Сценарий Международного праздника "День гор". 5-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 5, 6, 8

Ключевые слова: внеурочная деятельность, День гор


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Данное мероприятие может быть проведено во внеурочное время в рамках ФГОС, на предметной недели и рассчитано на учащихся как в 5-х классах так и в 6-х классах.

Цель  внеклассного мероприятия - познакомить учащихся класса и школы со значением праздника, рассказать о подвигах людей, чья профессия связана с покорением вершин, и о роли альпинистов в победе в годы ВОВ;

Внеклассные мероприятия способствуют развитию познавательного интереса учащихся к географическим объектам (горам), к предмету география

- расширяет кругозор учащихся;

- воспитывает культуру общения, развивает коммуникативные и познавательные умения;

- патриотическое воспитания подрастающего поколения учащихся.

Познавательные УУД

Личностные Предметные Метапредметные
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск информации Формируется целостное мировоззрение;

Развитие познавательных интересов;

способность восприятия чувств других людей;

формирование гордости за свою Родину;

Ознакомление с миром профессий

Знать и уметь приводить примеры основных форм рельефа-гор Умение сравнивать объекты,

факты, явления, события по заданным критериям.

Логические УУ - умение давать определение понятиям-(что такое горы, горная цепь. Альпенист)

Коммуникативные УУД - обеспечивается возможность сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Ход мероприятия

Так оставьте ненужные споры!
Я себе уже все доказал -
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал

Звучит мелодия и песня Высоцкого.

Слайды гор

Ведущий 1: Добрый день уважаемые ребята, дорогие гости и участники мероприятия.

Сегодня мы собрались здесь не случайно. 11 декабря-Международный день гор.

Ведущий 2:

Международный день гор официально отмечают 11 декабря. Праздник был принят Генеральной Ассамблеей ООН в январе 2003 года. Цель праздника — обратить внимание на важность развития горных регионов, сохранения их природного рельефа и улучшения уровня и условий жизни жителей гор. В эти дни по всему миру проводятся тематические симпозиумы, семинары и лекции. 

Ведущий 1:

Около четверти поверхности суши покрыто горами. Десятая часть населения земли проживает в горах среди уникальных животных и растений, способных существовать только в горной местности. Именно в горах зарождаются источники всех крупнейших мировых рек, важнейших для жизнеобеспечения населения планеты. 

Ведущий 2:

К сожалению, добыча полезных ископаемых и восхождения альпинистов пагубно влияют на горные рельефы. Общества любителей гор пытаются сохранить природу, в том числе с помощью праздника

(на сцену выходит группа учащихся, которые читают стихи)

Например: Стихотворения читают ученики, некоторые ученики одеты как для похода (шорты, кеды, и рюкзаки)

Стихи на сайте PozdravOK.ru

В горах сила и покой,
И найдет здесь отдых свой,
Свежий воздух, дух природы,
Человек, что покоряет горы.
Но непобедимо, непокорно,
Обладая тайной не земной,
Горная вершина рвется в небо,
Скрывая места, где ты не был.
День же этот имеет отличие,
Он прославляет горное величие!
Куда с гитарой, с рюкзаком?
Конечно в горы, на вершины!
Нам этот путь давно знаком
Нам скучно дома у камина
И каждый день, для нас, День гор
Наш путь, туда, где сердца песня,
Опасность, красота, задор,
Там будем счастливы все вместе.
С днем гор поздравим всю планету,
На ней немало разных гор,
Они пленяют нас и манят,
Приковывают каждый взор,
И кто красу тех гор увидит,
Тот будет очень поражен,
Для будущих мы поколений
Вершины эти сбережем!
В Международный день гор
Пусть будет благословен их простор,
Пусть радость и силы они дарят,
Людей на поступки сподвигают!

Пусть вдохновляют своей красотой,
Наполняют энергией, приносят покой,
Пусть ценное дают и развиваются,
Пусть горные вершины покоряются!

5.Величье гор не превзойти
Ни одному земному чуду.
Не даром так хотят взойти
К вершинам их простого люда!

Взирают с гордой высоты
Седые снежные вершины.
Так не губите этой красоты.
Храните их красу — она ранима!
6. Давайте забудем обиды и ссоры,
В такой замечательный зимний денек.
Устойчивей в мире всего, только горы,
Так пусть же они подадут нам урок.

Не гнуться под ветром, дождя не боятся.
Стоять неуклонно и спину не гнуть!
Друг друга поздравить с днем гор, не стесняться.
Усталость и стресс одним махом стряхнуть.

7. Вершины и снег — это радость для многих,
А так же там воздух — приятен и свеж,
Забудем печали, о правилах строгих,
С днем гор поздравляем сегодня мы всех!

8. Недаром самых смелых путь
Прошел через вершины.
Горы не так доступны,
Как тихие равнины.
9..Их неприступная краса,
И снежное сиянье
Всегда к себе тянули
Все смелые создания.

Ведущий: Ребята, назовите горы России (ученики перечисляют)

Назовите Самые высокие горы Земли. А теперь горы России.

Ведущий :Какой характер должен быть у человека, который связал свою жизнь с горами? (терпение, выносливость, целеустремленность…..)

Какие профессии связаны с горами?

- Кто такие альпинисты?

- Скалолазы

Сообщение специально подготовленного ученика:

Ученик: Официальной датой начала российского альпинизма можно считать год создания Русского горного общества (РГО) — 1900. До этой даты были отдельные восхождения в различных районах России.

В августе 1788 года члены экспедиции И. Биллингса под руководством Даниила Гауса взошли на Ключевскую Сопку.

В 1817 году группа офицеров Пятигорского гарнизона пыталась взойти на высшую точку Кавказа — Эльбрус (5642 м), однако из-за пурги были вынуждены вернуться с высоты 5000 метров. Спустя 12 лет, 29 августа 1829 года, вершина Эльбруса была покорена младшим проводником Эльбрусской экспедиции Российской академии наук Киларом Хашировым, который впервые взошёл на восточную вершину Эльбруса (5621 м). До перемычки между вершинами на высоту 5100 метров поднимались также старший проводник Ахия Сотгаев, академик Э. Ленц и казак П. Лысенков. В честь первого покорения Эльбруса в Пятигорске и Нальчике установлены две памятные чугунные доски [16].

В 1835 году член Академий и географических обществ ряда стран, русский географ Платон Чихачев, путешествуя от Канады до Огненной Земли, совершил ряд восхождений в Андах, в том числе — и на Пичинчу (4787 м).

Ведущий: Какие опасности могут ожидать людей в горах:

(ответы: Камнепады, лавины, оползни)

Для справки: (можно использовать и как информацию) Альпинимзм — вид спорта и активного отдыха [1][2], целью которого является восхождение на вершины гор. Спортивная сущность альпинизма состоит в преодолении препятствий, создаваемых природой (высота, рельефпогода), на пути к вершине. В спортивных соревнованиях по альпинизму объектом состязания являются высота вершины, техническая сложность пройденного маршрута, его характер и протяжённость [3].

Любители альпинизма бредут по опасным склонам, чтобы достичь снежных вершин, они спят в палатках на снегу, мерзнут и дышат разреженным воздухом и радуются как дети, поднявшись на самый верх.

(далее начинает учитель, а продолжают рассказ ученики)

Учитель: А знаете ли вы ребята, что во время Великой Отечественной войны Свой вклад в дело победы внесли альпинисты, которые вели жестокие и упорные битвы за перевалы.

(слайд) В Приэльбрусье бои с фашистами. Заступали в гарнизоны перевалов советские альпинисты, сменившие ковбойки спортсменов на обмундирование офицеров отдельных горнострелковых отрядов. Гитлеровцам необходимо было захватить Кавказ, чтобы получить нефть, выйти к южной границе. Бои на Кавказе проходили на склонах и вершинах. 21 августа фашисты взошли на обе вершины Эльбруса и водрузили своё знамя. В долинах, перевалах, вершинах, знакомых нашим альпинистам по мирным походам и восхождениям стали разворачиваться военные действия.

Слайд

Ученик 4. В феврале 1943 года, несмотря на высоту, холод, бураны, на не сдавшиеся в плен группы разгромленной дивизии “Эдельвейс”, на заминированные тропы советские альпинисты выполнили приказ – сняли с вершины Кавказа фашистские вымпелы и установили Государственный флаг СССР. Силуэт нашего Эльбруса изображён на боевой медали “За оборону Кавказа”. Военные альпинисты А. Гусев, Е. Белецкий. Н.Гусак, Ю.Одноблюдов, А.Сидоренко, Б.Грачев, Г. Хергиани, Б. Хергиани, В. Кухтин, Н. Моренец, А. Грязнов, А. Багров, Н. Персиянинов, Л.Каратаева, Г.Сулаквелидзе, А. Немчинов, В. Лубенец, Е. Смирнов, Л. Кельс и Н. Петросов сбросили фашистские символы с Эльбруса и водрузили там наш советский флаг. В своей записке, оставленной на вершине, они тогда написали:"17.2.1943 г., 14.00. Сегодня сюда поднялась группа инструкторов военного альпинизма РККА с "Приюта Одиннадцати" за 9 часов. Снегопад, туман, сильный мороз. Восхождение посвящено освобождению Кавказа от гитлеровцев и 25-й годовщине нашей славной Красной Армии. Группа по приказу командования Закавказского фронта сняла немецко-фашистский вымпел и установила наш Красный флаг СССР. Смерть немецким оккупантам! Да здравствует наша партия ВКП(б) и героическая Красная Армия! Да здравствует наш Эльбрус и вновь свободный Кавказ!"

...На северном склоне Санчарского перевала стоит памятник - воин-альпинист с развевающейся плащ-накидкой на плечах, с автоматом на груди и ледорубом в руках. На постаменте надпись:

"Они любили горы, как жизнь,
Но Родину любили больше жизни.
Бойцам и командирам отдельных
горнострелковых отрядов".

Слайд

Ученик 5. Летом 1943 года одна из экспедиций на Тянь-Шане установила точное положение загадочного пика - его вершина достигала 7439 метров над уровнем океана. Именно эта вершина, как выяснили ученые, и являлась высочайшей точкой Тянь-Шаньского массива, центром горного узла, откуда растекаются могучие ледники и куда сходятся хребты и основные снежные цепи Тянь-Шаня.. А название -это было символом надежды на конечную победу над фашистами, поднявшими оружие против народов нашей страны. Но в имени этого пика отразились также упорство и настойчивость советских людей, преодолевавших неимоверные трудности и на фронтах и в тылу. Кто из вас знает –как назвали этот пик? (дать возможность ответить ученика) Новый пик назвали пиком Победы!

Учитель: вот такие интересные факты о подвигах альпинистов мы сегодня узнали. И таких фактов много.

А начали мы наш праздник со слов из песни В. Высоцкого, и сейчас мы послушаем песню в исполнении наших учащихся.

(звучит песня)

Слайды гор.

А теперь слово для учащихся 7А и 7 Б классов, которые подготовили сценку из жизни в горах.

Можно провести викторину. (вопросы викторины прилагаются)

Учитель: Ребята, у вас было задание: нарисовать плакаты и стенгазеты, рисунки посвящённые этому дню, рисунки. Затем организовать выставку работ

(учитель называет всех авторов рисунков, а лучших авторов рисунков приглашает на сцену и вручает медальки с изображением символики праздника День гор).

Спасибо выступающим. Спасибо всем, кто принял участие в проведении праздника.

Лазить в горы — это круто,
Проложить по ним маршруты,
Пики, скалы повидать,
На вершинах побывать.

Это вам “не плюшки трескать”,
У подножья Эвереста.
Камень — это не кровать,
Тут не место — раскисать!
Горы, горы как красивы!
Эверест или Эльбрус,
Вы природы нашей сила,
Красотой твоей томлюсь.

Горнолыжников утеха,
Для туристов — просто рай,
На душе коль стало грустно,
Просто в горы поезжай!
Нет ничего похожего в природе,
Горы чаруют древностью своей.
Они прекрасны при любой погоде,
Ты в жизни повидать их сам успей.
Здесь альпинистам полное раздолье,
Здесь горнолыжникам сплошной курорт.
Отметьте праздник гор в приволье,
Впустите в жизнь здоровый спорт!

Рефлексия. После праздника провести рефлексию-Что узнали нового, интересного. Что уже знали.

До новых встреч

После праздника можно провести следующие виды деятельности:

Предложить задание:

  • Напишите памятку для людей, живущих в горных районах, для людей, отправляющихся отдыхать в горы (какие опасности их могут ожидать)
  • Напишите мини-эссе по теме.

Творческое задание: Нарисовать или сделать модель гор из пластилинов (это проводится во время внеурочного занятия, но можно дать и как домашнее задание, но тогда это будет совместный труд родителей и детей)

Задание: нарисовать рисунки о горах, карандашом. (это можно провести во время мероприятия)

Использованные источники и сайты в Интернете:

1. Источник: http://xvatit.com/school/sch-online/compet/135152-urok-keys-alpinizm-iskusstvo-pokorenija-vershyn.html
© Xvatit.com

2. На сайте PozdravOK.ru

3. Картинки с сайта yandex.ru/images

4. Презентация на тему: "Географы на войне Внеклассное... myshared.ru patriotweekly.ru Место подвига - Эльбрус | советские воины-альпинисты

5. Ресурсы интернета: www.informatics.ru/mshp/works/geografy/  

6. “Советские географы — фронту и тылу (1941 —1945 гг.)” в сборнике “Вопросы географии” (М.: Мысль, 1985.—№ 128). 

7.  Урок-кейс “Альпинизм: искусство покорение вершин”

Необходимое оборудование:

  • Проектор
  • Ноутбук
  • Музыка и песня Высоцкого
  • Презентация со слайдами о горах
  • Видеофильм о горах
  • Вопросы викторины (если останется время)
  • Красочное оформление зала: в центре плакат с изображением гор, надпись “Международный день гор”
  • Выставка рисунков учеников
  • Подготовить медальки, грамоты за лучший рисунок , за участие в выставке рисунков
  • Заранее подготовить учеников с сообщениями о горах;
  • Раздать стихотворения ученикам
  • Подготовить ведущих из числа учащихся географического кружка.

Приложение

Дополнительные стихи про горы.

Вопросы для викторины:

  1. В каком году было принято отмечать праздник гор (в 2003 г. Генеральной ассамблеей ООН
  2. Назовите Самые высокие горы Земли. (Джамалунгма. Эверест).России-Кавказ-Эльбрус
  3. Какие опасности могут ожидать людей в горах: (ответы: Камнепады, лавины, оползни)
  4. Кто такие альпинисты?
  5. Как называется пик на Тянь-Шане - его вершина достигала 7439? (пик Победы)
  6. Как называются самые протяженные горы в Северной Америке (Кардильеры )
  7. Как называются самые протяженные горы в Южной Америке? (Анды)
  8. Как называются горы на северо-западе Африки? (Атласские)
  9. Есть ли горы в Австралии? (да есть Большой водораздельный хребет, и высокая точка гора Косцюшко
  10. Кто написал сказку “Хозяйка Медной горы”? (Бажов Павел Петрович) и малахитовая шкатулка” (Данила мастер)
  11. Какие горы описываются в этой сказке “Малахитова шкатулка”, “Хозяйка Медной горы”-Уральские горы