Литературно-музыкальная гостиная "Русские поэты о красоте природы в разные времена года"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


Цель:

  • создать условия для закрепления умений определять автора по строкам из его произведения; сравнивать темы стихотворений; выразительно читать подготовленные стихи о временах года; соотносить музыку и стихи; оценить проектную деятельность учащихся.

Задачи:

  • приобщение учеников к природе путем живописи, поэзии и музыки;
  • расширить кругозор учащихся;
  • создать условия для совершенствования видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения; обогащать словарный запас учащихся;
  • содействовать развитию у детей чуткого отношения к красоте родной природы, Родине и малой родине через поэзию.
  • воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.

Тип урока: повторительно-обобщительный.

Форма проведения: с применением информационных технологий.

Инструментарий:

  • мультимедийная презентация по теме "Времена года", компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • репродукции картин природы в разное время года,
  • плакаты для доски с пословицами,
  • карточки для работы в группах, карточки с кроссвордами,
  • условные знаки (тучка, солнце) для каждого учащегося,
  • аудиоприложение к учебнику Л. Ф. Климановой (ч.1). Поэтическая тетрадь №1: И. З. Суриков “Зима”.

Ход урока

Технология проведения Деятельность ученика Деятельность учителя Обучающие и развивающие задания каждого этапа Диагностирующие задания каждого этапа
I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. I этап. Организационный момент.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на интересную работу.

I этап. Организационный момент.

- Почему сегодня на уроке чтения вы так рассажены? (урок необычный)

- Как он называется? (литературно-музыкальная гостиная)

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

II этап. Актуализация знаний.

Цель – определение темы и постановка целей урока.

Работать с информацией из толкового словаря. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Организовать групповую работу по нахождению значения слова гостиная II этап. Актуализация знаний.

- Кто знает, какое значение имеет слово гостиная?

- Обратимся к толковому словарю (приложение 1):

- Прочитайте значения слова гостиная и выберите то, которое подходит в нашем случае (учащиеся работают в группах на карточках)

II этап. Актуализация знаний.

- Почему же наша гостиная литературно-музыкальная?(т.к. урок литер. чтения-литературная, будет звучать музыка-музыкальная)

Показать умение слушать литературные произведения. Организовать работу по определению, какие литературные произведения будут звучать на уроке. - Итак, все мы сегодня в гостях у литературы и музыки.

- А вот что мы будем читать, вы узнаете, внимательно прослушав данное произведение (звучит аудиозапись стихотворения И. З. Сурикова “Зима”).

- Кто автор? Как называется? О чём оно? (это стих-е о красоте зимней природы)

Познавательные УУД

- Что услышали, кроме стихотворения? (музыку)

- Какая она? Дополняет ли она данное произведение? Почему?

Познавательные УУД

III этап.

Проверка домашнего задания. Обобщение знаний.

Участвовать в работе по представлению своих проектов по теме: “Русские поэты о красоте природы в разные времена года”, чтение стихотворений наизусть.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группах).

Организовать работу по устному выступлению учащихся. Постановка проблемы: - Отгадайте загадку (приложение 5):

Слайд№1

Яркая, нарядная,
Дождливая, прохладная.
Птиц в стаи собирает,
И на юг их провожает. (Осень)

- Молодцы, ребята! Конечно же, это Осень!

 
Цель – Проверить умение учащихся читать наизусть; познакомить их со стихотворениями о природе; вспомнить известных русских поэтов. Оценивать правильность выполнения заданий. Организовать работу в группах. Обеспечить контроль за выполнением задания. - Кто хочет представить свой проект и рассказать стихотворение об осени? (2 уч-ся) - Давайте посмотрим на великолепные картины природы и вспомним, как называются осенние месяцы. Слайд №2,3.4

- Давайте представим, что мы идем по осеннему лесу, а под ногами шуршит разноцветный ковер.

- Как вы думаете, какое природное явление бывает только осенью? (Листопад.) Слайд№5

- А почему оно так называется?

- Посмотрите на картину известного художника Слайд №6.

- Обсудите в группах, какое из услышанных сейчас стихотворений иллюстрирует данная картина? (И. А. Бунин “Листопад”) – Почему?

- Эту картину написал замечательный художник Исаак Ильич Левитан.

- Как вы думаете, как он её назвал? (Золотая осень) - Почему?
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. - Отгадайте вторую загадку Слайд №7:

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром. (Зима)

Я знаю, что одна ученица выучила стихотворение Татьяны Шорыгиной “Снежинка”. Давайте послушаем.

- Как стало холодно! Давайте согреемся. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “Я мороза не боюсь!”

- Кто хочет представить свой проект и рассказать стихотворение о зиме? (2 уч-ся)

- Теперь вспомним, как называются зимние месяцы Слайд №8,9,10

- Какое самое яркое явление зимней природы вы знаете? (Снегопад) Слайд №11

- Что особенно красиво при снегопаде? (разнообразные снежинки)

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группах). Организовать работу в группах.

Обеспечить контроль за выполнением задания.

- Обратите внимание на доску и послушайте задание, обсудите в группах: Прочитайте. Какая фамилия лишняя в ряду? (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, П.И. Чайковский, И. С. Никитин)

Слайд №12

 
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. - Давайте послушаем музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского и пофантазируем. Звучит пьеса П. И. Чайковского из цикла " Времена года" (подснежник).

- О каком времени года вы сейчас прочтёте стихотворения? (о весне)

- Кто хочет представить свой проект? (2 уч-ся)

- Теперь предлагаю немного поиграть “Собери пословицу о весне” (на доске)

- И всё же что объединяет всех? (это выдающиеся люди, авторы прекрасных произведений)

- Какие картины представились в вашем воображении? (журчанье ручья, раскаты грома, веселые капли дождя, сияние солнца)

Организовать работу в группах. 1. Май весну кончает, лето начинает.
2. Потрудись весной - сытым будешь зимой.
3. Вода потекла, весну принесла.

- Проверим Слайд №13. Молодцы!

- Ну и последняя загадка Слайд №14:

- Каждая группа обсуждает одну пословицу. Как вы её понимаете?
Организовать работу в группах. Оно соткано из зноя,
Несёт тепло с собою.
Реки согревает,
Купаться приглашает. (Лето)

- Кто хочет представить свой проект и рассказать стихотворение о лете? (1 уч-ся)

- Вы любите разгадывать кроссворды? (приложение 3)

- Вспомните, как называются летние месяцы Слайд №15,16,17

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

IV. Итог урока.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Участвовать в обсуждении.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Включить учащихся в обсуждение. - Мы перелистали календарь,  повстречались с разными временами года.

Слайд №18 (итоговый)

- Кто помог нам в этом путешествии по временам года? (Конечно,  поэты, музыканты, живописцы).

- Так что  же даёт нам поэзия? (Помогает выразить наши чувства).

- Она волшебница: поднимает настроение, затрагивает струны души.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

- Почему встреча с поэзией  -  праздник? (Просыпается душа для восприятия прекрасного. Можно  сказать, что мы разделяем с другими свои чувства, свою радость.)

V. Рефлексия

Цель – приучение к самоконтролю и самооценке.

- Завершить урок мне хочется строками из стихотворений русских поэтов.

1. Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес…

2. Мороз и солнце
День чудесный!

- Какие строки больше подходят к вашему настроению? (приложение 4): 1 - туча, 2 - солнце. Выберите один вариант.