Урок русского языка на тему "Чередование букв а/о в корнях". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


УМК «Русский язык. 5 класс. Рыбченкова Л.М.»

Цель урока: сформировать представление о правильном написании чередующихся гласных а//о в корнях кас//кос, лаг//лож.

Предметные задачи:
познавательные:
–  создать условия  для развития  у обучающихся  орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание),  умения работать с текстом, применять полученные знания на практике;
личностные:
– формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
–умение  проводить самооценку.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
– развитие  умения слушать и понимать других;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
– умение  работать в паре.
регулятивные:
– развитие  умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;
– оценивание  учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
– осуществление  познавательной  и личностной  рефлексии.

Формы обучения:  индивидуальная, работа в  паре. 

Методы обучения:  словесные,  наглядно-иллюстративный, частично–поисковый, проблемный.

Основные термины и понятия: орфограмма, чередующиеся гласные. 

Планируемые образовательные результаты:

Научатся: писать слова с чередующимися гласными а//о в корнях кас//кос, лаг//лож.

Получат возможность научиться: безошибочно применять  алгоритмы и правила при решении учебных задач. 

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: Учебник, рабочие листы (Приложение 1), документ в формате flipchart (Приложение 2).

                           
Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организация начала урока.

 

Создание психологической атмосферы урока; подготовка необходимого оборудования;
включение учеников в деловой ритм урока.

Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сегодня у нас не совсем обычный урок:
– у нас присутствуют гости;
– вы будете писать не в тетрадях, а на рабочих листах, которые лежат у каждого из вас на парте.
Подпишите их вверху.

Настраиваются на работу.

 

 

Подписывают рабочие листы.

(Р)
постановка и формулирование
цели предстоящей учебной
деятельности –
индивидуальной и
коллективной.
(П):
определение проблемы, цели;
комментирование изученных орфограмм и пунктограмм, графическое обозначение их.

2.  Актуализация опорных знаний

 

Воспроизведение знаний, умений, жизненного опыта, необходимого для овладения новым
материалом. Оценка учителем уровня подготовки учеников

С чего начинаем урок? Задание №1.

Проверяем домашнее задание. Что нужно сделать?
Работаем.
Поставьте оценку в соответствии с нормами.
Какие слова с пропущенными буквами подчиняются изученному нами вчера правилу?
Что это за правило?
От чего зависит написание буквы в корне?

Переходим к заданию №2.  
К доске пойдет ________ с листочком.
Остальные работают вперед.
Какие группы орфограмм определил?
Подпиши. (1 и 2)
Обозначь орфограммы на месте пропусков.
Какие еще орфограммы есть в этих словах, объясни.

 

Что можешь сказать про слова третьего столбика?
Какое явление происходит с гласными в этих словах?
Какие гласные чередуются?
В каких корнях?
От чего зависит написание гласной?
Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму.

Читают задание в рабочих листах.
Проверяют свою работу по образцу на доске.
Выставляют оценку.
Собирали, натирали, сдирал.
Чередование букв е//и в корнях.
От наличия суффикса –а-.

Выполняют задание.

 

Непроверяемые безударные гласные;
Проверяемые безударные гласные.
Чк – чн, парные согласные в корне слова.

Чередование.
Чередуются о//а.
Кас//кос, лаг//лож.
От суффикса -а-.
(Орфограмму подчёркиваем одной чертой, условие – двумя.)

 

  1.  Выявление места и причины затруднения. Формулирование темы урока и правила.

Формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.
Формулирование цели и задач урока, ожидаемых результатов.

Какая из данных орфограмм нам незнакома?
Значит, чему будем учиться на уроке?
Попробуйте сформулировать правило.
Спросить 2 человек.

Будем учиться писать чередующиеся гласные а//о в корнях кас//кос, лаг//лож.

(П)комментирование изученных орфограмм и пунктограмм, графическое обозначение.
(Р) планирование
последовательности
деятельности,
прогнозирование её
результатов.
волевая саморегуляция.
(К)
аргументировать свое
мнение;

  1.  Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с последующей проверкой по  эталону.

Проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Сверьте наше правило с правилом в учебнике.
Как нужно рассуждать?
 Составьте алгоритм наших действий.

Алгоритм:

        1. Читаю слово, нахожу корень.
        2. Если есть суффикс -а-, то пишу в корне чередующуюся гласную а.
        3. Если суффикса -а- в корне нет, то пишу чередующуюся гласную о.

4. Обозначаю орфограмму.

 (П)
перерабатывать,
систематизировать
информацию и предъявлять ее в устном и письменном виде;
(Р)  контролировать и
оценивать достигнутые
результаты/

 

Читаем следующее задание №3.
Сверьте записанное с записью на доске.

Читают, выполняют, сверяют.

 

 

________________ прочитай веселую «запоминалку».

На урок пришли к нам в класс
Корень -кос- и корень -кас-.
Суффикс -а- примчался мигом,
оглушил всех громким криком:
– Где Вы, где Вы, корень -кас-?
Не могу я жить без Вас!
Если после корня - -а-,
 С корнем -кас- пиши слова!

 

Репродуктивное воспроизведение изученного материала.
Первичная проверка уровня усвоения и понимания
материала.

Задание №5.

После выполнения сверить с готовым вариантом ответа на доске.
Поставьте себе оценку.

Как вы работали? Какой алгоритм использовали?

 

Проверяют по доске.

Выставляют оценку.
Определяли, есть ли в слове суффикс -а-, то выбирали корень -кас- или -лаг-,
В остальных случаях -лож- или -кос-.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(П) строить логическую
цепь рассуждения
(К)
Работать парами;
аргументировать свое
мнение;
строить продуктивное
взаимодействие со
сверстниками и
взрослыми в процессе
коллективной
деятельности;
(Р) осуществлять контроль;

Работаем устно. Задание №6.
_________Читай задание.
Что надо сделать?
Откуда берем слова?
Повтори правило.
Для чего повторили правило?

Что делаем дальше? Задание №7.
Работайте парами.
После выполнения задания, что нужно сделать?

 

Какое значение имеет слово безотлагательно?
Какую стилистическую окраску имеет это слово?
Составьте устно с этим словом предложение.
Фазиль Искандер. Роман «Сандро из Чегема».
«Письма, требующие безотлагательного ответа, складывались в аккуратную стопку, остальные отбрасывались в ворох никчемных или не требующих быстрого ответа».

 

Заполни таблицу словами.
Слова для справок.

Пригодится для выполнения следующего задания.
–Вставляем пропущенные буквы, обозначаем орфограммы.
– меняемся листочками.
Проверяем работу, выставляем оценку. У ребят, работавших вместе одинаковые оценки.
Безотлагательно – без промедления, немедленно.
Книжную.

(составляют свои предложения)

  1.  Применение нового знания.

 

Переходим к заданию №8.
Прочитай.

1 в. Прочитай предложение. Назови слово с пропущенной буквой. Объясни его написание. Назови грамматическую основу.
Составь на доске схему предложения.

2 в. Прочитай предложение. Назови слово с пропущенной буквой. Объясни его написание. Назови грамматическую основу.
Составь на доске схему предложения.

Чем отличаются эти предложения? Какие это предложения?
От чего зависит?

 

Читает задание. Все выполняют на листах.
Извозчик остановил лошадей, слез и подл_жил под колеса железные тормоза.
[___  __    , ___ и ___ ].
Они поблёскивали слабым огнём, когда до них доб_ралось солнце.
[__ __ ],(когда ___ __).

1 пр. – простое с однородными сказуемыми.
2 пр. – сложное.
От наличия грамматических основ в предложении.

(П) Строить схемы предложений.

  1. Работа с текстом.

Развитие речи учащихся.

Переходим к последнему заданию.
Вспомните, какие типы речи вы знаете?
Прочитайте про себя текст и подумайте, к какому типу речи он относится?
Докажите, что это рассуждение.

Найдите тезис, мысль, которая требует доказательства.

Приведите доказательства того, что мы действительно мало знаем о крапиве.
Выпишите слова с пропущенными буквами.
На знание какой орфограммы больше всего встретилось слов?
Какое слово соответствует изучаемой сегодня орфограмме?
От чего зависит написание корней лаг//лож, кас//кос?

 

Рассуждение – это тип речи, в котором есть мысль, требующая доказательства.
С.12
Но, оказывается, о крапиве мы знаем совсем немного.

1 человек у доски.

 

2-3 ученика отвечают.

(П) строить логическую
цепь рассуждения

Домашнее задание.

Постановка целей самостоятельной
работы для учащихся
 определение и разъяснение учащимся
критериев успешного выполнения
домашнего задания.

Домашнее задание.
§29, выучить правило, упражнение 229 задание 2, обозначить орфограммы на месте пропусков. (Задание выполнить в рабочих тетрадях). Творческое задание: подобрать пословицы, считалки, скороговорки, в которых есть слова с чередующимися гласными в корне; сочинить «запоминалку» или нарисовать рисунок к изученным правилам.

Записывают в дневник.

(Р)  самоконтроль.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами,
внесение корректив; анализ учебной деятельности.

А теперь приятный, я надеюсь, момент.
Посчитайте свою оценку за урок по формуле, которая у вас записана.
Кто понял материал урока, легко справлялся со всеми заданиями?
Какая оценка получилась?
У кого встречались затруднения по ходу выполнения заданий, не всё было понятно. Какая оценка?
Кому нужно ещё почитать правило и потренироваться дома и на следующих уроках?

Подсчитывают результат, выставляют оценки.

(Р)  Анализировать и оценивают собственную учебную деятельность