Цель: Показать роль музыки в кинофильмах.
Задачи:
- Показать взаимосвязь музыки с содержанием
- Познакомить с известными композиторами
- Познакомить с разной по своей функции музыкой к кинофильмам разных времен, начиная с немого кино.
- Разучить песню из кинофильма “Мери Поппинс, до свидания”
Сценарий урока
Дети заходят в класс, в это время звучит марш И.Дунаевского “Веселый ветер” из фильма “Дети Капитана Гранта”.
На экране презентация.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами не зря зашли в класс под этот марш. Вы поймете, почему, чуть позже.
Слайд 1. ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ:
Учитель: Ребята, скажите, чего не хватает в этом отрывке? (на экране отрывок из фильма Ч.Чаплина, фрагмент “Танец с булочками”, без звука и музыки)
Дети: Звука.
Учитель: Правильно. А как называлось кино без звука?
Дети: Немое
Учитель: А теперь, посмотрите, что я добавила. (фрагмент 2, слайд 2)
(включается тот же фрагмент, но уже со звуком)
Дети: Музыку.
Учитель: Совершенно верно. То есть я соединила кино и музыку. Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Дети: Музыка и кино?
Учитель: Да, наша тема “МУЗЫКА В КИНО”. А тот фрагмент, который мы видели, это отрывок из кинофильма “Золотая лихорадка”, а главную роль исполнил Чарли Чаплин.
Слайд 3. СэрЧарльз Спенсер (Чарли) Чаплин - английский киноактер, режиссер, сценарист, композитор, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино — образа бродяжки Чарли, появившегося в короткометражных комедиях, поставленных на поток в 1910-е годы на киностудии Кистоуна .
Начиная с апреля 1914 года Чаплин стал выступать в качестве режиссёра и автора сценария большинства фильмов с собственным участием, с 1916 года он также продюссировал фильмы, а с 1918 — писал музыку.
Один из самых известных фильмов “Огни большого города”
(Звучит фрагмент музыки из фильма “Огни большого города”
Слайд 4.
Учитель: Итак, мы с вами познакомились с эпохой немого кино. И я прошу ответить на вопрос: Какую роль, главную или эпизодическую играла музыка в это время?
Дети: Главную.
Учитель: Молодцы. Правильно. Когда в фильмах не было звука, то во время просмотра играла живая музыка. В маленьких кинотеатрах играли на фортепиано пианисты-таперы, а в больших были целые оркестры. Но, время не стояло на месте…
Слайд 5. Когда кино зазвучало.
Учитель: Скажите, как вы думаете, когда появился звук в фильмах, с чем столкнулись творцы кино?
Дети: Что нужно озвучивать?
Учитель: Вот именно. И не обходилось без курьезов. Об этом моменте в истории искусства очень весело рассказывает кинофильм “Поющие под дождем”.
Итак. Бродвей. Манхеттен. США.
Именно там рождались самые знаменитые мюзиклы Мира.
Фильм-мюзикл “Поющие под дождем”, рассказывает как раз о том, как появился звук в кино, и как изменилась судьба артистов немого кино. ДжинКелли в главной роли.
Композиторы Насио Херб Браун, Роджер Эденс, Аль Гудхарт и Аль Хоффман.
Фильмы этой эпохи очень часто были музыкальными. И многие песни просто становились хитами. Не стала исключением песня “Пою я под дождем”
Слайд 6. Фрагмент фильма “Поющие под дождем” с этой песней.
Учитель: Какую роль играет музыка в фильмах-мюзиклах?
Дети: Главную.
Учитель: Верно.
Слайд 7. Теперь мы с вами из Америки перенесемся в Советский Союз. Это была эпоха целая эпоха, которая закончилась совсем недавно, когда кино имело не просто развлекательный характер, а несло воспитательную, ярко выраженную пропагандистскую и обучающую функцию. Нам не хватит урока, чтобы охватить все фильмы. Поэтому мы познакомимся только с некоторыми из них, и узнаем еще одну сторону музыки.
Слайд 8. Фрагмент фильма “Александр Невский”. Звучит музыка С.С.Прокофьева.
Учитель: Ребята, вам уже знаком этот фильм? И эта музыка?
Дети: Это музыка из кантаты “Александр Невский” С.С.Прокофьева.
Учитель: Совершенно верно. Мы знакомились с ней в начальной школе. Но, нужно отметить, что режиссер фильма С.Эйзенштейн СЛАЙД 9 (на экране портрет Прокофьева и Эйзенштейна с краткой биографией)
Сергей Сергеевич Прокофьев (11 [23] апреля 1891, Сонцовка, — 5 марта 1953, Москва) — русский советский композитор, пианист, дирижёр и педагог, профессор.
Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957) и шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1952).Один из наиболее значимых композиторов XX века. Автор 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов, многочисленных произведений вокальной и инструментальной музыки, музыки для кинофильмов и спектаклей.
Пошел по интересному пути. Не композитор писал музыку к фильму, а фильм снимался по музыке. Так какую роль несет музыка в этом фильме?
Дети: Роль режиссера?
Учитель: Верно. Если до этого музыка играла роль, была “актрисой”, то в данном случае она играет роль режиссера, который помогает уже выстраивать весь фильм.
Слайд 10. Портрет Г.Свиридова. Рассказ о композиторе.
Георгий Васильевич Свиридов (3 [16] декабря 1915, Фатеж, Курская губерния — 6 января 1998, Москва) — советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994).
Среди сочинений Свиридова — всемирно известные музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина “Метель” и сюита “Время, вперёд!”.
Учитель: Давайте послушаем музыку, попробуем угадать, о чем она. Какое движение она нам передает?
Слушание Г.Свиридов. “Тройка”
Дети: Музыка передает движение. Впечатление, что скачут кони.
Учитель: А музыка все время звучит громко и мощно?
Дети: Нет, она затихает.
Учитель: Как вы думаете, действие музыки происходит в России или в каком-то другом месте?
Дети: В России. Потому что музыка похожа на русскую народную песню.
Слайд 11. Кадр из фильма “Метель” “Тройка”
Учитель: Вот видите, музыка помогла нам понять действие в фильме.
Дети: И еще музыка помогает понять, что на этой тройке кто-то торопится, даже опаздывает.
Учитель: Итак, какую роль музыка играет в данном случае?
Дети: Вспомогательную, но тоже важную.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА: (Слайд 12)
Учитель: Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили?
Дети: О музыке в кино.
Учитель: Какую роль может играть музыка в кино?
Дети: Главную, режиссерскую, вспомогательную.
Учитель: С какими фильмами мы познакомились?
Дети: “Золотая лихорадка”, “Поющие под дожем”, “Александр Невский”, “Метель”.
Учитель: А каких композиторов узнали?
Дети: Чарли Чаплин, Сергей Прокофьев, Георгий Свиридов.
Учитель: А теперь вы понимаете, почему мы зашли в класс под эту песню?
Дети: Она тоже из кинофильма.
Учитель: Да, эта песня композитора Исаака Дунаевского “Веселый ветер” из кинофильма “Дети капитана Гранта”. Слайд 13. А мы сегодня закончим урок разучиванием другой песни, автором которой является сын Исаака Осиповича Дунаевского Максим Дунаевский. И песня эта из музыкального фильма “Мери Поппинс, до свидания”, “Лев и брадобрей”. Автор слов.Н.Олев.
Текст песни:
Жил да был брадобрей –
На земле не найти добрей.
Брадобрей стриг и брил зверей.
После той чудесной стрижки
Кошки были словно мышки,
Даже глупые мартышки походили на людей.
Припев:
Это было прошлым летом
В середине января,
В тридесятом королевстве
Там где нет в помине короля.
Как-то раз, встретив льва,
Брадобрей оробел сперва.
И с трудом подобрав слова,
Он сказал весьма учтиво,
Чтобы быть всегда красивым,
Надо стричь усы и гриву
В год примерно раза два.
Припев.
Что же было потом
Ясно всем, кто со львом знаком.
Стричь его, что играть с огнем.
Продолжать рассказ не будем,
Лев остриженный как пудель,
Съел беднягу словно пудинг,
Съел со всем инвентарем.
Припев.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Если бы вам пришлось делать фильм по сценарию на основе картины “Опять двойка”, какую музыку вы бы подобрали?
Список использованных источников:
- Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина Сборник программ по музыке для 5-6 классов, Москва “Просвещение” 2011
- Александр Невский. Ледовое побоище. http://youtube.com/watch?v=diFgmhOFZGc
- Г.Свиридов “Тройка” https://www.youtube.com/watch?v=ZsbUHSq0Yv8
- Поющие под дождем. https://www.youtube.com/watch?v=sx_WyWvaA5w
- Ч.Чаплин “Танец с булочками” из кинофильма “Золотая лихорадка” https://www.youtube.com/watch?v=y9RxzHqD3Dk
- Википедия.