Конкурсная игра «По страницам истории Марийского края»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цель: повторение и обобщение знаний учащихся по теме “История Марийского края с древности до конца XVI в.”

Задачи:

1) расширить знания учащихся по данной теме;

2) развитие умения оперировать историческими фактами, анализировать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;

3) продолжить формирование позитивного отношения к истории своей малой родины.

Для состязания предлагаются следующие темы:

А Б В Г Д
1 1 1 1 1
2 2 2 2 2
3 3 3 3 3
4 4 4 4 4
  • А. “События”;
  • Б. “Личности”;
  • В. “Фольклор”;
  • Г. “Этнография”;
  • Д. “Историческая география”.

Розыгрыш первого хода

Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какое событие в истории Марийского края произошло в год Х?

(Первое упоминание о древних марийцах в хазарских источниках как о народе “цармис” + монголо-татарское нашествие и разорение Среднего Поволжья + основание Козьмодемьянска):

4 + 607 = Х

(961 + 1236 + 1583) : 4 + 607 = 1552

1552 г. – падение Казани и присоединение луговых мари к России.

Потом команды по очереди выбирают вопрос, называя, например, А – 2. Команда, выбравшая вопрос, имеет преимущественное право ответа. Если она не может ответить, отвечает команда, первой поднявшая руку. За правильный ответ команда получает количество баллов, указанное в соответствующей клетке.

А. “События”

1. В каком русском источнике впервые упоминается о марийцах?

“А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу, – мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящая на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке...”

“Повесть временных лет”, начало XII в.

2. О каком событии рассказывает Никоновская летопись:

“Лета 7059 (1551). Месяца маиа 24, в неделю всех святых ... вылесчи воеводы великого князя из судов, начаша лес сещи, где бытии городу, и, очистя гору, пев молебна и воду освятя, и с кресты по стенному месту обошли город и церковь в городе заложили во имя Рождества Пречисыя и чюдотворца Сергия... Город же, который сверху привезен, на половину тое горы стал, а другую половину воеводы и дети боярскые своими людми тотчас зделали, ... и свершили город в четыре недели. Горние же люди видев то, что город царя православного стал в их земле, и начаша ко царю и воеводам приезжати и бити челом, чтобы их государь пожаловал, гнев свой отдал, а велел бы им бытии у ... города и воевати их не велел”.

В летописи рассказывается об основании Свияжска в 1551 г., присоединении горных марийцев и чувашей к Российскому государству.

3. О каком событии рассказывает Никоновская летопись:

“Лета 7064 (1556 г.)... Месяца марта 1... и того же дни писал из Казани боярин князь Петр Иванович Шуйский, что арские люди и побережные государю изменили и стрельцов побили..., а Мамич-Бердей взял к себе царевича Ахполбея, а пришел к ним из Ногай и живет на Луговой стороне, а с ним пришло человек со сто ногай...

Того же месяца 21 приехали к государю горние люди Алтыш сотник с товарыщи, а привели с собою изменника Мамич-Бердея, лугового сотника князя; а сказывали государю, что приходил Мамич-Бердей их воевати, а с ним было две тысячи человек,... и они с ним зговорили, что им с одного с ним изменити, да уверяся с ним да взяли его пити к себе, а с ним человек з двести, да тех людей всех побили, а его, изымав, к государю привели. И царь... горних людей пожаловал великим своим жалованьем и всяких им пошлин полегчил”.

Летопись описывает события Первой “черемисской войны” (1552 – 1557).

4. О каком событии повествует Н.М.Карамзин в “Истории государства Российского”? Какой новый царь взошёл на престол? Когда это произошло?

“Еще лилася кровь россиян на берегах Волги и бунт кипел в земле черемисской: Годунов более умом, нежели мечом, смирил мятежников, уверив их, что новый царь, забывая старые преступления, готов, как добрый отец, миловать и виновных в случае искреннего раскаяния; они прислали старейшин в Москву и дали клятву в верности. Тогда же Борис велел устроить крепости на Горной и Луговой стороне Волги, Цывильск. Уржум, Царев-город на Кокшаге, Санчурск и другие, населил оные россиянами и тем водворил тишину в сей земле, столь долго для нас бедственной.

В 1584 г. взошёл на престол Фёдор Иванович, Третья “черемисская война” была прекращена; на берегу Малой Кокшаги основали Царев-город (Царевококшайск).

Б. “Личности”

1. С ним связан День национального героя (26 апреля), который марийская общественность отмечает с 1990 г. Историки утверждают, что именно в этот день во время Первой “черемисской войны”, в 1556 г. пал смертью храбрых марийский князь, возглавлявший защитников крепости Малмыж.

Князь луговых марийцев Болтуш (Полтыш)

2. Русский политический и военный деятель, писатель и публицист, князь, боярин. Он был членом Избранной рады, воевал в Ливонской войне, в 1564 г. бежал в Литву. Автор ряда сочинений, в том числе трёх посланий к Ивану Грозному и “Истории о великом князе Московском”. В 1552 г. участвовал в походе русских войск на Казань и своими глазами видел жизнь и быт марийцев.

Курбский Андрей Михайлович (1528 – 1583)

3. В 1555 г. была учреждена Казанская епархия, на которую была возложена русификация нерусского населения Среднего Поволжья путём “просвещения”. Он стал первым Казанским архиепископом и по личному повелению царя открыл в Зилантовом, Спасском и Успенском монастырях первые миссионерские школы для крещёных “инородцев”.

Святитель Гурий (Руготин) (1500 – 1564)

4. Барон, немецкий дипломат и путешественник. Во главе дипломатической миссии посетил Россию в 1517 и 1526 гг. В 1549 г. в Вене выпустил книгу “Записки о Московитских делах”, в которой содержится географическое описание России, характеристика её экономики, быта и религии. В части этой работы, посвящённой Поволжью, содержатся, наряду с данными об обрядах и верованиях марийцев, и сведения об их хозяйстве.

Сигизмунд Герберштейн (1486 – 1566)

В. “Фольклор”

1. Его именем марийцы называют свою землю. Про многие холмы и озёра нашего края народ говорит, что это следы древнего великана.

Онар

2. С именем этого героя связано присоединение Марийского края к Русскому государству. По преданию он помог Ивану Грозному взять Казань в 1552 г.: “Великий царь! Много времени стоим под Казанью, а взять её не можем. Не можем потому, что у татар сила большая, и она с каждым днём прибывает. Царство Казанское большое. А у нас с каждым днём сила убывает и убывает. До Москвы далеко! ... У тебя, великий царь, пороху много в бочках Надо под Казанскую крепость сделать подкоп и вкатить туда бочки с порохом... Повели, великий государь, сделать это мне, и я исполню... Казань скоро будет в наших руках”.

Акпарс

3. Бог неба, согласно верованиям марийцев он создал землю и человека.

Кугу-Юмо

4. Кто из марийских героев говорил такие слова: “Не горюйте, друзья, что пришла моя смерть. Кто все силы свои отдал народу, тот умирает только телом, а сила его вечно живёт в народе... А когда вам придётся тяжко, когда враги будут одолевать, то придите на мою могилу, позовите: “Вставай, богатырь! – и я выйду к вам на помощь. Только не тревожьте меня попусту. Если раз поднимите зря, то в другой раз я уже не встану...”

Чумбылат

Г. “Этнография”

1. По костюму раньше можно было получить о человеке (особенно о женщине) исчерпывающую информацию. О чем могли “рассказать” различные элементы одежды?

По костюму марийки можно было определить её возраст, семейное положение (замужем или нет), место проживания, к какой этнографической группе принадлежит, религиозные верования (православная христианка или язычница), материальное положение (богатая или бедная), какая рукодельница-мастерица.

2. Еще в X в. марийцы были втянуты в систему международной торговли. В расчёте с восточными купцами они использовали шкурки одного пушного зверя, которые служили эквивалентом денег. Что это за зверь? Какому количеству шкурок соответствовала одна копейка?

Денежная единица – “ур” (беличья шкурка). Одна копейка равнялась трем беличьим шкуркам.

3. Какие животные помогали марийцам выяснить доброе или опасное место для проживания?

Переселяясь из одного места в другое, мари двигались вслед за быками. Те места, где быки ложились на отдых и спокойно спали, люди считали пригодными для постройки деревни. Оказывается, именно быки лучше всех домашних животных воспринимают геомагнитную сетку и никогда по своей воле не останавливаются на беспокойном месте, на разломе. Коты, наоборот, лягут спать в самой активной точке. Их время – ночь, им надо слышать каждый шорох, и именно геомагнитная сетка позволяет сделать сон чутким. Предки знали: любимое место кота в доме, во дворе – это самое опасное место для человека.

4. Разгадайте марийские загадки.

– На гумне прыгает одинокий старик. (Цеп)

– Посреди поля лежит бабушкин гребень. (Борона)

– Баран – серебряный рог, бегает по перекресткам дорог. (Кочедык – инструмент для плетения лаптей)

– Бежит ручей,

В нем рыба играет,

А за нею лед нарастает. (Ткачество)

Д. “Историческая география”

1. Этнографическая группа марийцев, которая проживает за пределами Марий Эл (от низовьев реки Вятки до Среднего Урала).

Восточные марийцы

2. Назовите самый первый город, основанный в Марийском крае после присоединения его к Русскому государству.

Кокшайск (1574 г.) В настоящее время это село.

3. Этот город был основан на месте горномарийского поселения Цепель для усиления натиска на Казанское ханство. В 1523 г. в Казани на Арской ярмарке было совершено массовое убийство русских купцов. Также был убит великокняжеский посол. Это вызвало гнев правителя Москвы, и он начал поход на Казань. Оставшись в Нижнем Новгороде со своими сыновьями, он отправил далее своих полководцев: воеводу Василия Васильевича Немого и князя Бориса Горбатого из рода князей Шуйских. Полководцы в знак того, что они действительно завоевали пройденные места, в устье реки Суры основали крепость.

Васильгород (Васильсурск)

4. Где обнаружена самая древнейшая стоянка первобытных людей на территории Марийского края?

25–30 тыс. лет тому назад – появление первых людей на территории нынешней Республики Марий Эл. Одна из древнейших стоянок на территории нашего края – Юнга-Кушергинская стоянка. Она находится вблизи деревни Юнга-Кушерга на левом берегу реки Большая Юнга, на территории Горномарийского района РМЭ.

Литература

1. Иванов А.Г., Сануков К.Н. История марийского народа: учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста / Иванов А.Г. – гл. III – V; Сануков К.Н. – гл. I, II, VI – XI. – 2-е изд., доп. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2011.

2. История Марийского края в документах и материалах. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992. – С. 8, 34, 43 – 44.

3. История Марийского края в лицах. XIV – начало XX веков. – Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2012.

4. Кудряшов М.И. Знаешь ли ты родной край? – Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1997.

5. Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. – С. 94.

6. Энциклопедия Марий Эл. – Йошкар-Ола, 2009.