Цель: познакомить учащихся с понятиями “слагаемые”, “сумма”.
Формируемые УУД: учащиеся научатся читать равенства, используя математическую терминологию(слагаемые, сумма); планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания, работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок!
2. Актуализация знаний.
1) задачи-шутки
- Стоя на одной ноге, гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (2кг).
- Я шёл, пятачок нашёл. С другом пойдём – сколько найдём? (нельзя ответить).
- Вова за 1 час поймал 5 рыбок. Сколько рыбок он поймает за 2 часа? (нельзя ответить).
- Шли 2 друга в школу. Навстречу им шли ещё 2 друга. Сколько всего шло друзей? (2).
2) Индивидуальная работа.
(Два ученика у доски заполняют пропуски. Проверка.)
5 + …= 6 6 - … = 6 4 - …= 4 4 + … = 5 9 - … = 8 3 + … =5 … - 6 = 0 7 - … = 4 5 - … = 2 … - 2 = 6
3. Устный счёт.
- Сосчитайте:
- от 10 и обратно;
- от 1 до 10 через 1 (без хлопков);
- от 1 до 10 через 2 (с хлопками);
- реши цепочки примеров, покажи ответы:
- 5-2+1-2+1=
- 7-1+0-6+3=
- 2+3-1-2+3=
Игра “Весёлый мяч”.
(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч.)
- к 4 прибавь 2;
- 6 плюс 1;
- Какое число на 2 меньше, чем 8?
- Уменьши 10 на 1;
- 8 минус 2;
- Из 4 вычти 3;
- Какое число больше 5 на 2?
- Увеличь 7 на 3.
4. Самоопределение к деятельности.
Ай да белка-мастерица!
Вяжет детям рукавицы.
Извязала три клубка,
Два ещё лежат пока.
У кого ответ готов:
Сколько у неё клубков? (5.)
- Как вы узнали? (3+2=5)
- Как можно эту запись прочитать по-разному? (К 3 прибавить 2 – получится 5, 3 увеличить на 2 – получится 5, 3 да ещё 2 – будет 5).
- Можно ли по-другому прочитать запись?
На этот вопрос вы сможете ответить в конце урока.
(Запись остаётся на доске.)
5. Работа по теме урока.
Практическая работа.
(У учителя корзина и муляжи овощей, с помощью которых демонстрируются все действия зайчика.)
- Зайчик пошёл в огород, сорвал и положил в корзину 2 кочана капусты. Положите на парту столько же кругов.
- Потом он дошёл до грядки с морковью, сорвал и положил в корзину 3 морковки. Положите столько же треугольников.
- Что делал зайчик с овощами? (Складывал в корзину).
- Какое действие он выполнял? (Сложение).
- Что он складывал? (2 кочана капусты и 3 морковки.)
- Как это записать? (2+3).
- Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются слагаемыми.
- Назовите первое слагаемое.(2.)
- Назовите второе слагаемое. (3.)
- Сколько овощей в корзине у зайчика? (5.)
- Сколько фигур у вас на столе? (5.)
- Дополните свою запись. (2+3=5.)
- Как можете назвать число 5? (Ответ, то, что получилось, результат и т.д.)
В математике все эти слова заменяют одним словом – сумма.
(Учитель записывает слово “сумма” на доске, учащиеся читают его хором).
- Прочитайте запись, используя слова “слагаемое” и “сумма”.
(Первое слагаемое 2, второе 3, сумма 5).
6. Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, глазки трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хомка сильным хочет стать.
7. Закрепление изученного материала.
1) Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с.86. Прочитайте, что мы должны узнать сегодня на уроке?
- Кто уже запомнил, как называются числа при сложении? (Слагаемые, сумма).
- Прочитайте правило и скажите, что нового вы узнали? (Сумма – это не только результат, но и выражение).
- Прочитайте выражение 5+3=8 по-разному.(Первое слагаемое 5, второе 3, сумма 8). Сумма чисел 5 и 3 равна 8.
№ 1 (с.86).
- Кто сможет прочитать выражение? (первое слагаемое 4, второе 2,сумма 6).
2) Работа в тетради с печатной основой.
- Откройте тетрадь на с.32. Прочитайте первое задание.
- Что такое слагаемые? (Числа, которые мы складываем)
- Какие равенства подчеркнули? Прочитайте их с ответом.
- Прочитайте следующее задание. Выполните его.
- Какое равенство составили к 1 рисунку? (5+1=6).
- Какое равенство составили ко 2 рисунку? (7-1=6).
- Составьте рассказы по рисункам.
(Остальные задания учащиеся выполняют самостоятельно. Самооценка с помощью “Светофора”).
3) Работа по учебнику.
№ 2 (с.87).
- Решите примеры, пользуясь числовым рядом.
(Учащиеся подробно объясняют решение: говорят, с какого деления начинают движение, в какую сторону и сколько шагов делают, около какой точки остановились, называют ответ.)
№ 3 (с.87).
- Прочитайте задачу. Что известно в задаче? (У Васи было 6 книг. Ему подарили ещё 2 книги.)
- Что нужно узнать? (Сколько книг стало у Васи?)
- Что обозначено зелёными квадратами? (Сколько книг было у Васи?)
- Что обозначено жёлтыми квадратами? (Сколько книг подарили?)
- Ответьте на вопрос задачи. (У Васи стало 8 книг).
- Как вы узнали? (6+2=8).
- Прочитайте запись разными способами.
№ 4 (с.87).
- Прочитайте задачу. Что известно в задаче? (У Лены было 3 собачки. Она подарила подруге 1 собачку.
- Что нужно узнать? (Сколько собачек осталось у Лены?)
- Объясните схему. (Было 3 собачки – они обозначены кругами. Лена подарила 1 собачку. 1 круг зачеркнули. Осталось 2 собачки).
- Как это записать? (3-1=2).
- Ответьте на вопрос задачи. (У Лены осталось 2 собачки).
8. Рефлексия.
(“Проверь себя” - работа на проекторе).
- Посмотрите на рисунок и скажите, кто ошибся. (Зайчик).
- В чём его ошибка? (Знак + показывает, что нужно двигаться вправо).
- Оцените свои знания с помощью “светофора”.
9. Подведение итогов урока.
- Какие математические термины вы сегодня узнали? (Слагаемое, сумма).
- Что называем слагаемыми? (Числа, которые складываем.)
- Что называем суммой? (Ответ и выражение).
10. Домашнее задание (по желанию).
Учебник с. 87 (задание на полях).
- Спасибо за урок!