Данный урок разработан на основе нашей статьи: Титкова М. Ю. Иллюстрация как средство наглядности в процессе работы с учебным текстом на уроках развития речи // Philologia nova: лингвистика и литературоведение: сборник статей молодых исследователей. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013, С. 91–99; Титкова М. Ю. Развитие речи школьников на основе игровых технологий (5?8 классы). ? Deutschland, Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2015. С. 45–56.
Если мы говорим об изложении, то очень важно, чтобы дети не машинально пересказывали текст, а научились логически рассуждать и могли представить себе картинку того, о чем они хотят сказать. Воображаемая картинка, несомненно, помогает любому человеку не только создать свой текст, но и достовернее пересказать услышанный текст. Поэтому, когда мы готовим детей к изложению, можно познакомить их с этим приемом.
Но воображаемая картинка может возникнуть при условии, что у человека есть в памяти соответствующая информация, то есть человеку знакомы какой-то предмет или какое-то явление. Иногда в силу своего маленького жизненного опыта дети о каких-то вещах могут слышать впервые. Тогда вообразить картинку очень трудно или невозможно вообще. А что, если найти и показать реальную картинку (которой в учебнике нет), объяснить сюжет этой картинки и на основе этого учить ребенка “включать” свое воображение?
Например, в тексте К. Г. Паустовского из учебника Т. А. Ладыженской речь идет далеко не о простом предмете: “Внутри нее были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук” (Ладыженская, 5 класс, 2009, с. 115; 2012, с. 129). Это механизм старинной музыкальной шкатулки. Такую картинку даже не каждый взрослый современный человек сможет вообразить.
Для поиска реальной картинки мы воспользовались Интернетом. Оказалось, что найти нужный материал – дело непростое. К тексту К. Г. Паустовского о музыкальной шкатулке мы смогли найти иллюстрацию только первой части описания шкатулки (“Внутри нее были медные валики с тонкими шипами”). Иллюстрацию второй части описания шкатулки (“Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук”) мы не нашли. Но что делать?.. Во время работы над программным изложением о музыкальной шкатулке (по тексту К. Г. Паустовского) мы показали детям “приблизительную” иллюстрацию, найденную в Интернете, и обратили внимание детей на то, что “медную стрекозу, бабочку или жука” им придется вообразить самим...
Проводится по материалам параграф 55 (упр. 282–283) [2].
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования организационная структура урока разработана нами в форме технологической карты (см. Приложение 1) [6].
Цель деятельности учителя | Углубить понятие о типах речи; рассмотреть структуру повествования; вырабатывать навык пользования разными типами речи при написании текстов |
Тип урока | Урок развития речи |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем (см. Презентация) |
Основные понятия | Текст, тема и основная мысль текста, повествование, описание |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности | Вступительное слово: ? В Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова есть такое описание: “механический заводной музыкальный инструмент в виде ящичка, воспроизводящий какую-нибудь мелодию” [5]. Как вы думаете, о каком предмете идет речь? (О музыкальной шкатулке.) Как вы догадались? |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с
учителем. Демонстрируют готовность к уроку |
2. Актуализация и пробное учебное действие | На слайдах [4]: - В повествовании рассказывается о последовательных действиях (что было вначале? как дальше развивалось действие?). Часто используются глаголы. - В описании даются признаки, качества, свойства предмета (какой он?). Для передачи описания используются прилагательные. Повествование и его структура I. Вступление (завязка). II. Основная часть (кульминация). III. Заключение (развязка). На слайде: - Константин Георгиевич Паустовский (1982–1968) – русский писатель, современному читателю известен как автор рассказов и повестей о природе для детей. “Шкатулка” - отрывок из рассказа К.Г. Паустовского “Жильцы старого дома” (1940). Текст В доме жило много старых вещей. Как-то на чердаке мы нашли черную шкатулку. На крышке ее медными буквами была выложена английская надпись: “Сделал мастер Гальвестон”. Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с не пыль и открыли крышку. Внутри нее были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук. Это была музыкальная шкатулка. Мы завели ее, но она не играла. Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз – шкатулка была испорчена. Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней. * * * Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия... Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина. Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления. Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли. (К. Паустовский) – О чем повествуется в тексте (тема)? (О находке музыкальной шкатулки и ее звучании.) Озаглавьте его. (Старинная музыкальная шкатулка.) – Найдите начальную часть текста (вступление). |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для одноклассников высказывания |
– Прослушайте текст. Обратите внимание
на иллюстрацию и на то, что “медную стрекозу,
бабочку или жука” вам придется вообразить самим
(прием воображаемой картинки [1]). (Название текста учитель вслух не читает.) На слайде звучит текст (аудиозапись) на фоне иллюстрации (изображение шкатулки). Организует и сопровождает деятельность обучающихся, дополняет ответы |
Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст | |
3. Выявление места и причины затруднения | Анализ текста, выполнение заданий
учебника (упр. 282) На слайде: – Прочитайте предложения, в которых выделены глаголы: нашли, принесли, вытерли, открыли, завели, не играла, нажимали, поставили, забыли, – так вы поймете последовательность события, о котором повествуется в тексте. На слайдах: – Укажите те части текста, в которых описывается шкатулка. (На крышке ее медными буквами была выложена английская надпись: “Сделал мастер Гальвестон”. <...> Внутри были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке стрекоза, бабочка или жук.) Как они включаются в повествование? – Как вы понимаете слова: валик, гулкий, ходики? На слайде: Словарик по тексту [5] Валик, -а, м. 1. Туго набитая, продолговатая подушка для поперечных краев дивана, тахты. Подложить валик под спину. 2. Утолщeнный и продолговатый предмет цилиндрической формы. Внутри нее были тонкие валики с медными шипами. Гулкий, -ая, -ое; гулок, гулка, гулко. 1. Слышный издалека, с гудящим отзвуком. Гулкие шаги. Гулкое эхо. 2. С сильным резонансом (способностью усиливать звук). В гулком доме. Ходики, -ов. Небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями. Ходики притихли от изумления. |
Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их |
Анализ текста, выполнение заданий
учебника (упр. 283) На слайде: – Как писатель передает с помощью слов игру шкатулки? (...будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам.) Докажите, что это текст художественного стиля. (Писатель красочно изображает игру шкатулки.) На слайде: – Назовите определения, которые относятся к существительному звон? (Стеклянный, переливающийся, чудесный, таинственный.) |
Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы над изложением (проект) | |
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Работа над планом (упр. 283) На слайде [4]: План I. Вступление (завязка). 1. Это произошло осенью, поздней ночью. II. Основная часть (кульминация). 2. Неожиданное пробуждение шкатулки. 3. Шкатулка играла долго. III. Заключение (развязка). 4. Шкатулка проиграла все свои песни и замолчала. На слайде слова с неизученными орфограммами:
На слайде повторно звучит текст (аудиозапись) на фоне иллюстрации (изображение шкатулки). Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся |
Составляют план изложения совместно с учителем |
Написание изложения (упр. 283) Перед написанием изложения учитель рекомендует вспомнить иллюстрации (реальную и воображаемую), основные моменты текста, необходимые для изложения (микротемы, глаголы, прилагательные). Самоконтроль После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления |
Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации |
Список литературы
1. Титкова М. Ю. Иллюстрация как средство наглядности в процессе работы с учебным текстом на уроках развития речи // Philologia nova: лингвистика и литературоведение: сборник статей молодых исследователей. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013, С. 91–99; Титкова М. Ю. Развитие речи школьников на основе игровых технологий (5?8 классы). ? Deutschland, Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2015. С. 45–56.
2. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. ? М.: Просвещение, 2012.
3. Комиссарова Л. Ю. Содержание обучения русскому языку в V классе (примерное планирование) // Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. – М.: Просвещение, 2012. С. 40–41.
4. Русский язык. 5 класс: Конспекты уроков по развитию речи / Сост. И. В. Карасева. ? Волгоград: Учитель, 2004. С. 38?45.
5. ReWord [Бесплатная программа-словарь]. ? Режим доступа: http://reword.org
6. Технологические карты уроков [Шаблон технологической карты] / Русский язык. 5 класс: Технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. I часть [Программа для установки через Интернет] / Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2015. – Режим доступа: http://www.uchmag.ru