Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
Углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности. Выявить особенности этого явления на Руси.
Сформировать опыт эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу.
Создать условия, способствующие формированию устойчивого познавательного интереса учащихся, развитию внутренней мотивации к учению.
Задачи урока:
- повторить понятие, причины и признаки феодальной раздробленности, её особенности в Западной Европе;
- охарактеризовать начало и особенности раздробленности на Руси;
- сформировать понимание необходимости единения русских земель для укрепления её обороноспособности
- создать ситуацию эмоционально-ценностного переживания событий изучаемого периода.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Слайд 1 | Добрый день, дорогие ребята. Сегодняшним уроком мы начинаем работу над новой большой темой (клик) “Русские земли в 12-13 века”. Урок наш не совсем обычный. Я предлагаю вам немножко поиграть. Представьте себе, что сегодня мы с вами учёные-историки, которые совершили путешествие во времени и оказались в Киеве на вечевом сборе. Нашей Родине Руси угрожает большая опасность. И наша с вами задача будет заключаться в том, чтобы выяснить какая беда грозит Руси, в чём её причины, и можно ли что-то сделать для её предотвращения. У каждого из вас есть маршрутный лист с заданиями, при помощи которого вы будете вести своё исследование. Готовы? |
|
Слайд 2 | Итак, звучит колокол - зовёт нас на вече (клик).
А вот и первый гость – автор замечательного памятника древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”, чьё имя, к сожалению, осталось неизвестным. Давайте послушаем его и определим, о чём сегодня пойдёт речь. В монастырской келье узкой Итак, задание 1: прослушать летописца и определить, о какой особенности в развитии средневековых государств идёт речь. |
На столе горит свеча, за столом сидит
ученик в одежде монаха – летописца с пером в
руке: Я писал зимой и летом, Ой, вы люди русские, грозит нашей земле беда горькая! Выгляньте в окна, да за околицу – подстерегают нас повсюду вороги лихие! От усобиц княжьих – гибель Руси! Ученики отвечают. Ожидаемый вариант ответа: Речь идёт о таком периоде в развитии средневековых государств, который называется феодальной раздробленностью. |
Слайд 3 | Давайте определим, какие вопросы мы должны будем сегодня обсудить. | Обсуждают. Формулируют примерные вопросы темы. |
Слайды 4–9 | Ну а теперь задание 2. Мы,
учёные историки, должны рассказать
присутствующим всё, что мы знаем о феодальной
раздробленности. У нас есть вопросы, и есть
помощники, которые знают правильные ответы. 1. Что называют феодальной раздробленностью? Проверка (слайд 4, 5) 2. На примере каких средневековых государств мы знакомились с этим явлением? Проверка (слайд 6-7) 3. При каких обстоятельствах и почему распалась империя Карла Великого? Проверка (слайд 8) 4. Причины феодальной раздробленности Проверка (слайд 9) |
Выполняют задания в маршрутных листах. Феодальная раздробленность – период в развитии средневековых государств, когда единое прежде оно распадается на отдельные части. Пример феодально-раздробленного государства в Западной Европе. Государство франков. Оно возникло около 500 г. Первым его правителем стал Хлодвиг. В 800 г. правитель франков Карл, прозванный Великим, завоевал многие племена и народы и создал империю В 843 году империя Карла Великого распалась на 3 части, из которых позже образовались большие самостоятельные королевства Франция, Германия, Италия. Но и эти государства не остались едиными. Каждое из них разделилось на крупные владения, а те – раздробились на более мелкие. Так, например, Франция в 10 веке состояла из 14 крупных феодальных владений. Англия в раннее средневековье делилась на 7 королевств англосаксов. Ответ. В 843 году три внука Карла Великого заключили в городе Вердене договор о разделе империи на три части. Причины феодальной раздробленности: 1. Обособленность отдельных частей государства (разные племена живут изолированно друг от друга, их практически ничего не связывает). 2. Господство натурального хозяйства – когда всё необходимое для жизни производится внутри феодального земельного владения (поместья или вотчины), поэтому торговля внутри государства развита очень слабо. 3. Крупные феодалы, получив от правителя землю, усилили свою власть над крестьянами, стали получить доходы от своего хозяйства, перестали быть заинтересованными в военной добыче, поэтому перестали поддерживать своего |
Слайд 10–12 | Какие мы с вами знаем признаки
феодальной раздробленности: Проверка. |
Называют признаки феодальной
раздробленности. 1. Территория государства перестала быть единой. Владения крупных феодалов стали настолько самостоятельными, что превратились в “государства в государстве”. (Проверка, переход на слайд 7). 2. Отсутствие единых законов, налогов, единого войска. (Проверка, переход на слайды 8-9). 3. Самостоятельная внешняя политика. Междоусобные войны. |
Слайд 13 | Теперь, когда мы с вами вспомнили что
такое раздробленность пришёл момент выяснить,
почему же эта беда грозила Руси. Итак, задание 3. Прочитать текст учебника с.78-80 и выделить причины раздробленности Древнерусского государства. Работаем вместе. Приводим примеры, поясняющие отдельные элементы схемы. |
Работа с текстом учебника и шпаргалкой
№1 (схема 1) Рост экономической мощи отдельных хозяйств – вотчин. Княжеская дружина постепенно оседала на землю. Основой богатства бояр становилось присвоение результатов труда зависимых крестьян внутри вотчин Трудность управления огромной территорией. В каждой русской земле – волости собиралось свое народное собрание – вече, была своя выборная власть, своё ополчение. Поэтому наместники киевского князя начинали чувствовать себя всё более самостоятельными и хотели отделиться от Киева. Население не хотело платить дань Киеву и поддерживало их. Существующий порядок престолонаследия. В Древнерусском государстве не было твёрдого и определённого порядка наследования престола: от отца к сыну. Возник неразрешимый вопрос: кто имеет преимущества старшинства младший по возрасту брат или старший по годам княжеский сын. Падение значения пути “Из варяг – в греки”. Торговые пути между Западной Европой и Византией переместились в Средиземное море. Падение роли Киева. Киевская земля больше всех пострадала от княжеских усобиц. К тому же она пострадала от набегов половцев. После того, как потерял своё значение торговый путь “Из варяг – в греки”, Киев перестал быть крупнейшим торговым центром. Другие города стали его затмевать. |
Давайте попытаемся предположить, к каким последствиям для Руси могла привести феодальная раздробленность? | Обсуждают. Отвечают. Государства
стало слабее. Понизилась его обороноспособность Но зато каждое отдельное княжество стало лучше развиваться. |
|
Слайд 14 | Что же происходит в русских землях?
Неужели и вправду государство начало
распадаться? Слово берёт новый гость – князь Ярослав Мудрый. Давайте послушаем его и ответим на некоторые вопросы. Вопрос 1 (письменно). В маршрутных листах задание №2. Прочтите его. Вопрос 2 Как вы думаете, для чего Ярослав поделил земли между своими сыновьями?. Вопрос 3 Как вы считаете, удалось ли таким решением Ярославу Мудрому сохранить единство русских земель? |
Выходит ученик в костюме князя Ярослава
Мудрого: Я - князь Ярослав, люди добрые прозвали меня Мудрым. Находясь на смертном одре в здравом уме и твёрдой памяти, завещал я своим старшим сыновьям править мудро и праведно: Изяславу - в Киеве, Святославу - в Чернигове, Всеволоду - в Переяславле. Наказывал своим сыновьям жить в мире и согласии, слушаться брата своего старшего – Изяслава и почитать его как отца своего. Выполняют задание №2 в маршрутных листах. Отвечают на вопросы №2, №3.. Ярослав поделил княжества между сыновьями для того, чтобы избежать ссор и междоусобиц. Скорее всего - нет, так как каждый из его сыновей почувствовал себя самостоятельным правителем отдельного государства и не захотел подчиняться другим. Выполняют задание № 3 в маршрутных листах |
Слайд 15 | А Русь между тем подстерегала новая половецкая опасность (продолжаем работать в маршрутных листах, задание 3). Кто же такие половцы? Видеофрагмент, | Смотрят видеофрагмент. Работают с маршрутными листами |
Слайд 16 | А вот и новый гость половецкий хан – Кончак. | Выходит ученик в костюме хана Кончака: Я - Кончак - половецкий хан, объединивший под своей властью во 2-й пол. ХП в. племена восточных половцев. Мы, половцы, пришли ещё в 11 веке в южнорусские степи из Заволжья, расселились от Волги до Дуная. Больше всего в жизни мы любим свежий ветер, степь, быстрый бег лошадей. Часто мы кочуем. Войско моё — очень быстрое и сильное. Манят нас чужие города и деревни. Любим показать силу свою и хитрость в военных походах. Устроить засаду, или внезапно и стремительно атаковать быстрой конницей противника, окружить его, смять и уничтожить! Что может быть лучше для настоящего воина? Часто нападали мы на русские княжества, много их воинов было убито, много богатств награблено. Да не всегда было всё так удачно. Били и нас русские дружины. Особенно доставалось нам от князя Владимира, которого вы, русские, называете Мономахом. ' А потом отвернулась от нас удача — пришли в 13 веке татары и бежали мы в страхе от них в чужие земли — в Венгрию да на Балканы. |
Вопрос: какая опасность грозила
русским землям от половцев? Что нужно было
сделать для её предотвращения? Давайте и мы с вами попробуем объединиться и помочь жителям Руси в их борьбе с половцами. Интересно, получилось у нас защитить землю русскую? Послушаем, что написано по этому поводу в летописи. Видеофрагмент. |
Отвечают на вопрос Русские земли разорялись половцами и могли потерять свою независимость. Для того, чтобы защититься, русским княжествам нужно было объединиться. Физкультминутка, стилизованная под сражение. |
|
Слайд 17-18 | Попытка объединения сил против
половцев была предпринята в 1097 году, когда князья
по инициативе Владимира Мономаха собрались в
Любече. Повесть временных лет сохранила запись
об этом событии. Задание 4. Работаем с документом. Учебник с.83-84. Вопросы. Какие решения были приняты на съезде? Проверка – переход к слайду 17, 18 |
Читают учебник, отвечают на вопросы. Защищать русские земли от половцев. Сообща бороться с врагом. Каждый самостоятельно княжит в своей земле. Обсуждают. Отвечают… Русские военные силы объединились для борьбы с половцами. Была закреплена раздробленность Руси. Начались новые кровавые усобицы |
Слайд 20-21 | А вот и ещё один гость. Князь Владимир
Мономах. Работа с документом “Поучения Владимира Мономаха” (слайды 20, 21) Вопросы: 1. Как вы считаете, какие цели ставил перед собой Владимир как правитель государства? 2. Какими чертами характера он обладал как человек? |
Выходит ученик в костюме Владимира
Мономаха: Я — князь Владимир, при крещении назвали меня Василием Мономахом. В 1093 г. скончался батюшка мой Всеволод. Наступили времена тяжёлые. В Киеве стал княжить брат мой Святополк. А на Руси усобицы начались: поднялся брат на брата, да и половцы набегами замучили. Хотелось мне сплотить князей против половцев, да тогда не исполнилось. И горько мне от этого было, и за Русь горестно. Дальнейшее — моего собственного слабого ума наставление. Обдумывают, фиксируют результаты работы в маршрутных листах |
Слайд 22-23 | Характеристика внутренней и внешней
политики Владимира Мономаха Обобщённая характеристика начала раздробленности на Руси. Задание 9. 1. Подумайте над тем, что мы с вами сегодня узнали и напишите своё мнение по следующим проблемам: 2. Какую угрозу несла раздробленность для Древнерусского государства? 3. Можно ли было её предотвратить? Если – да, то как? 4. Может ли такая ситуация повториться в наши дни? 5. Какую пользу могла принести русским землям раздробленность? |
Выполняют задания в маршрутном листе |
Слайд 24 | Инструктаж по д/з. Рефлексия | Располагают звездочки на “Звёздной радуге” |