Калинников родился в селе Воин, близ Мценска 1(13) января 1866 года в семье станового пристава, происходившего из духовного сословия и женатого на дочери дьякона, но избравшего по каким-то причинам другой жизненный путь. Человек малообразованный, он очень любил музыку и немного играл на гитаре. Охотно пел в церковном хоре, сначала один, а потом с сыновьями, которых у него было четверо: Василий, Виктор, Николай и Аркадий. Любя своих детей, он заботился о том, чтобы они получили образование, и когда дети подросли, семья переехала в город Орёл. Василий, хорошо подготовленный отцом, поступил сразу на второй курс Орловского духовного училища. Учитывая способности, показанные на вступительном экзамене, его взяли бесплатным учеником: это было важно для семьи, находящейся в стеснённых материальных обстоятельствах. Незаурядное музыкальное дарование будущего композитора проявилось очень рано. Он самоучкой научился играть на гармонике, когда был так мал, что еле удерживал её на коленях. Ещё живя в Воинах, мальчик обратил на себя внимание земского врача А.Евланова, недурно игравшего на скрипке, который и стал его первым музыкальным учителем, причём занимался с ним не только игрой на скрипке, но и нотной грамотой. Это знакомство продолжалось и тогда, когда семья уехала в г.Орёл. В 14 лет Калинников окончил училище и был зачислен в Духовную семинарию. В семинарии оценили талант ученика: несмотря на юный возраст, ему был доверен семинарский хор. В “Русской музыкальной газете” даже появилась заметка, в которой говорилось, что “стройное пение семинарского хора под управлением Василия Калинникова удовлетворяло самых строгих ценителей и критиков”. Весной 1884 года по окончании 4-х классов семинарии, которые вместе с духовным училищем соответствовали полному гимназическому курсу, Калинников отказался от продолжения занятий на следующих богословских курсах, и поехал в Москву. Его мечтой было поступить в консерваторию. Поскольку предъявить профессорам он мог только прекрасный слух и некоторые навыки игры на скрипке, его приняли в класс сольфеджио и элементарной теории музыки. Оба курса он прошел за год, но на этом его консерваторское обучение закончилось: плата, сто рублей в год, была для него непосильной. Педагогами Василия были: гармонию проходил у С.Кругликова, контрапунк и фугу - у А.Ильинского, композицию и оркестровку - у П. Бларамберга. Это были талантливые и опытные педагоги. Годы учения были очень трудными - занятия отнимали много времени. Как фаготист Калинников обязан был работать в ученическом оркестре. Кроме того, для получения диплома по композиции необходимо было сдать курс фортепианной игры. А ведь надо было и зарабатывать на жизнь! Не имея надёжного заработка, Калинников вынужден был периодически играть в театральных оркестрах на скрипке, фаготе и литаврах, а также заниматься переписыванием нот. Поддержку музыканту оказывал музыкальный критик Семён Кругликов, одобрительно отзывался о его таланте Пётр Чайковский. Кроме того, чтобы не быть забранным в армию, приходилось всё время за символическую плату давать уроки хорового пения в школах: учителя начальных городских школ также освобождались от воинской повинности. Такая жизнь - полуголодная, на постоянном пределе сил, ослабляла его от природы здоровый организм, и осенью 1887 года, когда поступившему на постоянную службу в оркестр театра “Парадиз”, Калинникову пришлось по многу часов сидеть на сквозняке в плохо отапливаемом помещении, он заболел плевритом, который перешел в туберкулёз горла. В1892 году Калинников закончил полный курс обучения. Началась самостоятельная композиторская деятельность. К этому времени он уже четыре года был болен. Фагот пришлось оставить - в том же оркестре стал играть на литаврах. Много занимался с учениками, причём не со всеми за плату: были талантливые молодые люди, которым он давал уроки безвозмездно. Сочинению посвящались все свободные часы. Были написаны фортепианные пьесы, накапливались наброски первой, соль-минорной симфонии.
Творческое наследие Василия Калинникова значительно меньше, чем большинства его коллег - причиной тому короткая и во многом трагическая жизнь. Композитор успел создать немного-несколько оркестровых сочинений, кантату, инструментальные пьесы и хоры. Но в числе этого немногого - две симфонии, первая из которых по праву занимает место среди значительных произведений этого жанра. Калинников - единственный русский композитор xix века, не принадлежавший к дворянскому сословию, “вышедший из народа”, как было принято говорить раньше. Примечательно, что несмотря на чрезвычайно тяжелые условия жизни, приведшие к преждевременной смерти, музыка его светла, полна оптимизма и здорового мироощущения. “…Калинников мог писать лирично, без банальности и сентиментальности, потому что, как ни у кого из композиторов его поколения…сердечность и непосредственность были ему действительно присущи. Это Кольцов русской музыки, с той разницей, что родиной его была не Воронежская, а Орловская область”,- писал академик Асафьев. И действительно, многое роднит этих художников - и задушевность, лирическое обаяние творчества, и непосредственная связь с народной жизнью, и трагическая судьба, отмеченная тяжёлой болезнью и ранней смертью. Несмотря на то, что творческий путь Калинникова продолжался всего десять лет, можно с уверенностью сказать, что по складу дарования он - прежде всего симфонист. В его симфонических сочинениях своеобразно переплавлены черты эпического русского симфонизма Бородина и лирическая открытость и теплота Чайковского. Биографы русского композитора отмечают, что жизнь его сложилась по законам венской четырёхчастной симфонии. Каждый их 4-х периодов жизни начинался переменой места жительства. Детство прошло в селении Воин, юность – в городе Орле, учился в Москве, а последние годы провёл в Ялте. Трагическая особенность этой симфонии жизни – она была короткой, композитор прожил всего 34 года (ушел из жизни 11января 1901года).
8 февраля 1897 года симфония №1 соль-минор была исполнена в Киеве под управлением А.Виноградского и сразу покорила слушателей. Позднее она неоднократно исполнялась тем же дирижером в разных городах России и за рубежом. Через несколько лет Первая симфония была исполнена в столице и имела там, как и везде, заслуженный успех. В симфонии отсутствует объявленная программа, но общий характер музыки, напоминающий Первую симфонию “Зимние грёзы” Чайковского, живое ощущение русской природы, русского быта определяют её содержание с достаточной конкретностью.
Первая часть начинается спокойной певучей мелодией струнных без сопровождения. Ей отвечают мягкие аккорды валторн, поддержанные низкими деревянными и литаврами. Это главная партия сонатного аллегро. Певучая мелодия подхватывается другими инструментами, развивается, распевается всё шире. Побочная партия - широкая лирическая мелодия, полная сердечного тепла, трепетная и увлеченная, звучит мягко и нежно у солирующей валторны, альтов и виолончелей на фоне взволнованного синкопированного аккомпанемента. Она не создаёт контраста с первым образом, а дополняет его. Заключительная тема основана на коротких мотивах, сходных по характеру с главной. После повторения экспозиции согласно классическим канонам, начинается разработка, в которой обе темы многообразно варьируются, приобретают напряжённые, порой драматические черты. Достигается лирическая кульминация части, после которой наступает реприза.
Вторая часть, по свидетельству ученика и друга Калинникова, автора книги о нём Пасхалова, возникла во время бессонницы: “Всё спит, извне не доносится ни одного звука. Но сама тишина вибрирует. Ощущаешь пульсацию собственного сердца, душу охватывает чувство одиночества”. Среди напряжённой тишины, ощущение которой так ярко передано в музыке начала анданте, возникают очертания прекрасного образа, манящей, может быть несбыточной, мечты. Характер мелодий, звучание оркестра - всё выдержано в пастельных тонах. Задумчивой первой теме, как бы плывущей на фоне баюкающего аккомпанемента скрипок и арф, мягко контрастирует вторая – меланхоличная и томная мелодия, интонируемая гобоем. Её дополняет широкий распев всех высоких инструментов оркестра. Как будто светлая мечта овладевает сознанием, заполняет всё, вытесняя ощущение тишины. Но вот, в репризе трёхчастной формы, возвращается первоначальное настроение, светлое видение рассеивается, воцаряется покой.
Третья часть - яркое, жизнерадостное широко развёрнутое скерцо, рисующее картины народного веселья. Полная удали мужская пляска сменяется плавной грацией девичьего хоровода. Легко и непринуждённо плетётся его кружевной узор. В прозрачном свирельном наигрыше солирующего гобоя (трио - средний раздел сложной трёхчастной формы) звучат то задушевное грустное раздумье, то задор. Возобновляется стремительная пляска, завершая полную жизни и красок картину.
Финал симфонии - развязка драматургического развития. Он начинается как и первая часть – звучанием её главной темы в унисонах струнной группы. Дальше на протяжении финала, также написанного в сонатной форме, среди разнообразных сцен и настроений, в смене плясовых, танцевальных и лирически-напевных эпизодов возникают знакомые мотивы. Звучат обе темы первой части, слышится свирельный напев средней части скерцо, появляется и задумчивая плывущая мелодия из анданте. Но здесь она преображается: среди всеобщего шумного ликования, в триумфальном звучании валторн и тромбонов она возвещает о достижении заветной мечты. В радостном, торжественном её характере слышатся черты гимна.
Музыка симфонии соль-минор часто исполняется в концертах и других мероприятиях города Орла, по существу стала неофициальным /музыкальным/ его гимном: местные радиопередачи начинаются мелодией из симфонии, на железнодорожном вокзале встречают и провожают поезда дальнего следования также этой мелодией.
Город Орёл – один из центральных городов срединной европейской части России, где исторически складывались основы русской культуры, на протяжении веков формировался русский язык. Основной достопримечательностью города Орла является его литературное прошлое; как никакой другой русский город дал миру целую плеяду выдающихся писателей, ставших классиками русской литературы, многие из которых приобрели прижизненную известность и славу как в России, так и за рубежом.
В городе Орле есть музеи, школы, парки и т.д.Также в Орле есть музыкальные школы. Одна из них – это детская музыкальная школа, которой в 1965 году было присвоено имя Василия Сергеевича Калинникова. В школе имеется музей В.С. Калинникова, основателем которого является Евгений Александрович Кубарев, много лет проработавший в этой музыкальной школе преподавателем по классу скрипки; собранный им материал о жизни и творчестве В. Калинникова послужил основой для открытия музея. В музее проводятся экскурсии. В настоящее время директором школьного музея является Герман Галина Николаевна. Детская музыкальная школа основана в 1877г.Экспозиционный материал музея составляет 200 единиц хранения: документы и фотографии о жизни и творчестве композитора, его семье, друзьях, других музыкантах. Увиденное, услышанное, пережитое, перечувствованное как во время экскурсий, так и во время бесед-концертов, вечеров формирует эстетическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Орловский край подарил России целую плеяду выдающихся деятелей литературы, науки, образования, культуры. Среди них особое место принадлежит композитору Василию Калинникову, 1-я симфония которого признана шедевром мировой музыкальной культуры. Калинников был композитором незаурядного таланта, но трудные жизненные обстоятельства, жестокая изнуряющая болезнь не дали ему высказаться в полном объёме и в полной мере. Однако произведения, созданные В.С. Калинниковым за годы непродолжительной жизни, воспевают вечную радость жизни, красоту родной природы, неповторимость земного бытия. Калинников заслуживает почитание и уважение не только, как прекрасный композитор, но и как личность целеустремлённая, талантливая, нравственно-гармоничная. Величайшим подвигом можно назвать его преданность любимому искусству. Всё лучшее, созданное им,- это результат упорного противостояния тяжким и удручающим обстоятельствам: крайней нужде и неизлечимой в то время болезни. Каким же духовным здоровьем нужно было обладать, чтобы не позволить жизненным коллизиям вторгнуться в светлый, обаятельно-лиричный мир музыки!
*3 августа 2009 года на родине композитора в городе Орле торжественно был открыт памятник. Перед установкой монумента был отремонтирован и благоустроен сквер на пересечении 1-й Посадской и Комсомольской улиц возле музыкальной школы №1, носящей имя Калинникова. Проект памятника был создан ещё 20лет назад и только теперь его реализовали скульптор Леонид Бугай и архитектор Владимир Блинов. Памятник представляет собой полуфигуру композитора в творческом порыве под сенью ветвей калины, внизу – фигура сидящего мальчика, играющего на свирели. На постаменте вместо привычного названия – копия росписи композитора. Открытие памятника Василию Сергеевичу Калинникову в сквере его имени сопровождалось исполнением учениками музыкальной школы имени Калинникова мелодии из симфонии соль-минор, являющейся неофициальным гимном города Орла. В Северном и Железнодорожном районах г.Орла именем В.С. Калинникова названы улица и проезд. В г.Москве так же музыкальной школе №41 присвоено имя В.С. Калинникова.В городе Ялта в Крыму с 1 июня 1965 года существует улица Калинникова, на которой расположена средняя школа №10.
В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения композитора.
Он в музыку был влюблён беззаветно,
Служил он ей хоть недолго, но верно.
Русской лирикой мелодии полны,
Русские пейзажи в его мелодиях слышны.Звуки трелей жаворонка улетают быстро,
Надо записать их нежно, чисто,
Чтобы в звуках было ясно –
Как природа русская богата и прекрасна!
Преподаватель ОДМШ №1 им.Калинникова Гончаренко Т.И.
Список литературы
1. Интернет – Википедия
2. Калинников В.С.Письма,документы,материалы.М.:Музгиз,1959
3. Калинников Василий Сергеевич//Музыкальный энциклопедический словарь.-М.:Сов.энциклопедия,1990.-с.227
4. Нюрнберг М.В.Василий Сергеевич Калинников.М.-Л.:Музыка,1964
5. Пожидаев Г.А.Василий Калинников: симфония жизни в четырёх частях.-М.:Школа, 1993
6. Василий Калинников: ноты произведений на International Music Score Librari Project