Цель:
- создать условия для закрепления умений определять автора по строкам из его произведения; сравнивать темы стихотворений; выразительно читать подготовленные стихи о временах года; соотносить музыку и стихи; оценить проектную деятельность учащихся.
Задачи:
- приобщение учеников к природе путем живописи, поэзии и музыки;
- расширить кругозор учащихся;
- создать условия для совершенствования видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения; обогащать словарный запас учащихся;
- содействовать развитию у детей чуткого отношения к красоте родной природы, Родине и малой родине через поэзию.
- воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.
Тип урока: повторительно-обобщительный.
Форма проведения: с применением информационных технологий.
Инструментарий:
- мультимедийная презентация по теме "Времена года", компьютер,
- мультимедийный проектор,
- репродукции картин природы в разное время года,
- плакаты для доски с пословицами,
- карточки для работы в группах, карточки с кроссвордами,
- условные знаки (тучка, солнце) для каждого учащегося,
- аудиоприложение к учебнику Л. Ф. Климановой (ч.1). Поэтическая тетрадь №1: И. З. Суриков “Зима”.
Ход урока
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа |
I этап. Организационный
момент. Цель – активизация учащихся. |
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | I этап. Организационный момент. Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. -Тихо сели. Настраиваемся на интересную работу. |
I этап. Организационный момент. - Почему сегодня на уроке чтения вы так рассажены? (урок необычный) - Как он называется? (литературно-музыкальная гостиная) Коммуникативные УУД Личностные УУД |
II этап. Актуализация
знаний. Цель – определение темы и постановка целей урока. |
Работать с информацией из толкового словаря. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Организовать групповую работу по нахождению значения слова гостиная | II этап. Актуализация знаний. - Кто знает, какое значение имеет слово гостиная? - Обратимся к толковому словарю (приложение 1): - Прочитайте значения слова гостиная и выберите то, которое подходит в нашем случае (учащиеся работают в группах на карточках) |
II этап. Актуализация знаний. - Почему же наша гостиная литературно-музыкальная?(т.к. урок литер. чтения-литературная, будет звучать музыка-музыкальная) |
Показать умение слушать литературные произведения. | Организовать работу по определению, какие литературные произведения будут звучать на уроке. | - Итак, все мы сегодня в гостях у
литературы и музыки. - А вот что мы будем читать, вы узнаете, внимательно прослушав данное произведение (звучит аудиозапись стихотворения И. З. Сурикова “Зима”). - Кто автор? Как называется? О чём оно? (это стих-е о красоте зимней природы) |
Познавательные УУД - Что услышали, кроме стихотворения? (музыку) - Какая она? Дополняет ли она данное произведение? Почему? Познавательные УУД |
|
III этап. Проверка домашнего задания. Обобщение знаний. |
Участвовать в работе по
представлению своих проектов по теме: “Русские
поэты о красоте природы в разные времена года”,
чтение стихотворений наизусть. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группах). |
Организовать работу по устному выступлению учащихся. | Постановка проблемы: - Отгадайте
загадку (приложение 5): Слайд№1 Яркая, нарядная, - Молодцы, ребята! Конечно же, это Осень! |
|
Цель – Проверить умение учащихся читать наизусть; познакомить их со стихотворениями о природе; вспомнить известных русских поэтов. | Оценивать правильность выполнения заданий. | Организовать работу в группах. Обеспечить контроль за выполнением задания. | - Кто хочет представить свой проект и рассказать стихотворение об осени? (2 уч-ся) | - Давайте посмотрим на великолепные
картины природы и вспомним, как называются
осенние месяцы. Слайд №2,3.4 - Давайте представим, что мы идем по осеннему лесу, а под ногами шуршит разноцветный ковер. - Как вы думаете, какое природное явление бывает только осенью? (Листопад.) Слайд№5 - А почему оно так называется? |
- Посмотрите на картину известного
художника Слайд №6. - Обсудите в группах, какое из услышанных сейчас стихотворений иллюстрирует данная картина? (И. А. Бунин “Листопад”) – Почему? - Эту картину написал замечательный художник Исаак Ильич Левитан. |
- Как вы думаете, как он её назвал? (Золотая осень) - Почему? | |||
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | - Отгадайте вторую загадку
Слайд №7: Тройка, тройка прилетела, Я знаю, что одна ученица выучила стихотворение Татьяны Шорыгиной “Снежинка”. Давайте послушаем. - Как стало холодно! Давайте согреемся. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “Я мороза не боюсь!” - Кто хочет представить свой проект и рассказать стихотворение о зиме? (2 уч-ся) |
- Теперь вспомним, как называются
зимние месяцы Слайд №8,9,10 - Какое самое яркое явление зимней природы вы знаете? (Снегопад) Слайд №11 - Что особенно красиво при снегопаде? (разнообразные снежинки) |
|
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группах). | Организовать работу в группах. Обеспечить контроль за выполнением задания. |
- Обратите внимание на доску и
послушайте задание, обсудите в группах:
Прочитайте. Какая фамилия лишняя в ряду? (А.С.
Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, П.И. Чайковский, И.
С. Никитин) Слайд №12 |
||
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов. | Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | - Давайте послушаем музыку великого
русского композитора Петра Ильича Чайковского и
пофантазируем. Звучит пьеса П. И. Чайковского из
цикла " Времена года" (подснежник). - О каком времени года вы сейчас прочтёте стихотворения? (о весне) - Кто хочет представить свой проект? (2 уч-ся) - Теперь предлагаю немного поиграть “Собери пословицу о весне” (на доске) |
- И всё же что объединяет всех? (это
выдающиеся люди, авторы прекрасных произведений) - Какие картины представились в вашем воображении? (журчанье ручья, раскаты грома, веселые капли дождя, сияние солнца) |
|
Организовать работу в группах. | 1. Май весну кончает, лето начинает. 2. Потрудись весной - сытым будешь зимой. 3. Вода потекла, весну принесла. - Проверим Слайд №13. Молодцы! - Ну и последняя загадка Слайд №14: |
- Каждая группа обсуждает одну пословицу. Как вы её понимаете? | ||
Организовать работу в группах. | Оно соткано из зноя, Несёт тепло с собою. Реки согревает, Купаться приглашает. (Лето) - Кто хочет представить свой проект и рассказать стихотворение о лете? (1 уч-ся) - Вы любите разгадывать кроссворды? (приложение 3) |
- Вспомните, как называются летние
месяцы Слайд №15,16,17 Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
||
IV. Итог урока. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. |
Участвовать в обсуждении. Формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Включить учащихся в обсуждение. | - Мы перелистали календарь,
повстречались с разными временами года. Слайд №18 (итоговый) - Кто помог нам в этом путешествии по временам года? (Конечно, поэты, музыканты, живописцы). - Так что же даёт нам поэзия? (Помогает выразить наши чувства). - Она волшебница: поднимает настроение, затрагивает струны души. |
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД - Почему встреча с поэзией - праздник? (Просыпается душа для восприятия прекрасного. Можно сказать, что мы разделяем с другими свои чувства, свою радость.) |
V. Рефлексия Цель – приучение к самоконтролю и самооценке. |
- Завершить урок мне хочется
строками из стихотворений русских поэтов. 1.
Заунывный ветер гонит 2. Мороз и солнце |
- Какие строки больше подходят к вашему настроению? (приложение 4): 1 - туча, 2 - солнце. Выберите один вариант. |