются на интерактивной доске. Задания выполнены в программе SmartNotebook.
3. Мотивационный этап.
В качестве мотивации используется метод кейс-стадия. Учитель зачитывает фрагмент из “Альпийской баллады” В.Быкова: сцена разговора двух пленников - русского солдата и итальянской девушки. Эта сцена может быть подготовлена заранее, тогда ее представят двое учащихся. Приложение 3
После знакомства с “кейс-историей” учитель задает ряд вопросов ученикам:
- Какие чувства вызвала у вас эта сцена?
- Почему девушка не верит в Победу?
- Что она слышит в ответ от русского солдата?
Задание на урок: доказать фразу советского солдата, что Россия “раздавит” Гитлера.
Учитель: Мы знаем о том, что СССР в период “коренного перелома” перешел в наступление. Однако Германия была еще сильной и боеспособной страной. Сегодня нам предстоит изучить завершающий этап Второй мировой войны. Нам предстоит изучить основные события этого периода, показать роль СССР в Победе над Германией. И только тогда мы сможем доказать или опровергнуть слова советского солдата.
Перед учащимися поставлены цель и задачи урока – охарактеризовать основные события завершающего этапа войны, а также определить цену Победы СССР во Второй мировой войне.
4. Изучение нового материала.
Работа в группах. Каждая группа получает свое задание. Содержание заданий соответствует основным событиям завершающего этапа войны. Учащимся предложены решить эти вопросы в разных формах и при использовании разных методов. Приложение 4
1 группа: Анализ военно-стратегической обстановки и обороноспособности СССР к началу 1944 года. Группе предлагается работать с графиками и таблицами, на основании которых они должны сделать выводы.
2 группа: “10 сталинских ударов”. Учащимся предложен текст с перечисленными военными операциями, вошедшими в истории войны, как “10 сталинских ударов”. Задача группы – отметить на карте эти операции.
3 группа: “Крымская и Потсдамская конференции”. Для решения этого вопроса учащиеся работают с текстом учебниками и заполняют сводную таблицу, где сравнивают эти конференции.
4 группа: “Война с Японией”. Учащиеся этой группы получают задание – написать историю одной медали. В качестве экспоната им предложена медаль “За освобождение Японии” (из школьного музея). Используя текст учебника, они должны кратко рассказать об истории этой медали.
По окончании выполнения заданий, каждая группа представляет свои результаты. Задания транслируются на интерактивной доске. Учащиеся показывают свои варианты решения и делают выводы.
Выступают в такой последовательности:
- 1 группа рассказывает о готовности и состоянии СССР на завершающем этапе войны.
- 2 группа отмечает на интерактивной карте “10 сталинских ударов”.
- 3 группа рассказывает о решениях Крымской и Потсдамской конференции.
В ходе рассмотрения данной темы акцентируется внимание на участие земляков в операциях завершающего этапа Великой Отечественной войны. Например, презентация ученика своей исследовательской работы “Мой прадед воевал за то, чтоб я на свет родился”. Ученик рассказывает о своем прадеде - танкисте, который был участником событий 1944–1945 гг., а также принимал участие в освобождении Европы (Польша, Чехословакия). Учащимся показывается письмо, фотографии военных лет, демонстрируется фильм о прадеде.
На основе воспоминаний прадеда учащегося ученики узнают об основных этапах и боях при освобождении Европы из первоисточника. Ученики осознают принадлежность своих семей к вкладу в Великое дело Победы.
Просмотр видеоролика “Берлинская операция”. (http://www.youtube.com/watch?v=coJogXUQykQ)
Перед просмотром фильма учащимся ставится проблемный вопрос к нему: “Почему Берлинская операция считается одной из самых сложных операций в войне?” Вспомогательные вопросы к фильму:
- Какими укреплениями был защищен Берлин от реки Одер?
- Какие планы были по захвату Берлина?
- Кто командовал операциями?
- Кто водрузил знамя на здание рейхстага?
Анализ исторического источника “Акта о капитуляции Германии” по предложенным вопросам:
- Стороны договора;
- Дата прекращения военных действий;
- Условия договора для Германии;
- На каких языках был составлен Акт?
Выступление 4 группы. Ребята рассказывают полученную информацию о медали “За победу над Японией”. Материал берется из учебника: дата войны, краткий ход военных сражений, итоги войны, подписание Акта о капитуляции Японии, конец Второй мировой войны.
5. Обобщение пройденного материала.
Используется стратегия “Рамка” (или “Пишем статью”). Учащимся раздаются фотографии военных лет (фронт и тыл), портреты полководцев и И.В. Сталина, вырезки газет “Вечерняя Москва”, текст об итогах войны, источниках и цене Победы (подобранные учителем). Приложение 5 . Задание для учащихся: составить статью “Цена великой Победы”. Для этого они вырезают нужную им информацию, приклеивают на листок, могут подписывать свои аргументы и выводы. Затем демонстрируют свои статьи, обосновывают составленные варианты.
6. Рефлексия.
Каждый ученик получает “три звездочки” и пишет внутри нее, что ему понравилось на уроке, что не понравилось, что заинтересовало. Приложение 6
7. Самооценка .
Учащиеся заполняют Листы самооценки. Оценивают себя, лидер группы оценивает участников.
8. Домашнее задание.
Дифференцированное домашнее задание:
- 1 уровень – параграф 34
- 2 уровень – заполнить таблицу в Рабочей тетради к параграфу 34;
- 3 уровень – написать эссе “Источники и цена Великой Победы”
Список использованной литературы и интернет-источников.
- Аствацатуров, Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания, - Волгоград: изд-во “Учитель”. - 2009. – 187 с.
- Данилов, А.А., Косулина, Л.Г., М.Ю. Брандт, История России. XX – начало XXI вв. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.:”Просвещение”. – 2013. – 383 с.
- История. 5-11 классы: технология современного урока/ авт.-сост. В.В. Гукова и дру. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.
- История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2011. – 128 с.
- Поливанова К.Н.. Проектная деятельность школьников/ К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
- Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014. – 176 с.
- Степанищев, А.Т, Методика преподавания и изучения истории, - М.: “Владос”. – 2002.
- Студеникин, М.Т., Современные технологии преподавания истории в школе/ М.Т. Студеникин. – М.: ВЛАДОС, 2007. 79 с.
- http://www.9may.ru/
- http://www.pobediteli.ru/
- http://victory.rusarchives.ru/
- http://militera.lib.ru/1/cats/wars/20/1941-1945.html
- http://bigwar.msk.ru/ Великая Отечественная война (1941–1945) - История, Фотографии ...
- podvignaroda.mil.ru/. Общедоступный электронный банк документов 'Подвиг народа'
- http://www.youtube.com/watch?v=coJogXUQykQ (фильм “Штурм Берлина”)
- https://disk.yandex.ru/client/disk%7Cslider/disk/%D0%90.%D0%A1%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B5%D0%B5%D0%B2%20%D0%9C%D0%91%D0%9E%D0%A3%20%D0%A1%D0%9E%D0%A8%20%E2%84%9616%20%D0%B3.%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE.mpg (Фильм, подготовленный учащимся о своем прадеде, участвовавшем в Заключительном этапе войны)