Цель:
- подвести итог, показать, чему научились, изучая “Азбуку”,
- развивать познавательную активность учащихся, прививать любовь к чтению,
- привлекать родителей в учебно-воспитательный процесс.
Ход праздника
Слайд 1
Зал красиво украшен шарами, плакатами.
На столе лежать удостоверения для учащихся в честь праздника.
В зале зрители: родители, представители администрации школы.
Дети стоят в колонну по одному. На сцену выходят чтецы: 2 мальчика и 2 девочки.
1 чтец.
В поезд можете садиться
Этот поезд быстро мчится
От границы до границы
По степям до синих гор
На зелёный семафор.
2 чтец. Слайд 2
В школу он спешит сейчас
К нам на праздник в первый класс.
Опоздать нельзя на праздник –
Это каждый знает.
Мчится поезд – ПЕРВОКЛАССНИК
Скорость набирает.
3 чтец.
Прибавляет по пути
К трём четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая АЛФАВИТ.
4 чтец.
Так садись в счастливый поезд
И помчим от А до Я.
Нынче в нашем классе – праздник
Славный праздник Букваря!
Звучит мелодия песни “Голубой вагон”.
Дети входят под музыку в зал, садятся на стулья.
Учитель. Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы научились хорошо читать по вашей первой книге “Азбука”.
Появляется Азбука.
- Здравствуйте!
Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про всё, про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая земля,
Про космонавтов, к облакам
Летавшим много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
А сегодня я пришла к вам, чтобы посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли нового узнали.
Хочу у вас, ребята, спросить что обозначает слово азбука? Слайд 3
- В давние времена буква А называлась “аз”, Б – “буки”. Из названий этих букв и образовано слово азбука.
- Слова азбука и алфавит обозначают одно и то же: так называют буквы, расположенные по порядку. Слово азбука русское, алфавит – греческое.
А слово БУКВАРЬ означает собрание букв. Поэтому книгу, по которой первоклассники учатся читать называют “Азбука” и “Букварь”.
- Ребята, а благодаря кому у нас появилась письменность? Слайд 4
- Чтобы АЗБУКА появилась на Руси, мы обязаны болгарским монахам Кириллу и Мефодию. Равноапостольных Кирилла и Мефодия называют первоучителями словенскими. Они были учеными людьми. Именно они и составили славянскую азбуку, которой мы пользуемся до сих пор. Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа должна быть своя письменность.
День памяти первоучителей – 24 мая. В этот день в России проходит праздник славянской письменности и культуры.
И сегодня мы говорим СПАСИБО вашей первой книге “Азбуке”.
До свидания!
А на следующий год АЗБУКА читать научит тех, кто в первый класс пойдёт.
Дети исполняют песню “Прощание с Букварём” Слайд 5
Слова и музыка Людмилы Мельниковой. Слайд 6
Чтец: Слайд 7
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай ещё страницу!
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
Парад букв. Слайд 8
Из-за леса, из-за гор
Мимо нас во весь опор
С громким цоканьем копыт
Скачет русский алфавит.Командиры во главе – Слайд 9
Это буквы А, Б, В.
На конях (найдите где) Слайд 10
Вслед за ними Г, Д, Е.А в тележке Ё и точки Слайд 11
Дребезжат на каждой кочке.
За тележкой Ж и З на рассерженной козе. Слайд 12Вскачь несётся буква И, Слайд 13
Ишь какая, посмотри!
А за ней И краткое
Сверху что-то шаткое.Копья, латы, к шлему шлем – Слайд 14
Это едут К, Л, М.
А за ними мчится Н Слайд 15
С перекладиной меж стен.Разогнав коней в карьер, Слайд 16
Пролетают О, П, Р.
Вслед со свистом С, Т, У Слайд 17
Так., что топот за версту.Чуть потише Ф, Х, Ц. Слайд 18
Ц – с крючочком на конце.
И чуть слышно –три плаща Слайд 19
Шелестящих Ч, Ш, Щ.
За плащами твёрдый знак, Слайд 20
Развернув на мачте флаг.
После знака – буква Ы
Полюбуйтесь – вот и мы!А поодаль мягкий знак
Тоже едет кое-как.
Напоследок – Э, Ю, Я. Слайд 21
Троечка последняя.Буквы – значки, как бойцы на парад
В чётком порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё АЛФАВИТ.
На экране алфавит. Слайд 22
Читают хором.
6 чтец
Это очень хорошо,
Что буквы есть на свете.
Их должны на память знать
И взрослые и дети.
7 чтец
Дружат с буквами не зря
Девчонки и мальчишки.
Их не зная, не прочтёшь
И самой тонкой книжки.
8 чтец
Буквы могут
В слова превращаться
Если с ними
Уметь обращаться!
Учитель. Но ваших знаний пока мало для того, чтобы грамотно писать трудные слова и предложения.
Вы этому обязательно научитесь.
9 чтец
Правописание ЧУ–ЩУ. Слайд 23
Я грамотно писать хочу
Слова на “ЧУ” и “ЩУ” учу:
Чулок и чудо и чугун,
Чудак и щука и ворчун.Не стучу и не кричу,
А учу, да учу.
Сочетанья ЧУ и ЩУ
Пишем только с буквой У!
10 чтец
Правила переноса. Слайд 24
Я медведя и лису
И ведро и бочку
По слогам перенесу
На другую строчку,
Но не трогаю осу,
Это ей не нравится.
Как её перенесу, ведь она кусается!
Дети исполняют “Песенку про осу” 1 и 2 куплет Слайд 25
Слова З. Петровой музыка А. Островского 3 куплет Слайд 26
Учитель:
- Ребята, а почему на самом деле нельзя переносить слово “оса”?
- Первый слог состоит из одной буквы,
А одну букву нельзя переносить и оставлять на строке. Это одно из правил переноса.
Поиграем
Песня “Если б не было школ” Слайд 27
Слова Ю.Энтина. Музыка В. Шаинского.
“Азбуку прочли до корки
Нам по чтению – пятёрки.
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
УДОСТОВЕРЕНИЯ. (хором) Слайд 28
Награждение.
Учитель вручает первоклассникам удостоверения “Азбуку прочёл”.
Поздравления от родителей, администрации. Вручение подарков.
После награждения.
11 чтец: Слайд 28
Буквы все мы твёрдо знаем,
Сами пишем и читаем.
Мы простились с Букварём,
Книжки новые берём.
12 чтец
Любим школу мы и класс
Папы, мамы хвалят нас.
Впереди уроков много –
Ждёт нас дальняя дорога.
13 чтец
Надо очень много знать: Слайд 29 (как 1)
Рисовать, писать, читать.
Чтобы жить на пользу людям,
Хорошо учиться будем! (хором)