Цели урока:
- Образовательная – сформировать представление о влажности воздуха, ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха;
- Развивающая – развивать у учащихся умение собирать, анализировать и систематизировать информацию, развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи, развивать устную речь;
- Воспитательная – формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной работой, развитие эстетики.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку (Приложение 1), термометры, кусочки марли, стакан с водой (на каждую парту), психрометр, психрометрическая таблица.
На уроке используется образовательный ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf
План урока
№ |
Этап урока |
Приемы и методы |
время |
1 |
Организационный |
Устное напоминание. Приветствие. |
2 |
2 |
Подготовка к восприятию нового |
Беседа. Презентация. |
7 |
3 |
Постановка проблемного вопроса |
Презентация |
5 |
4 |
Новый материал. |
Интернет-ресурс |
20 |
5 |
Закрепление. |
Беседа |
5 |
6 |
Подведение итогов урока |
Беседа |
5 |
7 |
Домашнее задание |
Задание |
1 |
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примененное оборудование |
I. Организационный момент Здравствуйте. Сегодня на уроке мы продолжим формирование знаний об агрегатных состояниях вещества. II. Подготовка к восприятию нового Тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив мои задания. Бывает слепой, обложной, ливневый… «Заколдован невидимкой, А теперь подумайте и отгадайте загадку «Сивые кабаны все поле облегли». Данное явление очень красиво описано Л. Толстым: «Когда в солнечное утро летом выйдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это…» «Белая береза под моим окном / / Принакрылась снегом, точно серебром..» «Нет у солнца и дождя Некоторые родственные радуге явления возможно вам доводилось наблюдать – это гало (радужные круги вокруг Солнца и Луны), ложные солнца. III. Постановка проблемного вопроса А что именно мы можем узнать про влажность воздуха? Какие вопросы можем поставить перед собой?
Какими способами будем искать ответы на все эти вопросы?
Как вы думаете, что такое влажность воздуха?
Какова причина появления водяного пара в воздухе?
Какой вид парообразования играет большую роль в образовании пара в атмосфере? IV. Новый материал Влажность воздуха – важное для нас явление, поэтому необходимо научиться ее определять. В воздухе содержатся водяные пары. Мы можем определить массу водяных паров в 1 м3 воздуха. Это абсолютная влажность. Также эту величину мы раньше называли плотностью. Значит, в каких единицам мы можем выразить абсолютную влажность? Запишем в тетрадях, абсолютная влажность обозначается буквой… Найдите в учебнике на странице определение этой величины и прочитайте его. Введем следующее понятие – это «относительная влажность». Относительная влажность воздуха обозначается буквой φ и равна отношению плотности водяных паров к плотности насыщенных паров. Найдите в учебнике определение относительной влажности воздуха. Прочитайте его. Итак, мы ввели две величины, характеризующие содержание водяных паров в воздухе – абсолютную и относительную влажности. А теперь давайте немного порешаем задачи. Для измерения относительной влажности используют прибор психрометр и психрометрические таблицы. Давайте рассмотрим устройство психрометра. Каковы показания сухого термометра?
Проведем эксперимент по определению влажности воздуха в кабинете. Для этого у вас на столах имеются термометры, кусочек марли, стакан с водой.
Можно по психрометру определить следующую зависимость: чем выше влажность, тем меньше разность показаний сухого и влажного термометров. При повышенной влажности испарение происходит медленнее с влажной ткани и термометр охлаждается меньше. V. Закрепление Давайте вернемся к тем явлениям, которые мы рассматривали в начале урока и поговорим об одном из них, а также попробуем понять как связаны они с влажностью воздуха.
Как облака, дождь, иней связаны с влажностью вам объяснить нетрудно.
VI. Подведение итогов урока Вернемся к вопросам, которые мы с вами сегодня обсудили, и кратко ответим на них. VII. Домашнее задание: § 19, подобрать пословицы и приметы по теме |
Облака Дождь
О снеге «Пороша»
О тумане.
Роса
С.Есенин «Белая береза» Иней. Радуга.
Вода
1. Что такое влажность воздуха? Рассказ, работа с учебником, проведение эксперимента, рассуждения. Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере. Испарение.
Дети отвечают.
г/см3
ρ Учащиеся читают определение.
Дети записывают формулу в тетради.
Дети находят определение и читают его.
Учащиеся решают предложенные задачи Учащиеся рассматривают устройство прибора. Для измерения температуры. Дети отвечают. Вода с ткани испаряется, термометр охлаждается и показывает более низкую температуру. Обучающиеся проводят эксперимент по определению влажности воздуха. По психрометрической таблице учащиеся находят значение влажности воздуха.
Учащиеся выбирают одно из явлений и объясняют его.
Дети не сразу, но все-таки догадываются. Капля воды – призма, разлагает свет на спектр – радугу
Дети отвечают на вопросы. |
Слайд 2
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд7
Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10
Слайд 11
http://files.school-collection.edu.ru/
http://files.school-collection.edu.ru/
http://files.school-collection.edu.ru/
http://files.school-collection.edu.ru/
http://files.school-collection.edu.ru/ http://files.school-collection.edu.ru/ Термометр, кусочек марли, стакан с водой.
http://files.school-collection.edu.ru/ |
Используемая литература:
- Перышкин А.В. Физика, 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений – 7-е изд., стереотип. – Дрофа, 2010. – 191, [1] c.: ил.
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf