Цели:
- Познакомить с жизнью Князя Владимира до принятия Христианства, узнать об изменениях в жизни Князя с принятием Православия.
- Понять причины Крещения Князя Владимира и всей Руси.
- Развитие речи и познавательных способностей учащихся.
- Решение проблемных ситуаций при работе в группе.
Оборудование: презентация к уроку, проектор и ноутбук у учителя, карточки с заданиями для детей, иллюстративный материал к уроку.
План урока:
1. Положительный настрой на урок. Организационный момент.
2. Постановка проблемного вопроса урока.
3. Постановка целей урока.
4. Поиск ответа на проблемный вопрос:
А) в историческом тексте;
Б) работа в группах;
В) выдвижение детьми гипотез;
Г) работа в парах;
Д) самостоятельная работа с карточками со взаимопроверкой.
5. Возвращение к проблемному вопросу и ответ на него с опорой на изученный материал. (Итог урока)
6. Рефлексия урока (работа по карточкам – восстановление хронологии событий).
7. Пояснение к выполнению индивидуального домашнего задания.
Ход урока
1. Организационный момент.
На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что Бог есть любовь.
Как вы это поняли? (Он любит всех нас)
Вспомните, какая главная Божия тайна? (Бог- Троица)
Бог создал мир с большой любовью, поэтому мир так красив.
2. Формулирование проблемного вопроса.
Все ли люди в нашем мире верят в Бога? (Нет)
- Вы правы, не все люди верят в Единого Бога, в истории нашей страны были великие правители – князья, которые не сразу были православными, а только после испытаний пришли к Православной вере. Одним из таких князей был Князь Владимир Святославич. В народе его называют Владимир “ Красное Солнышко”.
3. Постановка целей урока.
За что же он удостоился такого звания от людей? Попробуем разобраться в этом на нашем уроке.
4. Поиск ответа на проблемный вопрос.
Родился Князь Владимир в 963 году и воспитывался своим дядей – язычником Добрыней.
Кто такой язычник? (человек, который поклоняется разным богам – идолам)
Владимир вырос хорошим воином, смелым и мужественным, но далеким от православной веры. Он сражался со своим братом – Ярополком, исповедующим Православие – и победил его. Победив брата, он стал править в Киеве, поставил идолы языческих богов и стал приносить им жертвы.
Однажды Владимир победил множество врагов и захотел принести богу Перуну большую жертву, чтобы хорошо отблагодарить его за помощь.
А) в историческом тексте: Прочтите тексты, лежащие перед вами, и скажите, получилось ли у князя выполнить задуманное?
Текст: “... Старцы и бояре сказали: “Кинем жребий на отроков и девиц; на кого падет, того принесем в жертву богам”. В это время жил в Киеве один варяг, который пришел из Греции и держал христианскую веру; был у него сын. Прекрасный лицом и душою; на этого-то молодого варяга и пал жребий.
Посланные от народа пришли к старому варягу и сказали ему: “Пал жребий на твоего сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его им в жертву”. Варяг отвечал: “У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет, ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а Бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? Сами деланные. Не дам сына своего бесам!”. Посланные рассказали эти речи народу, толпа взяла оружие, пошла к варягову дому и разломала забор вокруг него; варяг стоял в сенях с сыном. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам”. Он отвечал: “Если они боги, то пусть пошлют какого-нибудь одного бога взять моего сына, а вы о чем хлопочите?” Яростный крик был ответом толпы, которая бросилась к варягам, подсекла под ними сени и убила их.” (Из книги С.М.Соловьева “История России с древнейших времен”)
- Итак, смог ли князь и его бояре принести жертву своим богам? (нет)
Почему вы так думаете?
- Найдите в тексте слова, которые показывают смелость варяга, его верность христианскому Богу? (“У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет, ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а Бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? Сами деланные. Не дам сына своего бесам!”)
Как вы думаете, напрасно ли погибли эти 2 смелых варяга? (Нет)
Почему? (Они стояли насмерть за веру Христову)
Благодаря этим людям – Федору и Иоанну – князь впервые задумался, а так ли хороша его вера? Так ли сильны его боги, которые не пришли за мальчиком – варягом?
Князь стал искать ответы на эти вопросы. Для этого он стал приглашать проповедников разных стран, расспрашивал об их вере, выбирал веру не только для себя, но и для всего русского народа.
Давайте попробуем определить причины отказа князя от разных вероисповеданий.
Б) Работа в группах: соедините вероисповедание и причину отказа князя Владимира от ее принятия:
Иудаизм “Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли” Мусульманство “Как вы учите других, будучи сами отвергнуты Богом и расточены?” Католицизм “На Руси есть веселье пить и мясо есть, не можем мы без того”...
Проверьте правильность соединения частей таблицы:
Иудаизм “Как вы учите других, будучи сами отвергнуты Богом и расточены?” Мусульманство “На Руси есть веселье пить и мясо есть, не можем мы без того”... Католицизм “Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли”
- Объясните, почему не понравился Иудаизм?
- Католицизм?
- Мусульманство?
Больше всех вер князю Владимиру понравилась “вера греков” - вера, которую приняла бабушка князя – княгиня Ольга. Греческий проповедник рассказывал князю о православии и произвел на него самое сильное впечатление, но князь отправил 10 послов в Константинополь, чтобы увидеть своими глазами православные храмы, услышать православную службу и убедиться в том, что это и есть его выбор.
В) Выдвижение детьми гипотез. Предположите, что сказали послы князя, побывав на богослужении в Софийском соборе?
Прочтите их впечатления: “Когда пришли мы в греческую церковь, то уже и не знали мы сами, где стоим: на земле или на небе, так нам было хорошо. На самом деле с греками живет Истинный Бог. Не можем мы забыть такой красоты и не хотим другой веры, кроме греческой”.
Князь после долгих размышлений выбрал православную веру, но не хотел подчиняться грекам, поэтому вместо принятия Крещения пошел войной на греков и завоевал Херсонес. Отсюда он просил греческих правителей отдать ему в жены их сестру Анну.
Как вы думаете, согласились ли цари? (Нет) Почему?
Г) Работа в парах. Соберите слова, расставив цифры в порядке возрастания.
л и а н т е н м б и ы н и х о р с 5 8 12 1 10 2 13 17 3 11 4 15 14 6 16 7 9
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
(Не был христианином.)
- Верно, ему было отказано, потому что князь не был христианином, а Анна была христианкой.
В ответ на это Владимир согласился принять христианство и креститься.
Прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, князь Владимир ослеп.
- Как вы думаете, почему ослеп князь?
На то был промысел Божий. Господь показал князю истинность веры, Он приготовил князя к великому Таинству Крещения – Возрождению его души.
- В 988 году князь Владимир принял таинство Крещения с именем Василий. Выйдя из купели, он воскликнул: “Теперь я познал истинного Бога!” и прозрел не только телесно, но и душевно.
- Возвратившись в Киев, князь стал добрым князем и начал вести жизнь христианскую.
Д) Самостоятельная работа с карточками со взаимопроверкой. Рассмотрите иллюстрации и подберите к ним названия – признаки христианской праведной жизни князя:
Крестил своих 12 сыновей. Уничтожил статуи идолов. Строит православные церкви. Раздает милостыню бедным. Помогает нищим, больным и слабым. Привез священников для проповедования веры людям.
- Но главным событием, произошедшем в 988 году является Крещение Руси. Князь велел всем жителям Киева в назначенный день прийти к реке Днепр, чтобы принять Крещение. Прочтите, как пишет летописец об этом событии: “ В одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и святым Духом”.
- Как вы понимаете эти слова?
А далее летописец продолжает: “Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря православия явилась, и солнце Евангельское землю нашу осияло”.
После Киева и его окрестностей святая вера православная стала распространяться по всей Руси.
Как это происходило? (Строились храмы, открывались школы для священников, иконописцев, переводились книги с греческого языка на славянский, происходило объединение и укрепление русских земель).
5. Итог урока.
А теперь подумайте и скажите, почему князя Владимира называют Равноапостольным (равный Апостолам)?
Апостолы – ученики Иисуса Христа проповедовали христианство по всей земле, а князь Владимир привел в христианство весь русский народ, крестившись сам и крестив своих сыновей.
А почему народ прозвал князя “Красное Солнышко”? (Князь, после принятия Православия, стал добрым, как солнце, ласковым и любящим своих подданных.)
Давайте вспомним и установим последовательность событий жизни Святого Равноапостольного Князя Владимира.
6. Рефлексия.
Возьмите карточки и расставьте события по порядку:
- Свержение идолов.
- Победив брата Ярополка, он стал править в Киеве, поставил идолы языческих богов и стал приносить им жертвы.
- Смерть Федора и Иоанна за православную веру.
- Крещение Руси.
- Князь отправил 10 послов в Константинополь, чтобы увидеть своими глазами православные храмы, услышать православную службу.
- Распространение Христианства на Руси.
- Крещение князя Владимира.
- Поиски князем “правильной” веры.
- Строительство храмов.
- Князь ослеп.
Проверка правильности:
7 Свержение идолов. 1 Победив брата Ярополка, он стал править в Киеве, поставил идолы языческих богов и стал приносить им жертвы. 2 Смерть Федора и Иоанна за православную веру. 8 Крещение Руси. 4 Князь отправил 10 послов в Константинополь, чтобы увидеть своими глазами православные храмы, услышать православную службу. 10. Распространение Христианства на Руси. 6 Крещение князя Владимира. 3 Поиски князем “правильной” веры. 9 Строительство храмов. 5 Князь ослеп.
Выскажите ваше мнение, почему Князю Владимиру было попущено Богом быть жестоким в начале своего правления страной? (Чтобы он прошел через испытания для принятия Православия)
Может ли в наше время человек стать Равноапостольным? Почему?
Как вы думаете, были ли другие известные люди в нашей истории, которые пришли к вере не сразу, а пройдя через испытания? (да)
7. Домашнее задание. Вашим домашним заданием будет следующее: найти и подготовить информацию (для создания группового проекта) о человеке, который, пройдя через трудности и испытания, стал истинно православным и причислен Синодом Православной Церкви к Лику Святых.
Список использованной литературы.
- Головин Н. Моя первая русская история-М.:ТЕРРА,2003. с. 31-37
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен/С.М.Соловьев.-М.:Эксмо, 2011. с. 31-37
- Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)).Учеб.пособие/Под ред. Л.Н.Антоновой.-М.,2007. с. 28-32
- Школьная энциклопедия “Руссика. История России.9-17 вв.” -М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. с. 125-127