Цель урока: способствовать формированию у обучающихся системных знаний о Центральном районе России, особенностях ЭГП, природных условиях и ресурсах.
Задачи:
- Продолжить формирование представлений и знаний об экономических районах России. Рассказать о составе, размерах территории и ЭГП Центральной России. Разобрать природные условия и природные ресурсы региона.
- Создать условия для развития умений анализировать, сопоставлять, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками географической информации.
- Продолжать формировать патриотическое сознание учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: атлас, карта “Экономическая карта России”, экономическая карта “Центральная Россия”, компьютеры, интерактивная доска, текст.
УМК: учебник Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9кл.: учеб.для обшеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2011г.,
Структура урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Создание проблемной ситуации через постановку проблемного вопроса
- Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации
- Организация поиска решений проблемы
- Решение проблемы, ответ на проблемный вопрос
- Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент. (2 минуты)
Приветствие. Проверка готовности школьников к уроку
2. Актуализация.
Мы продолжаем изучение экономического районирования. Тема нашего урока Центральная Россия. Мы узнаем сегодня: состав Центральной России, площадь, ЭГП, историю формирования, природные ресурсы Центральной России
На доске текст: Центральные районы европейской части России - это территория, где начиналось формирование Русского государства, область расселения русского народа по стране. Здесь расположена столица нашей Родины - Москва - сердце и мозг нашей России. Центральную Россию по своему потенциалу можно сравнить с крупнейшими государствами Западной Европы. (слайд 4)
Учащиеся сравнивают устно данные о площади некоторых государств Европы и Центральной России. Таблица на слайде 5. (2 минуты)
В состав Центральной России входят три экономических района и город федерального значения. Посмотрите на карту (слайды 6,7,8) назовите эти районы и нанесите их границы на карту в рабочей тетради стр.56 (4 минуты)
3. Создание проблемной ситуации через постановку проблемного вопроса
Проблемный вопрос! Почему не центральный район – Центральный? (слайд 9)
4. Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
Гипотеза (Предположение учащихся). Современный Центр вырос из древнейшего ядра Русского государства, сложившегося вокруг Москвы. (слайд 10) (3 минуты)
5. Организация поиска решений проблемы
Хорошо, ребята. Центральная Россия – это крупный межрайонный комплекс.
Практическая работа.
Задание 1. Состав Центральной России.
Используя карту атласа “Центральная Россия” установите, какие субъекты РФ входят в состав экономических районов, запишите их в тетрадь. Оформите работу в виде таблицы, вам на эту работу 6 минут. (слайд 11)
Задание 2. Определить и оценить ЭГП Центральной России по плану: Анализируя карты и работая по плану “Типовой план характеристики ЭГП района” в рабочей тетради стр.22 и на слайде 12, учащиеся записывают полученные данные в тетрадь. (8 минут)
Затем опрашиваю несколько учеников по пунктам плана. Учащиеся проверяют, сверяют со своими записями и дополняют. (Расположен в центральной части Русской равнины на пересечении транспортных путей. Положение района на территории страны - пограничное и столичное. Соседние районы: Северо-Западный район, Европейский Север, Уральский район, Поволжье, Европейский Юг. На западе граничит с Украиной и Белоруссией…) (слайды 13,14) (4 минуты)
Работа с текстом. А теперь, ребята, обратите внимание на приложение 1, прочитайте текст и ответьте на вопрос. Каково значение Центрального района? (слайд 15) (5 минут)
Хорошо!
6. Решение проблемы, ответ на проблемный вопрос. (4 минуты)
Давайте вернёмся к началу нашего урока и обратим ещё раз внимание на вопрос.
Почему не центральный район - Центральный? (слайд 16)
Ответьте на него.
Ответы учащихся: (слайд 17)
Наша гипотеза подтвердилась: мы убедились, что не центральный район – Центральный.
Потому что:
- Располагается в центре Восточно-Европейской равнины.
- Является культурным центром.
- Является научным центром.
- Является транспортным центром.
- Является историческим центром государства Российского.
- Столичное положение.
- Крупнейшим экономическим и финансовым центром.
- Является центром Российского государства.
Молодцы!
Тема нашего урока “Центральная Россия. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы”. Перечислите еще раз особенности Центральной России. (слайд 19). (2 минуты)
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 минуты)
Рефлексия в виде игры “да/ нет”
- Северный район входит в состав Центральной России?
- Центральная Россия имеет периферийное положение?
- Украина и Беларусия имеют границу с Центральной Россией?
- Транспортная сеть Центральной России представлена всеми видами транспорта?
- Центральная Россия богата природными ресурсами?
- В Центральной России есть крупное месторождение железной руды?
- Развитию экономики Центральной России благоприятствуют ЭГП.
8. Домашнее задание (слайд 21) (2 минуты)
- Прочитав параграф 37, оцените значение Центрального района для страны.
- Рабочая тетрадь стр. 56 зад.1
- Индивидуальное задание (по желанию): подготовить презентацию по теме “Народные промыслы Центральной России”.
Список использованной литературы.
- Дронов В.П. география России. Население и хозяйство. 9кл: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2014
- Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. 9 класс-Просвещение, 1997.
- Школьные олимпиады (под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова). География 6-11 классы. - М. Дрофа, 2003
- Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии 6-10 классы. - М.: - Просвещение