Разработка урока «Родной край в XVII веке». 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке.

Задачи:

образовательные:

  • сформировать представление об истории зарождения и развития родного края в XVII в.
  • познакомить учащихся со структурой городов-крепостей;
  • раскрыть основные категории населения городов-крепостей.

развивающие:

  • развивать умение работать с фактическим материалом;
  • развивать навык работы с различными источниками информации;
  • рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса;
  • развивать умения четко формулировать свои мысли в устной и письменной форме,
  • совершенствовать навыки исследовательской работы с исторической картой, источником, хронологией;
  • применять полученные на уроке знания для создания нового продукта – плаката.
  • оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к истории родного края, чувство любви и гордости за свою малую родину.
  • воспитывать культуру речи и поведения.
  • подойти к выводу о необходимости сохранения ценностей и традиций родного края;
  • продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа

Тип урока: комбинированный

Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

  • Иллюстративно-репродуктивный
  • Частично поисковый метод и практическая работа учащихся
  • Развитие исследовательских умений учащихся: работа с картой, самостоятельная работа с дополнительной литературой.

ПЛАН УРОКА:

I. Белгородская оборонительная черта.

II. История зарождения и развития городов - крепостей

III. Состав и занятия населения городов-крепостей.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация.

Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке!

На прошлых уроках мы изучали Россию в XVII веке.

Давайте вместе вспомним, о чем мы говорили на этих уроках.

II. Актуализация знаний обучающихся:

- Проверка домашнего задания.

Игра “крестики-нолики”

Х 1 Х 2 О 3
Х 4 О 5 Х 6
О 7 О 8 Х 9
  1. После смерти царя Федора Ивановича на Земском соборе 1598 года царем был избран Борис Годунов
  2. Смутное время — период в истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.
  3. Первым Лжедмитрием, который выдавал себя за Дмитрия Ивановича, царевича Дмитрия, сына Ивана IV Грозного был Василий Шуйский. (Григорий Отрепьев).
  4. Второе, или Нижегородское ополчение возглавили торговец мясом Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.
  5. В 1613 году на Земском соборе царем был избран Алексей Михайлович Романов. (Михаил Федорович Романов).
  6. Одной из причин народных движений XVII века является развитие крепостничества.
  7. Аввакум - церковный и государственный деятель, патриарх Московский и всея Руси в 1652-1667 гг., реформатор Церкви. (Никон)
  8. В XVII веке негативные внешнеполитические последствия Смуты не были преодолены. (Негативные внешнеполитические последствия Смуты были преодолены. Удалось не только вернуть Смоленск, но и присоединить богатые украинские земли)
  9. XVII век – переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени.

Приложение № 4

Взаимопроверка.

III. Мотивирование к учебной деятельности.

Вадим Семернин

Родиной зовётся...

Есть такое чудо:
Край, навек любимый,
Над рекой под клёном
Отчий дом родимый...
Видя это чудо,
Сердце жарко бьётся,
В жизни это чудо —
Родиной
Зовётся!..

Ребята, о чём говорится в этом стихотворении?

Родной край близок и дорог каждому из нас. Знать историю родного края – значит любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое нашего родного края.

Какую тему мы сегодня будем изучать? Давайте запишем в рабочий лист тему и попробуем сформулировать, что именно мы будем изучать? (Формулируют и записывают тему урока “Родной край в XVII в.”) (Приложение № 4)

Презентация Слайд № 1

IV. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Кто назовет дату возникновения поселения Шебекино? (1713 год, когда оно впервые было обозначено на российских картах)

Вполне вероятно, что на этом месте и ранее имелось какое-то небольшое поселение, возникшее в XVII веке в ходе колонизации русскими людьми данных территорий. Тем более, что совсем недалеко от этого места проходила Белгородская оборонительная черта и располагалась одна из её сторож. В 1654 году на месте пригорода современного Шебекино был построен город-крепость Нежегольск, который входил в Белгородскую оборонительную черту.

Кто знает, почему наш город называется Шебекино? (Своё название населенный пункт получил по фамилии первого землевладельца, который, поселив здесь своих крепостных, основал селение. )

V. Постановка проблемы.

Возведение 800-километровой Белгородской черты было большим событием в истории России XVII в. Труд многих тысяч русских людей, построивших замечательное для своего времени инженерное сооружение - Белгородскую черту, не пропал даром.

Сейчас вы поработает в парах, и ответите на вопросы.

Первый ряд работает с картой, дополнительным материалом, презентацией.

Приложение № 1

- Что включала в себя Белгородская черта? ( Ответ: Созданная в середине XVII в., она включала в себя города-крепости, разнообразные инженерные сооружения из земли и дерева, а также естественные, природные препятствия для татарской конницы: леса, реки, болота).

(Слайды № 2- 3)

- Как выглядел город-крепость?

(Ответ: Крепость имела 9 башен, из них 3-проезжие. В башнях имелись караульные вышки и бойницы. В них посменно нес службу наряд служилых людей. Около городских стен был выкопан ров, за которым поставлен частокол. Из крепости к реке был прорыт подземный ход-тайник. В тайнике имелся колодец с питьевой водой. Внутри крепости были построены церковь, погреб для хранения пороха, свинца, ядер. Имелись амбары для продовольствия. В крепости была также тюрьма. На главной караульной вышке находился колокол, в который звонили во время приближающийся опасности. В городе находились воеводский двор, два двора соборных попов, лавки и другие хозяйственные строения, а также помещения для жилья, стрельцов, казаков, пушкарей. Гарнизон крепости располагал 5 пушками.) (Слайды № 4-7)

Второй ряд расскажет нам о причинах возведения Белгородской черты. Вам нужно поработать с дополнительным материалом и с интернет источниками.

(Ответ: Белгородская черта заслонила южные и центральные области России от грабительских набегов крымских татар, дала возможность освоить обширные территории плодородных земель, способствовала укреплению военного и экономического могущества России. Главная причина возведения Белгородской черты-набеги татар.

Татары - это представители монголоидной расы. Татары внешне резко отличались от русских, украинцев, поляков. Татары были вооружены саблей, луком и колчаном с 18 или 20 стрелами; на поясе висит нож, огниво для добывания огня, шило и веревки для вязания пленных. Стрелы их летят дугою, вдвое дальше ружейной пули. Они были умелыми наездниками, с каждым всадником обычно шли еще две свободные лошади. Переправа татар через реки проходила сразу на большом участке реки с пологими берегами. Татары складывали снаряжение и одежду на легкий плот, привязывали его к лошади и преодолевали реку вплавь, держась за гриву лошади.  (Слайд № 8)

Летом татары совершали набеги и крупными, и мелкими силами, зимние набеги были редким явлением, причем в зимний поход обязательно шло очень много татар. Во время крупных набегов в походах участвовали десятки тысяч татар. Придя в район, заселенный русскими или украинцами, татарское войско разделялось на отряды по нескольку сот человек, которые отделялись от главных сил поочередно. Эти отряды рассыпаются по деревням, окружают селения со всех четырех сторон и, чтобы не ускользнули жители, раскладывают по ночам большие костры; потом грабят, жгут, режут сопротивляющихся, уводят не только мужчин, женщин с грудными младенцами, но и быков, коров, лошадей, овец. Главной целью любого татарского набега был захват добычи: пленных (полона) и скота, поэтому крупные татарские отряды обязательно стремились проникнуть в густонаселенные районы. Стремясь захватить, полон, а не территорию, татары избегали боевых столкновений, спешили уйти с добычей. Татары, как правило, не использовали полоняников в своем хозяйстве, а продавали “за море”, главным образом в Турцию. Очень выгодно было татарам за полоняника получить выкуп, который иногда достигал нескольких сот рублей. Некоторых, наиболее ценных пленников татары увозили на конях, всех остальных гнали, как скот. Это был страшный, неприкрытый грабеж южных районов России. Чтобы предотвратить опустошительные набеги татар вглубь Руси. Решено было строить в русских степях города-крепости.)

VI. Включение в систему знаний.

Ребята, вы узнали, как возникали города-крепости. Теперь мы поговорим о тех людях, которые там жили и несли службу.

Новые города нуждались в жителях. Кто же становился жителями этих городов?

Ими, в основном, становились служилые люди, т.е. несущие государственную службу, обычно военную. Воеводам городов от имени царя высылались указы об организации смотра служилых людей. Смысл смотра заключался в необходимости выбора самых достойных, способных воплотить в жизнь замыслы царя - исследовать плодородные земли, прекратить вылазки татар и набеги на центральные области России. Выбор кандидатов на переселение основывался на нескольких критериях. Они должны были иметь крепкое семейное положение, т. е. женатыми, с многочисленной родней, состоящей из братьев, зятьев со своими семьями. Занимать определенное социальное положение: нести службу, иметь стабильное материальное положение и обладать трудовыми навыками: уметь пахать землю, воздвигать строения. Перемещение больших масс населения на новое место осуществлялось со всеми своими пожитками, семьями и родственниками.

Первоначально намечалось набирать на службу в новые города детей боярских и казаков. Выбирали крепкие дворы во главе с толковыми хозяевами с многочисленным потомством. Вы только представьте переезд целой семьи в наше время со всеми вещами и домочадцами, а уж в XVII в. с его дорогами и вообразить трудно - дети кричат, стада скота, да и другая живность ревет. Все требуют ухода и кормления, а дорога дальняя с неожиданными наездами на обоз лихих и воинских людей. Процесс переселения оказался тяжелым испытанием для семей служилых людей.

Принцип расселения служилых людей определялся по роду их службы. Стрельцов из разных городов селили в одном месте - в стрелецкой слободе (с. Стрелецкое), пушкарей - в пушкарской (с. Малобыково), казаков - в городе или казацкой слободе (с. Казацкое). Как только служилый поступал на службу, его сразу же называли стрельцом или казаком по тому городу, где он служил.

За свою службу они получали жалование деньгами, хлебом, землей. [1]

Ребята, теперь вы знаете кто такие служилые люди.

Сейчас мы подробно разберем кто такие казаки, стрельцы, пушкари, драгуны.

Чтобы подробно познакомиться со служилыми людьми мы будем работать в группах над созданием проекта. (Ученики распределены на четыре группы, в каждой из которых находятся дети с равномерно распределенным уровнем подготовки.) Давайте представим, что каждая группа – это представители служилых людей. Надо составить рассказ о своих представителях служилых людей от первого лица и презентовать его в классе.

Все, что необходимо для работы у вас есть, дополнительная литература лежит на столе, вы можете ей воспользоваться.

Проектная работа в группах. Ребята изучают литературу, составляют проект.

Приложение № 2

Группа № 1

  • Подготовить рассказ о стрельцах, изобразить стрельца на ватмане. (Слайд № 9)

Группа № 2

  • Подготовить рассказ о пушкарях, изобразить пушкаря на ватмане. (Слайд № 10)

Группа № 3

  • Подготовить рассказ о драгунах, изобразить драгуна на ватмане. (Слайд № 11)

Группа № 4

  • Подготовить рассказ о казаках, изобразить казака на ватмане. (Слайд № 12)

А теперь просим представителей группы представить свои проекты.

Непередаваемой болью и драматизмом наполнены древние документы, описывающие события тех времен. Перед вами отчет о нашествии татар составленный воеводой г. Усерда Максимом Селивановым царю Федору Алексеевичу 16 июля 1677г.

Приложение № 3.

После комментированного чтения документа каждая группа должна сформулировать вопрос по содержанию документа и задать его представителям другой группы.

Ребята, склоним голову перед этими людьми, которые вместе с нашими предками, не щадя жизни своей, в трудные времена вставали на защиту своей Родины.

VII. Закрепление. Рефлексия

Итак, наш урок подходит к завершению. В ваших рабочих листах (Приложение № 4) есть кроссворд, если вы правильно отгадаете все слова, то у вас получится слово, имеющее прямое отношение к нашей малой Родине.

- А теперь давайте проверим. Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы, вы отлично усвоили материал. Кто не ответил на 1 вопрос? Будьте повнимательнее.

- Я бы хотела услышать ваше мнение об уроке, продолжите предложение:

  • Мне понравилось на уроке ............
  • Мне было интересно узнать о............
  • Для меня трудным было.....

Выставите себе оценку за урок в рабочем листе

VIII. Домашнее задание:

Подготовиться к повторению и обобщению темыРОССИЯ В XVII в.”

На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

Список литературы:

  1. В.П. Загоровский. Белгородская черта. Воронеж, 1969.
  2. Вячеслав Колесник. Крепость на Засечной черте http://belstory.ru/goroda/belgorod/kreposty-na-zasetchnoy-tcherte.html
  3. Занятия в музее http://www.nikitovka.narod.ru/muzei/index3.htm
  4. Карта Белгородская черта в 17 веке http://www.belpressa.ru/news/news/po-sumskoj-v-xvii-vek08931/
  5. Крымско-ногайские набеги на Русь https://ru.wikipedia.org/wiki/Крымско-ногайские_набеги_на_Русь
  6. Новосельский А.А., Борьба Московского государства с татарами в 1-й половине XVII в., М. — Л., 1948.
  7. Яковлев А.И. Засечная черта Московского государства в XVII веке. М., 1916.