Современный педагогический процесс невозможно представить без широкого внедрения новых информационных технологий на всех этапах обучения. Переход на стандарты нового поколения требует формирования новых критериев контроля и оценки учебной деятельности учащихся.
Одним из направлений совершенствования контроля знаний и умений учащихся является тестовая технология. Тестирование стало еще более актуальным с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ). В связи с этим учащиеся должны уметь свободно работать на компьютере в различных тестовых программах и Интернете. Тестирование для них должно стать привычным делом.
Первое применение тестов в системе образования относится к 1904 году. Сначала это были психологические тесты для отбора детей с пониженным уровнем интеллекта. Педагогические же тесты направлены на выявление тех личностных новообразований и приращений, которые получены в результате систематического обучения. Это предполагает, что в тесте должны быть собраны задания, принадлежащие к одной учебной дисциплине.
Тесты – одно из средств проверки и оценки результатов обучения. Формы тестов: индивидуализированные, групповые, устные, письменные, бланковые, компьютерные.
Из всех видов тестов для проверки уровня обученности используются в основном тесты достижений, с помощью которых оценивается развитие знаний, умений, деятельности после обучения. Необходимо отметить, что тест отвечает целям любого вида контроля - предварительного, текущего, тематического, итогового.
К достоинству тестов можно отнести:
- оперативность. Используя их, можно быстро проверить и оценить уровень усвоения материала;
- объективность проверки и оценки ЗУН;
- перспективные измерители уровня обученности учащихся в условиях введения в практику ЕГЭ.
Контроль в виде теста обеспечивает хорошую обратную связь преподавателя с обучаемыми: тесты можно проводить так часто, как это необходимо преподавателю, каждый испытуемый проходит тест с такой скоростью, с какой ему удобнее. В конце теста выставляется оценка, не зависящая от настроения преподавателя, его отношения к конкретному учащемуся, впечатления от его ответов на предыдущие вопросы. Тесты экономят время преподавателя (имеется в виду только проведение самого теста). Эти преимущества тестов приводят к их широкому использованию, но при этом нужно иметь в виду, что проведение тестов предполагает большую предварительную работу по подготовке и компоновке тестовых заданий.
Существуют разные подходы к оценке результатов тестирования. Один из них говорит о том, что каждое задание должно быть оценено одним баллом в случае правильного выполнения и нулем баллов в случае его неправильного выполнения. Этот подход крайне рациональный, поскольку обработка полученных результатов становится достаточно простой.
Тема занятия: Итоговый контроль знаний по теме «Основы программирования».
Цель занятия: проверить усвоенный материал по теме «Основы программирования» и обобщить представление о языке программирования Паскаль.
Задачи занятия:
обучающие:
- проверка знаний, умений и навыков работы в языке Паскаль;
- систематизация теоретических знаний;
- формирование умений работать с тестовыми материалами.
развивающие:
- развитие алгоритмического и логического мышления;
- развитие творческой активности, смекалки, познавательного интереса, скорости реакции;
воспитательные:
- воспитывать умение принимать обдуманные решения;
- профессиональное самоопределение.
Тип занятия: проверка знаний и умений.
Возраст обучающихся: учащиеся соответствующего профиля учреждений дополнительного образования или обучающиеся профильных групп 10-11 классов.
Оборудование занятия:
- маркерная доска, маркер;
- мультимедийный проектор;
- компьютеры, объединенные в локальную сеть;
- раздаточные материалы.
Методическое обеспечение занятия:
- тест (бумажный вариант Приложение 1);
- тест (Презентация);
- оценочный лист (Приложение 2);
- матрица ответов (Приложение 3);
- ключ (Приложение 4);
- список литературы (Приложение 5).
Методы и приемы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, практические, поощрение, создание ситуации успеха.
Планируемая деятельность учащихся: проверка теоретических знаний – выполнение тестовых заданий, обобщение знаний;
Структура учебной деятельности (в условиях реализации ФГОС):
- учебная задача – цель, которую перед собой ставит учащийся;
- учебное действие – система существенных признаков понятия или алгоритм;
- самоконтроль – определение правильности выполненного действия;
- самооценка – определение степени соответствия образцу или качества выполненного действия.
Рекомендации по проведению занятия:
- Время выполнения теста 2 часа.
- презентация может демонстрироваться на экране для групповой работы, или передана по локальной сети на каждое рабочее место (ПК) для работы в индивидуальном режиме;
- во время занятия необходимо соблюдать режим работы в компьютерном классе;
- каждый учащийся получает для практической работы свой экземпляр теста (Приложение 1) и матрицу ответов (Приложение 3). Выполненная работа остается у учащегося;
- в зависимости от уровня подготовки учащихся, педагог может использовать проверочные задания не только в виде самоконтроля, но и используя формы педагогической проверки знаний:
- самоконтроль. Учащиеся работают в индивидуальном режиме за компьютером, заполняют матрицу ответов и сверяют свой ответ с предложенным ответом в презентации. Подсчитывают количество правильных ответов.
- взаимоконтроль. В режиме проверки педагогом учащиеся работают с бумажным вариантом теста и заполняют матрицу ответов. Потом обмениваются своими ответами и сверяют ответы с ответами на слайдах презентации. Подсчитывают количество правильных ответов.
Формы контроля и оценки результата:
- тестовое задание;
- самопроверка, взаимопроверка.
Содержание и ход занятия
Задачи |
Действия педагога |
Рекомендации к выполнению заданий |
Планируемая деятельность учащихся |
Практический результат |
|
|
1. Организационный этап |
|
|||
Организация внимания, настрой на предстоящую практическую работу |
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, знакомит с темой занятия |
|
Приветствуют педагога, занимают рабочие места, готовят ручки, тетради |
Активизация внимания, настрой на предстоящую работу |
|
Знакомство с содержанием и целью занятия, правилами заполнения теста, оценкой выполненной работы |
Напоминает условные обозначения, раздает работы с заданиями |
Данные условные обозначения используются во всех презентациях автора |
Записывают тему занятия, подписывают свой экземпляр тестовой работы |
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности |
|
|
2. Подготовительный этап |
|
|||
Повторение тем, изученных на предыдущих занятиях |
Обращает внимание учащихся на связь данной темы с предыдущими занятиями, психологически готовит обучающихся к проведению самоконтроля |
|
Слушают объяснение педагога, вспоминают ранее изученный материал |
Готовность выполнять задания по темам изученным ранее |
|
|
3. Основной этап |
|
|||
Самостоятельное выполнение теста |
Рассказывает о работе на этом этапе |
|
Слушают педагога, работают с тестом |
Готовность к выполнению заданий теста |
|
|
4. Итоговый этап |
|
|||
Оценка практической работы учащихся |
Оценивает работу учащихся |
Оценить работу учащихся и сделать выводы:
|
В конце занятия учащиеся представляют педагогу данные о выполненной работе |
Осознание и адекватная оценка учащимися собственных возможностей, умение анализировать и применять знания на практике |
|
Снять эмоциональное напряжение после выполненной работы, мотивировать учащихся к повышению уровня своих знаний через самообразование |
Рекомендует материалы для самоподготовки, совершенствования и пополнения знаний |
«Учитель только открывает дверь, но войти в неё ты должен сам» |
Слушают педагога, обсуждают, выражают свое понимание смысла пословицы |
Учащиеся принимают к сведению информацию. |
Ожидаемые образовательные результаты:
предметные:
- сформированность умений учащихся работать с тестовыми материалами;
личностные:
- готовность и способность к принятию самостоятельных решений;
- пробуждение интереса к практической и теоретической деятельности в целях дальнейшего профессионального самоопределения;
- активная познавательная и творческая деятельность;
метапредметные:
- умение анализировать, формулировать цель, планировать, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности;
- умение сотрудничать с педагогом и другими учащимися, определять способы взаимодействия;
- умение осуществлять самоконтроль и определять свой уровень усвоения учебного материала;
интегрированные:
- умение учащихся управлять собственной деятельностью от цели до планируемого результата;
- умение выбрать способы действий в соответствии с индивидуальным стилем деятельности;
- умение ориентироваться в различных ситуациях, владеть стратегией и приемами деятельности.