I. Организационная информация
Доминирующая образовательная область: Речевое развитие
Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская, продуктивная, двигательная активность
II. Методическая информация
Тема образовательной деятельности “В гостях у Красной Шапочки”
Методы и приемы реализации содержания занятия: словесные, наглядные, игровые
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Возрастная группа: подготовительная группа (6 детей)
Цель: автоматизация звука “Ш” в слогах, словах предложениях на лексическом материале “Одежда”
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить правильно артикулировать звук Ш;
- автоматизация звуков Ш в слогах, словах и предложениях;
- продолжать учить составлять нерифмованное стихотворение ( владение синквэйном), с помощью ассоциативных рядов (слово-предмет, слово-признак, слово-действие);
- закрепить в речи действенные глаголы ( ушить, пришить, вышить, зашить, подшить, сшить);
- учить отвечать на вопросы грамматически правильными, полными предложениями;
- расширять запас знаний об одежде и профессии швеи, необходимых данной профессии орудия труда.
коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию фонематического слуха, активизировать акустическое внимание;
- развивать артикуляционную моторику
- формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательных умений;
- совершенствовать крупную моторику, развивать умения владеть своим телом;
коррекционно-воспитательные:
- способствовать формированию навыков учебной деятельности ( умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога);
- формировать навык самоконтроля и самооценки;
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
Материал: индивидуальные зеркала, ноутбук, проектор, экран, презентация к занятию, диск с аудиопособием И. Скворцовой “Трудные звуки”, предметные картинки ( рубашка, шарф, шапка, шорты, штаны, шуба,), схема нерифмованного стихотворения, картина ( профессии швеи, орудия труда, результат работы), картон ( детали одежды), шнурок, игрушка Красная Шапочка.
Планируемые результаты:
- Закреплены в речи действенные глаголы
- Расширен словарный запас по лексической теме “Одежда”.
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
- Демонстрационный уголок соответствует лексической теме
- Подготовлен весь раздаточный и демонстрационный материал;
- Мебель размещена полукругом. На каждом столе находится индивидуальное зеркало.
Предварительная работа:
- Беседа о том, как шьют одежду.
- Чтение сказки Ш. Перро “Красная шапочка”
- Проведение познавательных занятий об одежде, о видах тканей, о профессии “швея”.
- Изготовление альбомов “Одежда”, создание коллекции тканей, меха.
- Изготовление плоскостной части одежды, обведенной по шаблону.
- Рассматривание образцов тканей, кукол в разных одеждах.
Дидактические игры: “Разложи одежду по сезону”, “Разложи одежду для мамы и папы”, “ Подбери ткань к одежде”, “Какой, какая, какое ”, “Назови детали одежды”.
Сюжетно-ролевые игры: “Магазин одежды”, “Ателье”.
- Поисково-исследовательская деятельность “Какая одежда была раньше?”
- Изготовление игольниц детьми совместно с родителями.
- Составление описательных рассказов по схеме Ткаченко
План совместной деятельности
- Мотивационно-ориентировочный, организационный этап
Дети стоят в кругу на ковре
Логопед: Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте Юлия Евгеньевна
Л: Повторяем наш девиз
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно
Чтоб было всем понятно
Л.: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, а помогать нам будет – одна девочка, имя которой вы прекрасно знаете
Л.:
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
А ну, подскажи ей имя ее.
Д.: Красная Шапочка.
(слайд 5)
Л.: Верно. Вспомнили сказку, которую прочитали вам воспитатели? Молодцы! Сегодня мы свами отправимся в гости к Красной Шапочке. Давайте будем собираться в дорогу и для этого нам с вами необходимо надеть теплую одежду.
Основной этап
1. Тактильная игра-массаж “Собираемся на прогулку”
Л: С помощью имитации надеваем штаны; надеваем рубашку; надеваем шапки; застегиваем пуговицы на шубе, завязываем шарфы.
Л.: Что, готовы?
Д.: Да!
Л.: Тогда отправляемся! Повертелись- покружились у Красной Шапочки в гостях очутились.
Дети под музыкальное сопровождение кружатся и рассаживаются на свои места.
2. Артикуляция звука.
Л - Ребята, красная Шапочка потеряла звук, а какой, вы сейчас сами ей подскажите. Какой общий звук слышится в словах (рубашка, шарф, шапка)
Д. – звук (Ш)
(слайд 6)
Л: Возьмите зеркало. Ещё раз произнесём этот звук . Ш-Ш-Ш
Л.: Что происходит с губами ?
Д: Губы вытягиваются трубочкой.
Л: Где находится язык?
Д: Язык поднимается вверх.
Л: Правильно, Звук Ш- согласный, потому что при его произношении воздух встречает преграду.
(слайд 7)
3. Общая артикуляционная гимнастика.
Л.: Давайте научим Красную Шапочку произносить звук Ш, а в этом поможет артикуляционная гимнастика. Давайте ей покажем.
Логопед предлагает правильно сесть и выполнить несколько упражнений из общей артикуляционной гимнастики. Каждое упражнение выполняется 3—4 раза. Логопед следит за тем, чтобы дети вовремя сглатывали слюну и отдыхали после выполнения каждого упражнения. Гимнастика выполняется со зрительной опорой.
Иголочка. Вытянуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до “пяти-шести”).
Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положения “широкого” и “узкого” языка. Положить “широкий” язык на нижнюю губу (“круглый воротничок”). Вытянуть “острый” язык — “воротничок с острыми краями”.
(слайд 8)
Белье на ветру. Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до “шести”).
(слайд 9)
Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: “Д-д-д-д-д” (шьем на электрической швейной машинке), “Т-т-т-т-т” (шьем на ручной швейной машинке).
(слайд 10)
Строчка. Кончик языка “иголочкой” ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.
(слайд 11)
Л.: Молодцы, а теперь мы свами отправимся в дальнейшее путешествие . И чтобы, научить красную Шапочку говорить звук “Ш” мы с вами споем чистоговорки.
4. Повторение чистоговорок (слайд 12)
(дети слушают аудиопособие И.Скворцовой “Трудные звуки”)
Ша ше ши- шуршит камыш в тише
Шу. Шо, ша – едва едва дыша
Шо ша шу – мышь кралась к камыши
Ша, шу , шо – там будет хорошо
Уш, аш, ыш – беги сюда малыш,
Ош,аш, ыш – смотри большой шалаш
Аш, ош, иш – кругом такая тишь
Ыш.аш,иш – а ты еще не спишь
5. Работа по лексической теме (слайд 13)
Л: Молодцы, а теперь придумайте название одежды, которая начинается со звука Ш
Д.: Шуба, шапка, шорты, , штаны
Л. Молодцы, а как называется профессия человека, который шьет одежду?
Д.: Швея. (слайд 14)
Л.: Какие орудия труда ей необходимы?(слайд 15)
Д. – швейная машинка, катушка, игла, метр, ножницы, заготовки.
Л. - И в результате получается ОДЕЖДА.
5. Пальчиковая гимнастика:
Л.: Давайте с вами научим наши пальчики шить
Вышивает, шьет иголка.
Пальцу больно, пальцу колко.
А наперсток в тот же миг к девочке на пальчик прыг.
Говорит иголке: “Шей, а колоться ты не смей”.
6. Работа с предложением.
Л.: Посмотрите, Красная Шапочка всем приготовила задания. Сейчас вы будете чинить ее одежду. Но сначала мы повторим, что
- Если мы шьем, то детали одежды мы ......Сшиваем (слайд 16)
- Если нам одежда велика, то мы ее .....Ушиваем (слайд 17)
- А дырку на одежде мы ....Зашиваем (слайд 18)
- Мама своей дочке из своего платья одежду ....Перешивает (слайд 19)
- Чтобы край не лохматился, его нужно ....Обшить (слайд 20)
- А подол у платья нужно ...Подшить (слайд 21)
- Пуговицу к одежде нужно ...Пришить( слайд 22)
- Ну а если нам нужно украсить одежду вышивкой, то мы ее...... .Вышиваем (слайд 23)
Л.: А теперь каждый из вас починит одежду красной шапочки
1 – я на шапке вышиваю рисунок;
2 – я подшиваю штаны;
3 – я пришиваю рукав к рубашку;
4 – я сшиваю шарф;
5 – я ушиваю шорты;
6 – я зашиваю шубу. (из технологии М.Монтессори)
7. Логоритмика “ Стирка белья” под муз. сопровождение “Летка-Енка”
Л.: А теперь мы с вами постираем нашу одежду
(Логопед приглашает детей на ковер)
Л.: Вот уже и одежда наша сшита и отглажена. А теперь из каждый из вас будет хвалиться одеждой, которую вы починили .
8. Работа со схемой (слайд 24)
Л.: Внимательно посмотрите на схему:
- в начале мы называем одно слово – предмет,
- затем - два слова признака ( какой предмет?);
- три слова действия ( что можно с ним делать?).
- Шапка – красивая, зимняя,
- Её можно стирать, носить, украшать.
- Штаны – теплые, красивые,
- Их можно – гладить, стирать, носить
Итог.
Л.: Молодцы! Красная Шапочка, научилась говорить звук Ш. Она очень довольна, что вы починили всю ее одежду. (слайд 25-26)