Цель: сформировать в сознании детей понятие “Добро”.
Задачи:
- использовать возможности тематического внеклассного мероприятия для обсуждения проблемы жестокости, доброты, милосердия;
- развивать потребность проявлять сострадание, стремление помогать людям, бороться с проявлениями жестокости среди сверстников;
- воспитывать порядочность, умение признавать свои ошибки.
Ход занятия
(Играет музыка, 1 слайд “Солнышко”)
I. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята.
Осенний день, и солнце светит.
Как хорошо на свете жить!
Так пусть сегодня мои дети
С улыбкой будут говорить!
(2 слайд “Слоненок”)
- Так давайте улыбнёмся друг другу и пронесём это настроение через всё наше мероприятие.
(Учитель вешает на доску сердце со словом “улыбка”, “радость”)
Мотивация.
Ребята, а сейчас используем мыслительный прием Си-финк-уандэ.
А) Возьмите листы бумаги, которые лежат в центре стола.
Б) Посмотрите, пожалуйста, на слайд.
В) Что вы видите?
Г) Вам дается 10 секунд на размышление. Будьте внимательны. Не упустите детали.
Д) А теперь в течение 1 минуты запишите под цифрой 1 все, что вы видите на слайде. Минута пошла.
3. Ваше время вышло. А сейчас в структуре Таймд пэа шэа поделитесь своими ответами со своим партнером по плечу. Начинает тот, кто шире улыбнулся. Итак, определились? Вам дается 30 секунд.
- А теперь 30 секунд отводится партнеру.
- Итак, молодцы. Я попрошу стол №2 участника №2 озвучить свой ответ. Как ответили на вопрос: что вы увидели на слайде?
4. А теперь я попрошу ответить на второй вопрос:
- Что вы думаете об этом?
Подумайте, 10 секунд на размышление. 1 минута для того, чтобы записать ответ.
- Поделитесь своими ответами. Со своим партнером по плечу. Начинает тот, у кого цвет глаз светлее. Итак, определились? Вам дается 30 секунд.
- А теперь 30 секунд отводится партнеру.
- Я попрошу стол №3 участника №3 озвучить свой ответ. Как ответили на вопрос:
Что вы думаете об этом?
- А теперь я попрошу ответить на третий вопрос:
О чем это заставляет вас задуматься?
Подумайте в течение 10 секунд. Даю вам 1 минуту для того, чтобы вы записали ответ.
- Поделитесь своими ответами с партнером по плечу. Начинает тот, кто сегодня раньше пришел в школу. Итак, выяснили? Вам дается 30 секунд.
- А теперь 30 секунд отводится следующему участнику.
- Я попрошу стол №4 участника №1 озвучить свой ответ. Как ответили на вопрос:
Что вы думаете об этом?
Вывод. На картинке мы видим, как человек спасает кроликов от смерти во время наводнения, совершает добрый поступок
II.
1. Я попрошу участника под номером 4 взять лист А4 и поделить пополам. Половинку листа отдайте, пожалуйста, соседу по лицу.
- Ребята, я попрошу записать о себе 5 – Я. (5 прилагательных, характеризующих вас). Подумайте 10 секунд. Выполняем эту работу в течение 1 минуты. Время пошло.
(3 слайд “5 –Я”)
(Учитель ходит между рядами, просматривая ответы учащихся).
2. Используя структуру ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН узнаем, как мы себя охарактеризовали.
- А теперь, ребята, встаньте, пожалуйста те, кто написал, что он
- храбрый,
- сильный,
- красивый,
- аккуратный
- Молодцы! Давайте поприветствуем друг друга.
- А теперь встаньте те, кто написал, что он добрый. Молодцы!
(4 слайд “Доброта”)
3. Как нас много. Как хорошо, что среди нас есть добрые люди.
- А встречались ли вы с добрыми людьми?
(Ответы учащихся).
Далее учитель дает фасилитирующие вопросы.
4. А почему вы считаете, что они добрые? В чём проявляется их доброта? Подумайте.
(Если много желающих, можно опросить, например, участников под номером 1 от каждого стола).
(Ответы учащихся; учитель прикрепляет к доске опорные слова).
5. Но вы, конечно, знаете, что в жизни нам встречаются не только добрые, но и жестокие люди. Послушайте одну историю, описанную в книге Александра Шарова “Волшебники приходят к людям”, о замечательном человеке, еврейском докторе Януше Корчаке, который всю свою жизнь посвятил воспитанию обездоленных детей в детских домах.
(5 слайд “А. Шаров”)
6. Учитель читает отрывок из произведения.
В столице Польши – Варшаве - Януш Корчак построил дои сирот и заведовал им почти 30 лет. Это был особенный дом – детская республика со своими законами, правительством, газетой. А еще он лечил детей и сочинял для них сказки.
Началась Вторая мировая война. Фашисты ворвались в Варшаву, и дом сирот перевели в гетто – место, окруженное стеной, куда собирали всех евреев. Почему–то фашисты питали особую ненависть к людям именно этой национальности.
Старый доктор, как его любовно называли варшавяне, учитель и сказочник Януш Корчак, был евреем.
7. Учитель прерывает чтение и задает вопрос: (Структура ЗУМ ИН)
- Как вы думаете, что станет с доктором?
- Подумайте 10 секунд.
- В течение 30 секунд запишите ответ на листочках.
- Проведем Сингл раунд робин. У каждого ученика будет по 15 секунд, чтобы озвучить свой ответ. Начинает участник под номером 2 и так далее по часовой стрелке.
- А теперь я попрошу всех участников под номером 4 поделиться своими мнениями.
8. Продолжаем слушать рассказ дальше.
Он пошел в гетто вместе с детьми, вместе с другими своими сотрудниками Дома – поляками, которые так же, как он, не могли оставить детей без своей заботы. И он продолжал лечить детей, учить их. Добывать для них пищу.
9. Учитель прерывает чтение и задает вопрос:
- Ваша гипотеза была близка к услышанному? Вам нужно поменять свое предположение? Подумайте 10 секунд.
- В течение 30 секунд запишите свой ответ.
- Ваше время вышло. А теперь вновь проведем Сингл раунд робин. У каждого ученика будет по 15 секунд, чтобы озвучить свой ответ. Начинает участник под номером 3 и так далее по часовой стрелке.
- А теперь я попрошу всех участников под номером 1 поделиться своими мнениями.
10. Продолжаю читать дальше.
Сотни людей пытались спасти доктора. Сняли ему комнату, приготовили документы. Он мог выйти из гетто в любую минуту. Но как он мог оставить детей в несчастье, в опасности? И вот через несколько дней детей погрузили в вагоны и увезли в лагерь смерти. Немецкий офицер сказал Корчаку: “Вы можете остаться. Мы знаем ваши сказки”. Но Корчак не оставил детей. Он погиб вместе с детьми в одной из газовых камер лагеря смерти Треблинка.
11. Рассказ окончен. Вопрос учителя:
- А как бы вы поступили на месте Доктора? Подумайте в течение 10 минут.
- В течение 30 секунд запишите ответ на листочках.
- Ваше время вышло. А теперь вновь проведем Сингл раунд робин. У каждого ученика будет по 15 секунд, чтобы озвучить свой ответ. Начинает участник под номером 1 и так далее по часовой стрелке.
(6 слайд После слов: Детский дом перевели в гетто”(“Дети за проволокой”)
12. Слово учителя.
- Да, ребята, он не оставил детей в самый страшный час и погиб вместе с ними.
- Как можно было бы назвать рассказ?
- Предлагаю поработать в команде. (стоя) На обсуждение даю вам одну минуту.
- Итак, я вижу, что одна команда уже закончила. Пожалуйста, стол № ответьте на вопрос: как можно было бы назвать рассказ?
(Ответы учащихся).
Если дети не справляются, подсказываю наводящими вопросами.
(Примерные ответы учащихся: “Жестокость”).
- Можно ли бороться с жестокостью?
- Как это нужно делать?
(Примерные ответы учащихся: помощь другим, делить и радость и горе, уметь слушать, быть чутким).
(7 слайд “Спешите делать добро”)
- Конечно, доктор Корчак имел милое сердце (учитель прикрепляет слово “милосердие”, “чуткость”, “помощь”).
- Говорят, если в человеке есть доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Так это или нет? Конечно, без большого жизненного опыта трудно ответить на этот вопрос. Давайте посмотрим, как об этом говорили выдающиеся мыслители прошлого.
(8 слайд “Конэрс”)
- Теперь, ребята, я попрошу вас поработать в структуре Конэрс. В каждом углу вы видите по одному высказыванию.
(Учитель читает каждое высказывание).
1-й угол
Древнегреческий философ IV века до н.э. Платон: “Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье”.
2-й угол
Английский писатель XVIII века И.Бентал: “Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет его другим”.
3-й угол
Русский писатель XIX века Л.Н.Толстой: “В жизни есть одно несомненное счастье – жить для других”.
4-й угол
Римский философ I век до н.э. Сенека: “Человек, который думает только о себе и ищет во всём выгоды, не может быть счастлив”.
- Подумайте 10 секунд. Выберете тот угол, в котором находится высказывание, близкое к вашему убеждению.
- Найдите ближайшего партнера и обсудите, почему вы выбрали этот угол. Я вам даю на это ровно 30 секунд.
(Учитель опрашивает из каждого угла по одному ученику, узнавая его мнение.)
- Почему вы выбрали именно это высказывание? Как вы его понимаете?
(Ответы учащихся).
- Как вы думаете, что объединяет все эти утверждения, сказанные людьми, жившими в разных странах и в разное время?
(Ответы учащихся: Были согласны в одном: человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым)
- Кажется всё наоборот: заботишься только о себе любимом, не делишься ни с кем – тогда ты счастлив. Но если вдруг случится у вас беда, помогут ли вам те, от кого вы когда-то отказались, отделились, отдалились?
(9 слайд “Мудрые пословицы”)
- Ребята, нас всегда выручают мудрые пословицы. Именно в них мы найдём ответ на этот вопрос.
- Внимание, задание. Сейчас вы займёте свои места. У вас на столах находятся пословицы, но вам нужно соотнести первую часть пословицы со второй.
(10 слайд “Пословицы о добре”)
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Не одежда красит человека, а добрые дела.
- Не ищи красоты, а ищи доброты.
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.
- Добро помни, а зло забывай.
- Слово учителя Ребята, вы все хорошо поработали, справились с заданием, но быстрее всех закончил стол № Давайте похвалим их и сделаем чир. (Отличная работа)
Учитель:
- Да, ребята, и у нас есть добрая традиция: мы помогаем тем, кто попал в трудную ситуацию, тем, кто нуждается в помощи. Вы знаете, что наша маленькая жительница Пестрецов Анастасия Серебрякова тяжело больна. А для лечения страшного заболевания нужны огромные денежные средства. И мы, живущие на пестречинской земле, помогаем чем можем. Устраиваются концерты, а деньги, вырученные за продажу билетов, передаются в фонд Насти Серебряковой. Мы с вами тоже вложили свою частичку в это благое дело. Разве это не милосердие, не доброжелательность, не внимание друг к другу? Всё это мы видим в повседневной жизни.
(11 слайд Это же здорово!
- Ребята, многие люди ожидают похвалы, благодарности за добрые дела. И, не получив этого, сами стараются к месту или не к месту напомнить об этом. Правильно ли это?
(Ответы учащихся).
(13 слайд “Пословицы гласят”)
- А вот пословицы гласят: “Получив добро, помни, а, сделав, забудь”.
“Доброе слово само себя хвалит”. “От добра добро не ищут”.
- Учитель рассказывает о “тихой милостыне”.
(14 слайд “Тихая милостыня”.
У русских было принято творить "тихую милостыню": В избе богатых крестьян было специальное маленькое окошко, откуда подавали нищим милостыню, чтобы не смущать их своей жалостью. Бабушка посылала внучку к одинокой больной старушке и наказывала незаметно на порог положить подаяние: " Смотри, на глаза людям не кажись:". Сострадание должно быть незаметным, ради помощи другому, а не ради доброй славы о себе.
- Давайте посмотрим на доску. Все, о чем мы с вами говорили, выливается в одно золотое слово ДОБРО. Мы говорили о добре.
(15 слайд “Добро”)
- А сейчас представьте, что вы кулинары. Вы в команде должны составить рецепт доброты и назовете его “Добро в жизни”. Подойдите к этому заданию креативно и постарайтесь подать его красиво. Ну, например, я прочитаю свой рецепт “Доброжелательность 6 класса”.
- Учитель читает свой рецепт.
“Взять большой светлый класс, поместить озорных, жизнерадостных шестиклассников, добавить доброту всех сердец и дружбу мальчиков и девочек, приправить ответственностью, влить в изобилии любознательности, остудить озорство, украсить смелостью и ответственностью”.
- Итак, Вы составляете свой рецепт доброты. “Добро в жизни”.
Даю вам 5 минут времени.
(Учитель ходит между столами,подсказывает, если у детей возникли затруднения).
Через отведенное время предлагаю прочитать один-два рецепта. И тут же рецепты вывешиваются на доску.
- Спасибо, ребята. Вы просто молодцы! (проводится чир)
В заключение хочется, чтобы мы вместе прочитали вслух строчки из стихотворения известного татарского поэта Роберта Миннуллина “Доброта”:
Пускай работа будет тяжела,
Но делать надо, делать день за днем.
Нужны как воздух добрые дела, -
Без них в такое время пропадем.
Желаю вам идти дорогою добра. Спасибо за работу.