Цель: Показать значение освоения землепроходцами территории Восточной Сибири в общем вкладе освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами.
Задачи:
- Показать основные пути передвижения землепроходцев и объяснить их выбор;
- Соотнести период появления первых острогов на территории Иркутской области и Восточной Сибири с основными событиями истории России изучаемого периода;
- Показать, что исторический процесс идет повсеместно на всей территории государства;
- Выяснить особенности складывания отношений между пришедшими казаками и местным населением;
- Закрепление навыков работы с картографическим материалом;
- Формирование понятийного аппарата и хронологического представления в рамках изучаемого курса;
- Дополнение особенностей образа изучаемой исторической эпохи; формирование представления об историческом процессе на территории Иркутской области;
- Воспитание уважения к истории России и истории родного края;
- Формирование представления о подвиге русских землепроходцев и устремленности в достижении поставленных целей.
Методы: показ, рассказ, беседа, фронтальная работа, работа в парах.
Приемы: работа с картой, работа с учебником, работа с контурной картой, анализ документов и текстов учебника.
Основные понятия: Острог, зимовье, казаки.
Основные даты: 1661 г. – основание Иркутска.
Оборудование:
- Учебник “История России XVI – конец XVII века. Авторы: И.Л. Андреев, И.Н. Федоров, И.В. Амосова. Издательство “Дрофа”§ 26
- Атлас “История России XVI – конец XVII века” 7 класс, карты: Сибирь и Дальний Восток в XVII в. (с. 16-17)
- Рабочая тетрадь к учебнику И.Л. Андреев, И.Н. Федоров, И.В. Амосова “История России XVI – конец XVII века” авторов В.А. Клоков, Е.В. Симонова
- Презентация: Освоение территории Иркутской области в XVII веке, в период освоения русскими землепроходцами Сибири и Дальнего Востока.
- Карта настенная “Территория российского государства в XVII в.” (Или карта “Восточная Сибирь”, или “Восточная Сибирь и Дальний Восток)
- Атлас “Иркутская область. Исторический атлас”. Издательство “ДИК”, Москва, 2000 г. (необходимая карта из атласа дана в Приложении 1)
- 6 одноцветных и один другого любого цвета (или оттенка) круги диаметром 3 см на магнитной ленте (вырезаются из яркого картона и фиксируются на магнитную ленту(продается в отделах для рукоделия) или крепятся двусторонним скотчем на небольшие крепкие магниты) – при условии, что сама карта будет зафиксирована на магнитной доске.
- Карточки с названием современных городов, появившихся на месте бывших острогов.
Методические рекомендации по работе с презентацией
В основу данной презентации лежит раздел ЭУП “Земля Иркутска” “Освоение Земли Иркутской”. Раздел первоначально был снабжен управляющими кнопками, которые я сочла необходимым оставить для работы на уроке.
1. Перед тем, как использовать презентацию, необходимо всю ее просмотреть.
2. Обратить внимание. Что при перелистывании с помощью клавиши “пробел” и наведении на слайд курсивом манипулятора типа мышь (далее “мышь”), презентация может вести себя по-разному: при работе через компьютерную мышь.
3. Для того чтобы начать просмотр нужного раздела, достаточно в оглавлении выбрать его, навести на название курсив и щелкнуть левой кнопкой (далее ЛКМ).
4. Обратить внимание, что после проверочного задания на хронологию появления острогов необходимо переходить далее по презентации только с помощью клавиши “Пробел”.
5. На многих слайдах синхронизировано исчезновение одного элемента и появление другого (слайд №5).
6. На слайдах № 6,11,12,13,16,18,19 карты анимированы. Необходимые элементы всплывают после щелчка ЛКМ, или через несколько секунд после появления самого слайда или основной информации (слайд 18,19)
7. Для проведения работы на закрепление дат появления острогов необходимо щелкнуть ЛКМ, после этого название острогов исчезает со слайда, если щелкнуть еще раз, то они восстанавливаются. Это сделано для возможности проверки знаний учащихся.
8. Слайд № 21 запрограммирован так, что если щелкнуть по нему ЛКМ, то произойдет возврат на слайд №3 (оглавление презентации).
9. На слайды “Хронология появления острогов” и “Задания для самостоятельной работы” можно выйти из слайда № 3
Поработайте внимательно со всеми элементами презентации, прежде чем начать работать с ней.
Ход урока
1 этап. Приветствие. Организационный момент.
На этап 2-3 отводиться для работы не более 10 минут.
2 этап. Постановка задачи на урок. Определение основных направлений работы слайд 1Прочитать название темы урока на слайде.
Сравнить с темой параграфа 26 учебника (стр. 195). Объяснить, с чем связано несовпадение темы урока в учебнике с темой на сладе.
Предполагаемый ответ: на уроке будет изучаться вклад русских землепроходцев в освоении территории Иркутской области в XVII в.
Слайд 2 показать основную тему урока
Слайд 3 выбор основного раздела
3 этап. Погружение в новую тему через повторение пройденного материала
Слайд 4 Перед вами изображение человека с чьим именем связывают начало освоения Сибири. Назовите его. (С именем Ермака)
Слайд 5 Вопросы на повторение темы (нажимаются кнопки управления “?”, после ответов учеников идет сверка с верной формулировкой нажатием кнопки управления “!”):
?: Вспомнить при каком правителе, в каком веке произошло присоединении Сибири к России.
!: Присоединение Сибири произошло в 1580-1590 гг. (XVI в.) в правление Ивана IV Грозного
?: Показать на карте территорию, вошедшую в состав России в XVI веке
!!! Обратить внимание: после щелчка по слайду знак (“?”или “!” исчезает и тут же появляется задание)
Слайд 6. Работа с картой. Учащиеся показывают на карте территорию Западной Сибири от Урала до Оби. (Мне нравится, когда показ осуществляется на бумажной настенной карте, так как у нее четкость гораздо лучше, чем у карт с мультимедийной техники. А потом вывести правильный ответ на карте со слайда.)
После того, как обучающиеся покажут данную территорию, методом нажатия клавиши “пробел” или щелчком пульта управления (при условии работы с интерактивной доской) осуществить проверку верности показа.
Работа с учебником: открыть страницу 195 учебника, найти название городов, основанных в Западной Сибири, найти на карта атласа или учебника, одному из учеников показать на карте слайда (также можно показать на настенной карте).
Слайд 7-8 (на 8 слайде крупный фрагмент картины). Работа с иллюстрацией: открыть стр. 46 учебника с иллюстрацией В.И. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”.
Ответить на вопросы учителя: глядя на иллюстрацию картины Василия Ивановича Сурикова “Покорение Сибири Ермаком” и используя ранее полученные знания, попробуйте определить не менее трех причин столь быстрого покорения довольно обширной территории, населенной местными народами.
Предполагаемый ответ:
Преимущество казаков было в том, что они вооружены огнестрельным оружием, тогда как местное население не имело такового, в бою использовались только луки со стрелами, копья и мечи.
Казаки были хорошо обучены военному делу.
Местное население находилось на стадии исторического развития общества племенных союзов, которые враждовали между собой.
Многие племена не были настроены враждовать с пришлыми казаками, были заинтересованы в сотрудничестве.
Этап 4. Выяснение мотивов освоения Восточной Сибири
Слайд 9
Прочитать текст на стр. 197 (абзац “Одиссеи русских первопроходцев удивительны...” и “Первопроходцы – простые казаки...”).
Назвать мотивы освоения Сибири.
Первоначально учащиеся дают свои ответы, потом они формулируются в единые определения, выводятся на слайд и записываются:
- Поиск “прибытка”, богатства, “соболиной казны”
- Поиск новых земель
- Присоединение их к государству
- Долг государственной службы
- Гордость за содеянное
! Обратить внимание, что все позиции выходят одна за другой последовательно сами!!!
Этап 5. Изучение основной темы
Слайд 10 Открыть карту атласа по истории Иркутской области с.11, (Приложение 1)
Начало освоения Восточной Сибири связывают с именем Петра Бекетова.
Учебник стр. 196 верхний абзац (“В 1631 г. был срублен первый острог ...” )
Проследить по карте путь П. Бекетова, найти место первого острога.
Показ анимации слайд 11
Слайд 12-13
Изучить основные пути передвижения землепроходцев.
Найти на карте атласа путь Пантелея Демидова Пянды, показать на карте (повторить на слайде 12), отметить в контурной карте рабочей тетради с. 61
Найти на карте атласа и показать на карте путь Перфильевых, показать на карте (повторить на слайде 13), отметить путь в контурной карте рабочей тетради с. 61
Ответить на вопрос, какой путь передвижения был основным у первопроходцев по территории Восточной Сибири? – Водный, по рекам.
Назвать причины, по которым первопроходцы выбирали именно этот путь. Предполагаемые ответы:
- Самый быстрый и безопасный способ передвижения: по незнакомой тайге было сложно передвигаться, небезопасно
- Возможность возить большое количество припасов и груза
- В случае встречи с враждебно настроенными племенами можно быстро уйти от столкновения
- Не требует поиска и сооружения ежедневно жилища для ночлега
- Низкая вероятность заблудиться
Слайд 15. Работа с документом.
Рассказ учителя: “Перед вами фотография памятника атаман сибирских казаков Ивана Алексеевича Галкина. Землепроходца Восточной Сибри, основателя Усть-Кутского острога, ныне города Усть-Кут. Происходил из семьи знаменитых сибирских казаков-землепроходцев Галкиных. Отец пришёл “за Камень” в составе дружины атамана Ермака Тимофеевича, вынес все тяготы того похода и участвовал в покорении Сибирского царства. Галкин-старший известен ещё строительством Берёзовского острожного городка, который в 1593 году возводил отряд князя Н. В. Траханиотова, присланный в новые “ясачные землицы” по высочайшему повелению из Москвы.
Атаман Иван Галкин ходил по “ясачным землицам” во главе казачьих отрядов, немногочисленных, но вооружённых “огненным боем”. В 1630 году во главе тридцати казаков он отправляется из Енисейского городка воеводой С. Шаховским на реку Лену для сбора ясака и строительства в “тамошних местах” острога. Это был трудный путь, который до Галкина проделал десятник Василий Бугор во главе десятка казаков. Отряд землепроходцев добрался до реки Лены весной 1631 года. При этом был открыт более короткий путь с Илима на Куту. По пути в устье Куты был заложен Илимский острог. Но тогда он представлял из себя небольшое “зимовье по-промышленному”, рассчитанное на десять человек. То есть это была обыкновенная изба, сложенная из брёвен. Землепроходец составил описание земель, им виденных, и пути на Лену, пройденного его отрядом через реки Илим, Кута и Кулой. Этот “чертёж новой ясашной землицы”, богатой пушным зверем, был после отправлен в Москву”.
Далее детям предлагается обратиться к тексту документа, разложенного на партах в начале урока (Приложение 2):
Из челобитной атамана И.Галкаина [1]
“И мы холопи твои пришед на Усть Илима реки по твоему государеву указу поставили зимовье, учали твой государев ясак збирати с Ылима реки да с Евирма реки и с Куты реки и по иным сторонним рекам, которые выпали в Лену реку”
“А впредь, государь, с тех земель будет тебе великому государю прибыль великая и земли многие под твою государеву высокую руку приводить есть где, потому что пали в Лену реку многие сторонние большие реки”
“А по тем, государь, по большим рекам живут люди многие. А мочно их под твою государеву высокую руку привести и тебе государю с Лены реки и иных сторонник рек выгода и прибыль велика с них”
“И по тем, государь, по большим рекам живут многие люди вниз пловучи от нового острогу по Лене реке большая река пала в правую сторону... в Лену реку...”
Вопросы по тексту:
- Дать объяснения непонятным или устаревшим словам
- Какие слова текста подтверждают, что реки являлись для казаков важными путями передвижения.
- Докажите, что освоение Сибири казаки воспринимали как государственную службу
Слайд 16
Освоение Сибири связано с появлением острогов.
Найти и назвать по карте первые остроги в порядке их хронологического основания. Работа с показом на анимационной карте. Запись в тетрадь.
На этом этапе важно чтобы учащиеся не только посмотрели анимацию, но и карте, которая прикреплена к магнитной доске (Восточной Сибири) отметили цветными магнитными карточками места появления острогов.
Слайд 17. Работа с хронологическим рядом. Выполнить задание (предварительно закрыв тетрадь с записями). Отметить магнитными карточками название современных городов, появившихся на месте острогов на бумажной настенной карте.
Назвать города, которые выросли на месте острогов:
- Братский острог – город Братск
- Илимский острог – город Илимск
- Усть-Кутский острог – город Усть-Кут
- Киренский острог – город Киренск
- Верхнеленский острог – город Нижнеангарск (Забайкальский край)
- Балаганский острог – пгт Балаганск
- Удинский острог – город Нижнеудинск
Слайд 18 в 1661 г. Яков Похабов возвел Иркутский острог – ныне областной центр, крупный город Восточной Сибири – город Иркутск.
Вопрос к классу:
Остроги строились либо на слиянии рек, либо в излучине реки. Объяснить, почему именно так выбиралось место для строительства острогов.
Предполагаемый ответ:
- Около водных путей передвижения
- Для защищенности и лучшего обзора.
- Для возможности двигаться в нескольких направлениях в случае опасности и возможного отступления из острога
- Для защиты в случае пожара
- Использование воды, как необходимого питьевого и хозяйственного ресурса.
После полученных ответов желательно напомнить учащимся, что это были одни из основных принципов расположения русских городов в Древней Руси. Поэтому выбор мест для строительства острогов был не только обусловлен необходимостью, то и традиционностью.
Слайд 19
В архиве древних актов выявлено донесение енисейского воеводы И.И.Ржевского в Сибирский приказ. В нем содержится подробное изложение обстоятельств основания Иркутского острога енисейским сыном боярским Яковом Ивановичем Похабовым летом 1661 года. Первым приказчиком нового острога был назначен казачий десятник Василий Ездаков. Под его командой находилось 20 служилых людей. Сначала острог назывался Яндашским, по имени местного князца Яндаша Дороги, но уже с 1662 года он стал именоваться Иркутским (в старину писали "Иркуцкий"), так как находился недалеко от устья притока Ангары – Иркута.
Слайд 20
Иркутяне бережно хранят память об этом событии. Якову Похабову установлен памятник на Нижней Набережной в 2011 г. в честь 350-летия города Иркутска.
Посмотреть еще раз внимательно на даты освоения острогов и ответить на вопросы:
На годы чьего правления приходятся основание острого, которые находятся на современной территории Иркутской области?
Какие события этого периода российской истории вы можете назвать, (которые соответствуют датам основания острогов, или находятся в одном десятилетии)?
Время правления царя | Дата основания острога | Названия острога | События российской истории |
Царствование Михаила Федоровича
Романова (1613-1645) |
1630 | Илимское зимовье, впоследствии – острог | 1631 – организация полков нового
(иноземного строя) 1632-1634 гг. – Смоленская война 1637-1642 “азовское сидение” донских казаков 1643 – экспедиция Василия Пояркова |
1631 | Братский острог, Усть-кутское зимовье, Киренский острог | ||
1641 | Верхнеленский острог | ||
Царствование Алексея
Михайловича (1645-1676) |
1647 | Верхнеангарский острог | 1648 – Соляной бунт в Москве 1648 – поход Семена Дежнева 1649 – Принятие Соборного Улодения. Оформление крепостного права в центральных регионах страны 1649 – экспедиция Ерофея Хабарова 1653 – реформы патриарха Никона, церковный раскол. 1654 – Переяславская рада. Присоединение Левобережной Украины 1662 – Медный бунт |
1648 | Удинский острог | ||
1654 | Балаганский острог | ||
1661 | Иркутский острог |
Для ответа, если на определенном этапе учащиеся забудут какую-нибудь дату, можно воспользоваться форзацем учебника.
Слайд 21
Вклад в освоение Восточной Сибири внесли и известные землепроходцы.
Перед вами фотография памятника Ерофей Павловичу Хабарову, одного из землепроходцев. Найдите его путь, как исследователя на карте в учебнике на стр. 202. (Показать на карте) Всю свою жизнь провел в Восточной Сибири, на Лене и ее притоках. Он был охотником, промысловиком, торговцем пушниной. Впервые в Восточной Сибири стал заниматься земледелием на просторах Лены, солеварением и обеспечивал хлебом и солью весь Илимский край и Якутию. Он по праву считается первым земледельцем, в Иркутской области, солеваром и мукомолом.
Е.П. Хабаров положил начало русскому освоению территории Приангарья.
Вывод: Учащиеся формулируют по вопросы учителя “Был ли вклад землепроходцев Восточной Сибири равнозначным с вкладом великих известных землепроходцев и в чем он состоял?”
При ответах учащихся можно задать несколько “путающих” или “провокационных” вопросов. Например: “но ведь в Восточной Сибири не было таких великих открытий, какие были совершены Дежневым?”, “Но ведь они не совершали таких исследований, как Хабаров?”. На это наиболее внимательные учащиеся приведут в качестве аргументов строительство острогов, исследование рек, составление карт и описаний местностей.
Сформулированный вывод записать в тетрадь.
Домашнее задание.
Со слайда 21 перейти на слайд №3 “Содержание”, с которого по управляющим кнопкам модно выйти на слайды 22,23, где даны задания для самостоятельной работы. Предложить учащимся в качестве домашнего задания ответить на любые из них.
На следующем уроке можно с этого слайда (Слайд №3) выйти на слайд №17 (“Хронология основания острогов”, для выполнения задания на повторение материала).
______________
Березиков Н.А. Образ дороги-реки в донесениях казаков-землепроходцев сибири XVII века // Города и остроги земли Сибирской. URL: http://ostrog.ucoz.ru/publ/b/berezikov_n_a/obraz_dorogi_reki_v_donesenijakh_kazakov_zemleprokhodcev_sibiri_xvii_veka/137-1-0-216
Приложение 2.
Из челобитной атамана И.Галкаина
Березиков Н.А. Образ дороги-реки в донесениях казаков-землепроходцев сибири XVII века // Города и остроги земли Сибирской. URL: http://ostrog.ucoz.ru/publ/b/berezikov_n_a/obraz_dorogi_reki_v_donesenijakh_kazakov_zemleprokhodcev_sibiri_xvii_veka/137-1-0-216
“И мы холопи твои пришед на Усть Илима реки по твоему государеву указу поставили зимовье, учали твой государев ясак збирати с Ылима реки да с Евирма реки и с Куты реки и по иным сторонним рекам, которые выпали в Лену реку”
“А впредь, государь, с тех земель будет тебе великому государю прибыль великая и земли многие под твою государеву высокую руку приводить есть где, потому что пали в Лену реку многие сторонние большие реки”
“А по тем, государь, по большим рекам живут люди многие. А мочно их под твою государеву высокую руку привести и тебе государю с Лены реки и иных сторонник рек выгода и прибыль велика с них”
“И по тем, государь, по большим рекам живут многие люди вниз пловучи от нового острогу по Лене реке большая река пала в правую сторону... в Лену реку...”