Тип урока: урок-путешествие.
Цели:
Обучающие цели:
- Обобщить изученный материал по фразеологии.
- Формировать умения применять полученные знания на практике.
Развивающие цели:
- Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
- Развивать культуру речи учащихся.
Воспитывающие цели:
- Воспитывать умение работать в группах и самостоятельно.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.
Ход игры
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по Фразеологическому океану. Наша цель в этом путешествии – пересечь несколько островов, на которых нам предстоит выполнить задания. Если у нас все получится, мы сможем достичь Острова сокровищ и найти сундук с драгоценностями. Итак, отплываем! Презентация
Учитель: Первый остров, на который мы попадаем, называется «Остров ученых». Как вы помните, мы путешествуем с вами по Фразеологическому океану. Можете ли вы сказать мне, что такое фразеологизм?
Фразеологизм — устойчивое выражение, имеющее определённое лексическое значение. Смысл фразеологизма нельзя вывести из суммы значений входящих в него слов (как снег на голову = неожиданно).
Учитель: Приведите примеры известных вам фразеологизмов, объясните их значение: золотые руки, сесть в лужу, делать из мухи слона, заячья душа и т.д.
– А теперь приведите примеры свободных словосочетаний: заячья + лапка, золотое + кольцо, сесть + на диван.
Учащиеся приводят примеры фразеологических единиц; определяют их лексическое значение; сравнивают фразеологизм с обычным словосочетанием; доказывают, что фразеологизм – это целостная единица, которую мы используем в готовом виде.
Учитель: Ребята, давайте сравним слово опозориться и фразеологизм сесть в лужу. Какой вариант представляется вам более образным, ярким: «Вы, дорогой мой, опять сели в лужу» или «Вы, дорогой мой, опять опозорились».
– Как вы думаете, зачем нам нужны фразеологизмы? Почему мы не можем обойтись другой единицей – словом?
Ответ: Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, экспрессивной.
Учитель: Молодцы, ребята! Мы справились с первым заданием и можем отплывать к следующему острову. Но ваши усилия не были потрачены впустую. За каждое выполненное задание вам дается ключ – это слово, входящее в пословицу, которую вам нужно будет составить, чтобы открыть сундук с драгоценностями на «Острове сокровищ».
Записываем первое слово-ключ: ЖАЛЕЙ
Учитель: Ребята, следующий остров, к которому мы причаливаем – «Остров поэтов». Вам нужно будет помочь его жителям закончить стихотворные строки, вставляя подходящие фразеологизмы и определяя их значение.
-
Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.
О них обычно говорят: водой … (не разольёшь – очень дружны, близки, неразлучны) -
Мы исходили городок буквально вдоль и… (поперёк – во всех направлениях, везде)
И так устали мы в дороге, что еле… (волочили ноги – очень медленно ходить, обычно от усталости, слабости, болезни) -
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…(медвежью услугу – об услуге, которая приносит больше вреда, чем пользы) -
Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, кто…(по дрова – вразнобой, кто во что горазд)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши… (вянут – противно, невозможно слушать)
Учитель: Замечательно! Вы справились и с этим испытанием. В награду вы получаете еще одно слово – ключ. (ЗАВАРИЛ)
Учитель: Итак, ребята, мы приближаемся к «Острову писателей». На этом острове были найдены обрывки фраз из писем его жителей, но понять эти письма было невозможно. Вам поручается ответственное задание – дополнить фразеологизмы, которые содержались в этих письмах.
Учащиеся выходят к доске и дополняют фразеологизмы, объясняя их значение.
- Дрожит как…(осиновый лист – испытывает чувство страха, ощущая мелкую дрожь в теле)
- Стреляный… (воробей – много перенёсший, бывалый, опытный человек)
- Ни к селу, ни…(к городу – совершенно не к месту, некстати)
- Кататься как… (сыр в масле – жить в довольстве, в полном достатке)
- Белая…(ворона – человек, резко выделяющийся чем-либо среди окружающих)
Слово – ключ за выполненное задание – ТАК
Учитель: Мы отплаваем к следующему острову, отмеченному на нашей карте. На «Острове художников» живут необычные жители, они выражают свои мысли с помощью рисунков. У нас оказалось несколько таких рисунков. Давайте попробуем расшифровать фразеологические единицы, изображенные на них.
Работа с рисунками, на которых зашифрованы фразеологические единицы.
- На всех парусах (парах) – очень быстро, с максимальной скоростью.
- Наломать дров – наделать глупостей, грубых ошибок.
- (вместе) съесть пуд соли – прожить долгое время вместе, часто общаться, очень сдружиться. ПУД — устаревшая единица измерения массы русской системы мер. 1 пуд = 40 фунтам 1 пуд = 16,3804815 кг
- (работать) спустя рукава – делать что-то небрежно, кое-как.
- (на нем) нет лица – кто-либо страшно побледнел, осунулся, изменился в лице от боли, ужаса, волнения и т.д. вариант к картинке – Лицо потерять – утрачивать свою индивидуальность, свои отличительные черты.
Слово – ключ – КАШУ
Учитель: Наш корабль попал в небольшой шторм, чтобы выдержать, вам нужно назвать как можно больше фразеологизмов со словом вода.
- водой не разольешь – очень дружны, близки, неразлучны;
- как в воду опущенный – угнетенный, подавленный чем-л., удрученный;
- как две капли воды – очень похож на кого-л., что-л.;
- выйти сухим из воды – оставаться безнаказанным, избегать заслуженного наказания;
- вилами на воде писано – еще не известно, будет так или нет;
- как с гуся вода – 1.совершенно безразлично, никак не действует на кого-л., 2. легко, быстро исчезает, забывается что-л. кем-л.;
- тише воды, ниже травы -1.робкий, скромный, незаметный 2. робко, скромно, незаметно;
- толочь воду в ступе – занимаясь чем-либо бесполезным, напрасно тратить время;
- седьмая вода на киселе – человек, находящийся в крайне отдалённом родстве с кем-либо;
- набрать в рот воды – молчать;
- как в воду глядел – сбылось то, что предполагал;
- как в воду канул – бесследно исчез;
- водой (воды) не замутит – о том, кто ведёт себя скромно, тихо.
Учитель: Ребята! Благодаря вам наш корабль выбрался из шторма, и мы приближаемся к острову с очень интересным названием: «Остров актеров». Я хочу вам предложить на время почувствовать себя актёрами и актрисами. Один ученик должен выйти сюда, прочитать фразеологизм и попытаться изобразить его жестами и мимикой, а остальные ученики должны назвать этот фразеологизм.
С первым фразеологизмом работает учитель. Он демонстрирует, как выполняется задание (Предлагать руку и сердце). Далее учащиеся работают самостоятельно.
- Связывать руки;
- (работать) засучив рукава;
- Делать из мухи слона.
Ключ за выполненное задание – МАСЛА
Учитель: Ребята! Мы преодолели огромную часть пути, и вот, нам остался последний остров – это «Остров ошибок». Посмотрите внимательно на доску. На ней записаны предложения. Подумайте, все ли с ними в порядке.
Ученики читают фразеологизмы и исправляют в них ошибки.
- Язык не поднимается говорить об этом. (Язык не поворачивается – кто-либо не решается, боится, стесняется говорить о чем-то)
- Этот спортсмен мне в пятки дышит. (Наступать на пятки – син. Дышать в затылок – догонять, настигать кого – то).
- Принять хорошо гостей вовсе не означает до упаду накормить их. (До отвалу – до крайней сытости.
- Дирекция скрипя сердцем выпустила меня на сцену. (Скрепя сердце – с большой неохотой, принуждая себя вопреки желанию).
Ключ – частица НЕ
Учитель: Мы с вами выполнили столько заданий, побывали на различных островах и, наконец, достигли «Острова сокровищ». Но вы помните, чтобы открыть сундук с драгоценностями, нам необходимо составить пословицу из собранных нами слов-ключей.
Учащиеся составляют из слов-ключей пословицу, объясняют её смысл.
Жалей заварил так кашу масла не – заварил кашу, так не жалей масла.
Подведение итогов
Учитель: Ребята, вы сегодня совершили увлекательное путешествие по Фразеологическому океану. А какова была цель нашего путешествия?
Ответ: Добраться до Острова сокровищ и завладеть сундуком с драгоценностями.
Учитель: Всё верно. А что же собой представляют эти драгоценности?
Ответ: Это единицы нашего языка (фразеологизмы). Без фразеологических единиц наш язык был бы намного беднее. Поэтому они являются настоящими сокровищами для человека.
Учитель: Что вы узнали сегодня о фразеологизме?
– С какими новыми фразеологическими единицами вы познакомились?
– Большое спасибо, ребята, за наше плавание! До новых встреч! До новых путешествий!