Цель: Развитие у детей навыков совместной деятельности и коррекция эмоциональных реакций через взаимодействие в решении познавательно-речевых задач.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Обобщение и ситематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных растениях и животных.
- Активизация и актуализация словаря по теме “Грибы”.
- Формирование понятия “слово”.
- Диагностика тонкой моторики руки, произвольности и зрительно моторной координации.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Развитие речевого дыхания.
- Развитие слухового внимания.
- Автоматизация произношения свистящих звуков.
- Развивать чувство эмпатии, умения сопереживать другим;
- Развивать пространственное воображение.
- Совершенствование координации речи с движением.
Воспитательные задачи:
- Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
- Способствовать проявлению положительных эмоций.
- Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия;
- Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание).
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:
- Способствовать проявлению инициативности и самостоятельности в процессе занятия у Рамиля, Оли, Егора, Ангелины;
- Способствовать проявлению положительных эмоций у Аташа, Влада, Сони.
- Автоматизировать звукопроизношение свистящих звуков в словах.
Планируемый результат:
- В ходе игровой, коммуникативной, двигательной деятельности ребенок:
- Проявляет интерес к познавательной, исследовательской деятельности.
- Проявляет активность, творчество в выполнении различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи.
- Инициативен в общении со сверстниками и взрослым.
- Способен эмоционально сопереживать героям сюжета.
- Способен планировать и согласовывать свои действия;
- Применяет навыки словообразования и построения точного, грамматически правильного высказывания;
- Применяет приобретённые навыки правильного произношения
Оборудование:
- Мультимедийное - компьютер (презентация по данной теме); музыкальный центр
- Наглядное - бланки с методикой Н.И. Гуткиной “Домик”, подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши; прозрачные квадраты из методики Воскобовича
Музыкальное – диск с музыкой “Осенние звуки”
Ход занятия
Приветсвие, организационный момент
Цель: создание эмоционального положительного фона
Психолог. Здравствуйте, ребята! Мы очень рады вас видеть! Предлагаем поприветсвовать друг друга следующим образом. Мы будем вас спрашивать “Как живешь?” а вы будете отвечать дружным хором: “Вот так!” и жестом показывать нужные действия.
- Как живешь?----------- Показать оттопыренный большой палец
- Вдаль глядишь? ------- Приложить ребро ладони ко лбу
- Как бежишь? -------- Согнуть руки в локтях, выполнять ими жвижения вперед – назад.
- А плывешь?------ Вытянуть руки вперед, затем развести их в стороны
- Ждешь обед?------ Подпереть подбородок кулачком
- Машешь вслед? ------ Выполнить кистью ведущей руки двидения влево, вправо
- Ночью спишь?----- Лечь щекой на сложенные вместе ладошки
- А шалишь?---- Надуть щечки и хлопнуть по ним ладошками.
I. Путешествие в осенний лес
Цель: обобщение представлений о растительности леса; координация речи с движением.
Дети и логопед стоят по кругу. Логопед говорит: “Пошли мы на прогулку в осенний лес”. Все берутся за руки и ведут хоровод, а логопед продолжает: “Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку”. (движения по тексту). Пришли в лес, что растет в лесу (деревья, кустарники, грибы, ягоды). Что такое берёза, липа? (это деревья). А какие деревья вы еще знаете? (дети рассматривают картинки и называют)
II. Ознакомление с понятием “слово”.
Цель: активизация и актуализация словаря по теме “Грибы”; формирование понятия “слово”; совершенствование умения обобщать; обобщение представлений о животных леса.
Мы сейчас с вами произносили звуки, а если звуки собрать вместе, то что получится (слова) Каждое слово что то обозначает, но если звуки собирать не по правилам, то может получится каша из звуков. А что такое плим? (не знаем) и я не знаю. Я это только что придумала. Плим – это не слово, оно ничего не обозначает.
Деревья, кусты, грибы – это все слова. Слово – это то, что имеет обозначение.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что только видит глаз –
Над нами и под нами
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
А.Шибаев
Ребята, помните что мы с вами куда отправились? (на прогулку в осенний лес) Мы говорили о деревьях растущих в лесу. А кто живет в лесу? Дети называют животных. Какое из этих животных колючее?). А что собирает ежик в лесу осенью? Посмотрите, а какие картинки появились на доске?(логопед выставляет предметные картинки грибов). Правильно – это грибы. В лесу растёт очень много грибов. Какие грибы вы знаете? Какие грибы вы видите на доске? (дети называют или повторяют за логопедом: подосиновик, подберёзовик, поганка, опята...). Вот видите, сколько мы много слов новых назвали. Давайте поможем нашему ежику собрать запасы на зиму.
Физминутка “Ёжик”
Цель: развитие общей моторики; развитие слухового внимания.
Дети стоят в кругу, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, - перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки.” Собирают ягодки” - кончики пальцев соединяются, “срывают ягоды”.
По сухой лесной дорожке -
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадётся волк –
Превратится ёж в клубок.
Ежик благодарит вас за помощь, мы с вами помогли сделать запасы на предстоящую долгую, холодную зиму.
Далее идем по осеннему лесу, и услышали кто –то кричит “Ау!”. Это значит нас зовут на помощь
III. Игра “Эхо”
Цель: развитие речевого дыхания
Дети повторяют за ведущим
Ведущий говорит:
Мы в лес пойдем, грибов найдем
И громко позовем: “Ау- ау - ау!”
Упражнение повторяется 3-4 раза. “Ау” произносится громко, тише, тихо, шепотом.
IV. Появление Ворона Метра и Малыша Гео
Цель: развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
Ребята, послушайте, нам отзываются! Давайте посмотрим, кто же это?Появляется Малыш Гео. Он знакомиться с детьми. Малыш Гео отправился в лес за грибами, и никак не мог выйти из него. Ему на помощь пришел Ворон и его помощники- Нетающие льдинки озера Айс. Озеро Айс находится в лесу. Но Гео никак не мог понять чем льдинки могут помочь ему в пути. Он покрутил их в руках и вернул Ворону. А Ворон рассказал сказку об удивительном квадрате, который как по волшебству превращается то в Домик, то в Лодочку, то в Самолетик. Но в лесу есть и опасности – это Незримка Всюсь. Вреда не причиняет, но мешает изо всех сил; а незримка, потому что его не видно.Ворон раскидал крылом Нетающие льдинки, а потом из пластинок сложил домик. И появился домик, в котором было все: и огонь, и еда и теплая постель. Малыш уснул, но всю ночь Всюсь мешал ему. Утром домик растаял, на траве остались лежать нетающие льдинки. Теперь давайте, мы с вами тоже сложим такой же домик. Берите льдинки и начнем.
Малыш Гео продолжил свое путешествие по лесу и вдруг увидел домик Лесника. Давайте нарисуем домик Лесника, а Лесник выведет Гео из леса.
V . Диагностика зрительного моторного восприятия
(умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, особенности развития произвольного внимания, пространственного ориентирования, сенсомоторной координации и тонкой моторткт руки. ) Методика Н.И. Гуткиной “Домик”
Оцениваемые УУД: регулятивные УУД – умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свое действие по результату.
Детям предлагается рисунок и дается инструкция: “Нарисуйте, точно такую же картинку рядом на этом листе (справа от рисунка). Не торопитесь, будьте внимательны, постарайтесь, что бы ваш рисунок был точно такой же, как на образце.
По ходу выполнения задания необходимо фиксировать:
- какой рукой рисует ребенок ;
- как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком – образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него рисует по памяти;
- быстро или медленно проводит линии;
- отвлекается во время работы;
- высказывания и вопросы во время рисования;
- сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить , проверить все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, и это должно быть зарегистрировано.
Обработка и анализ результатов:
Обоаботка эксперементального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими:
Отсутсвие какой –либо детали рисунка (4 балла) . На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.
Увелечение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь)
Неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки из которых состоит левая (правая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.
Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если же часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к к олечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисованна правильно, то дым оценивантся в баллом. Неверное воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.
Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием линии домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую- либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 300 отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).
Отклонение прямых линий более чем на 300 от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 300) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 300 от горизонтальной линии.
Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В этом случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не каждую неверную линию штриховки.
Хорошее выполнение рисунка оценивается как “0” баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при итерпритации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого (методика рассчитана на детей в возрасте 5-10лет). Так, дети 5 лет почти не получают оценку “0” из- за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.
При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или “лохматые” линии могут свидетельствовать о состояния тревожности. Однако, чтобы делать вывод о наличии у ребенка тревожности, необходимо подтвердить это специальными методами по определению тревожности.
Если при копировании рисунка ребенком имеются значительные нарушения или серъезные дефекты изображения, которые не могут быть объяснены просто неразвитостью графических навыков ребенка.
VI. Подвижная игра “Гриб- дерево- ягодка”.
Цель: развитие общей моторики; развитие слухового внимания.
Лесник и Малыш Гео прощаются с детьми и уходят.
Ребята, а теперь давайте с вами отдохнем и поиграем в игру.
Дети бегают под музыку врассыпную по комнате, помахивая руками, как крыльями. Когда ведущий говорит: “Гриб!” - дети приседают; “Дерево!” - замирают, подняв руки вверх; “Ягодка!” - встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.
VII. Релаксация “Дубы и березы”.
Цель: снятие психомышечного напряжения; развитие речевого дыхания
Мы сегодня с вами путешествовали по лесу, а хотите сами превратиться в деревья и стать “ волшебным лесом” Психолог говорит: “Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: “Ы – ы - ы”.
А сейчас превратитесь в березы. Березу раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом: “Ы – ы - ы” ”.
Логопед говорит: “ А теперь возвращаемся в детский сад.”. Все берутся за руки и ведут хоровод, а логопед продолжает: “Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку . Шли, шли и в сад пришли!
VIII. Рефлексивный (подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания ).
Обсуждение прошедшего занятия. Дети делятся делятся впечатлениями от проведенных игр и упражнений.
Ритуал прощания “Эстафета дружбы”
Цель: создание после занятия атмосферы любви, заботы, внимания к каждому ребенку.
Взятся за руки и передавать, как эстафету, рукопажатие. Начинает психлог: “Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и наконец снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет”.
Список литературы.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
- Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/ под редакцией В.В Воскобовича, Л.С. Вакуленко.- М.: ТЦ Сфера, 2015
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2014
- Е.Г. Молчанова, М.А.. Кретова Речевое развитие детей 5-7 лет в логопункте.- М.: ТЦ Сфера, 2014
- Л.А.Мартыненко, Л.Д.Постоева Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет. Программа психолого- логопедических занятий.- СПб.: Речь : М.: Сфера,2010
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина,Т.В. Туманова, А.В. Лагутина. Коррекция нарушений речи. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- 4 изд.- М.: Просвещение, 2014
- Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: Модели комплексных занятий.- Волгоград:Учитель, 2013