Инновационные технологии на уроках башкирского языка

Разделы: Общепедагогические технологии


Когда я пришла в школу в качестве учителя, передо мной стоял вопрос, как начать учить детей (государственному) и родному (башкирскому) языку в школе с русским языком обучения. Исходя из этого, я поставила перед собой следующие задачи:

  • формирование у русскоязычных обучающихся чувство уважения к традициям, языку, истории башкирского народа.
  • учащихся-башкир воспитывать любящими свой родной язык, культуру, народ, умеющих говорить на родном языке.

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: “Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?” Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.

На каждом этапе своего развития общество предъявляет системе образования определенные требования, соответствующие научно-техническим достижениям времени. Определяющей чертой современного образования является внедрение в учебный процесс инновационных технологий. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Что же такое инновационное обучение и в чём его особенности? Определение инновация как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию новшество. Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не новое, а в новое. Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин инновационное в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты дидактического портрета этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей ученика. Компьютер используется как самое совершенное информационное средство, на уроках гуманитарного цикла, наряду с использованием книги, телевизора, видеомагнитофона. Компьютер-средство связи ученика с учителем, другими учениками.

Под компьютерной технологией обучения мы понимаем процесс подготовки и передачи информации обучаемому, используя возможности компьютера.

С помощью компьютера создаю учебные карточки, схемы, составляю тесты, презентации.

Вот уже несколько лет в своей педагогической деятельности успешно применяю тестовые технологии т.е. различные по теме и содержанию КИМ. Форма теста признана в системе образования многих стран мира. Актуальность и выбор темы состоит в том, что проблема контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся - вечная проблема образования. Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля.

Слово "тест” английского происхождения, означает измерение.

По определению, тест – стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий. Я не считаю, что тестирование может полностью заменить обычные формы проверки знаний. Но основное их достоинство – это простота и скорость, а также то, что тесты воспринимаются большинством учащихся как своеобразная игра…

Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. Для организации тестов не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания. Ученикам нравиться работать с тестами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. Тесты и по назначению могут быть разные: входящие, текущие, промежуточные, итоговые, бумажные, компьютерные.

Тест – это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Поэтому к тестам предъявляют определенные требования. Основные требования, предъявляемые к тестам.

Тесты должны быть:

1. Краткосрочными.

2. Однозначными.

3. Правильными.

4. Удобными.

6. Проверяемыми.

7. Надежными.

8. Валидными.

9. Объективными.

Лично я, тесты составляю по всему курсу или по отдельной изучаемой теме в основном по узловым вопросам программы и применяю на всех этапах дидактического процесса. За минимальный срок успеваю получить информацию о степени усвоения темы.

В своей педагогической практике я использую следующие виды тестов:

1.Тест закрытого типа с одним правильным ответом;

2.Тесты закрытого типа, где несколько правильных ответов;

3. Выделение строки с правильным ответом;

4. Тесты на установление соответствия;

5. Отсечение лишнег;

6. Вставить пропущенные слов;

7. Тесты, связанные с заполнением таблицы без вариантов ответов.

8. Задания с выбором ответа: односложных "да” и "нет” или одного из двух предложенных вариантов. Эти задания проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями

9.Задания со свободным ответом, я их называю “викторина”. Задания открытого типа предполагают самостоятельный поиск правильного ответа.

10.Задания на завершение (дополнение) высказывания.

11.Задания на поиск ошибки. Эти тесты проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, умение применять знания в нестандартной ситуации.

Главное преимущество – это возможность применения современных компьютерных средств тестирования. Тестовые формы контроля являются средством стимулирования деятельности учащихся на уроке. Кроме того, систематическое тестирование стимулирует учащихся к стабильной подготовке домашних заданий и регулярному повторению пройденного материала перед уроком, что очень важно для изучения последующих тем.

Умение составлять грамотные тестовые задания и целые тесты необходимо каждому педагогу.

Тест на башкирском языке.