Цель: актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Проверочный диктант
День был очень жаркий. По небу низко неслись дымчатые тучи и хлынули на поля потоки дождя. Деревья трепетали всеми листочками. Птички не переставали петь. Но вот тучка пронеслась, запорхал легкий ветерок. Сильный запах наполнил воздух.
- обозначьте знакомые орфограммы
- найдите предложение с однородными членами и разберите его.
- разберите по составу: дымчатые, пронеслась, запорхал
Самоопределение к деятельности
- Посмотрите на ребус. Прочитав слово, вы определите тему урока.
- Сегодня мы продолжим изучение раздела “Морфология” и начнём расширять свои знания о глаголе.
- Что вы уже знаете о глаголе?
- Сформулируйте задачи урока.
(повторить все, что нам известно о глаголе)
Работа по теме урока
4. Работа по учебнику
Упр.139 с.68
- прочитайте стихотворение
- о каком времени года рассказывает автор?
- найдите в тексте глаголы.
- по каким признакам вы их нашли?
- запишите глаголы
- на какие две группы можно их разделить? (в прошедшем и будущем времени)
- выполните грамматические разборы, указанные в предложении
5. Карточка (взаимопроверка)
- Спишите. Поделите текст на предложения. Подчеркни глаголы
Однажды на птичьей кормушке появилась белка дети очень обрадовались ей белка села на задние лапки и взяла в передние кисточку сухой рябины она начала ловко объедать ягоды потом зверек схватил в зубы другую гроздь она прыгнула на сук и исчезла в густых ветвях ели с тех пор белка каждый день навещает столовую.
Упр.140 с.68
- прочитайте задание
- назовите глаголы, относящиеся к каждой из тематических групп
- запишите глаголы, обозначающие движение.
6. Дополнительное задание: составить сложное предложение с любым из этих глаголов.
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
- Составить из слов белое, покрывало, всю, землю, покрывало, загадку. Отгадайте.(снег)
- Что интересного заметили?
(в предложении есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение и относятся к разным частям речи)
- Но чем-то они отличаются?
(по вопросам и обобщенному лексическому значению)
- Подчеркните главные члены, подлежащее и сказуемое.
Вывод: Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? и др. В предложении глагол обычно является сказуемым.
7. Работа в группах. Образуйте группы.
На парте лежит листок с текстом.
Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев. Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и лисьих следов. Вот через дорогу белка.
- Прочитайте, внимательно, текст.
- Что удивило?
- Полностью понятен смысл текста?
- Вы согласитесь, что в тексте нет действий, он неживой?
“Оживите картину, добавив в каждое предложение действие.
(проверка текстов: Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветках деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка. )
- Какова же роль глаголов? (оживляют речь, помогают точно передать смысл)
8. Подведение итогов урока
- Что мы повторили сегодня на уроке?
- Как распознать глаголы среди других частей речи?
9. Домашнее задание
Упр.145 с.70.