УМК «Русский язык. 5 класс. Рыбченкова Л.М.»
Цель урока: сформировать представление о правильном написании чередующихся гласных а//о в корнях кас//кос, лаг//лож.
Предметные задачи:
познавательные:
– создать условия для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание), умения работать с текстом, применять полученные знания на практике;
личностные:
– формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
–умение проводить самооценку.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
– развитие умения слушать и понимать других;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
– умение работать в паре.
регулятивные:
– развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;
– оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
– осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Формы обучения: индивидуальная, работа в паре.
Методы обучения: словесные, наглядно-иллюстративный, частично–поисковый, проблемный.
Основные термины и понятия: орфограмма, чередующиеся гласные.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся: писать слова с чередующимися гласными а//о в корнях кас//кос, лаг//лож.
Получат возможность научиться: безошибочно применять алгоритмы и правила при решении учебных задач.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Оборудование: Учебник, рабочие листы (Приложение 1), документ в формате flipchart (Приложение 2).
Этапы урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|
|
Создание психологической атмосферы урока; подготовка необходимого оборудования; |
Здравствуйте, ребята, садитесь. |
Настраиваются на работу.
Подписывают рабочие листы. |
(Р) |
|
2. Актуализация опорных знаний
|
Воспроизведение знаний, умений, жизненного опыта, необходимого для овладения новым |
С чего начинаем урок? Задание №1. Проверяем домашнее задание. Что нужно сделать? Переходим к заданию №2.
Что можешь сказать про слова третьего столбика? |
Читают задание в рабочих листах. Выполняют задание.
Непроверяемые безударные гласные; Чередование. |
||
|
|||||
|
Формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать. |
Какая из данных орфограмм нам незнакома? |
Будем учиться писать чередующиеся гласные а//о в корнях кас//кос, лаг//лож. |
(П)комментирование изученных орфограмм и пунктограмм, графическое обозначение. |
|
Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону. |
Проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. |
Сверьте наше правило с правилом в учебнике. |
Алгоритм:
4. Обозначаю орфограмму. |
(П) |
|
|
Читаем следующее задание №3. |
Читают, выполняют, сверяют. |
|
||
|
________________ прочитай веселую «запоминалку». |
На урок пришли к нам в класс |
|
||
Репродуктивное воспроизведение изученного материала. |
Задание №5. После выполнения сверить с готовым вариантом ответа на доске. Как вы работали? Какой алгоритм использовали? |
Проверяют по доске. Выставляют оценку. |
|
||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
(П) строить логическую |
|||||
Работаем устно. Задание №6. Что делаем дальше? Задание №7.
Какое значение имеет слово безотлагательно? |
Заполни таблицу словами. Пригодится для выполнения следующего задания. (составляют свои предложения) |
||||
|
|
Переходим к заданию №8. 1 в. Прочитай предложение. Назови слово с пропущенной буквой. Объясни его написание. Назови грамматическую основу. 2 в. Прочитай предложение. Назови слово с пропущенной буквой. Объясни его написание. Назови грамматическую основу. Чем отличаются эти предложения? Какие это предложения? |
Читает задание. Все выполняют на листах. 1 пр. – простое с однородными сказуемыми. |
(П) Строить схемы предложений. |
|
|
Развитие речи учащихся. |
Переходим к последнему заданию. Найдите тезис, мысль, которая требует доказательства. Приведите доказательства того, что мы действительно мало знаем о крапиве. |
Рассуждение – это тип речи, в котором есть мысль, требующая доказательства. 1 человек у доски.
2-3 ученика отвечают. |
(П) строить логическую |
|
Домашнее задание. |
Постановка целей самостоятельной |
Домашнее задание. |
Записывают в дневник. |
(Р) самоконтроль. |
|
Подведение итогов урока. Рефлексия. |
Установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, |
А теперь приятный, я надеюсь, момент. |
Подсчитывают результат, выставляют оценки. |
(Р) Анализировать и оценивают собственную учебную деятельность |