Методическая характеристика темы: интеллектуальное развитие учащихся – неотъемлемая часть воспитательной работы. Сегодня перед учебными заведениями стоят новые задачи: не только дать ученику определенную сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но и научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Данное мероприятие направлено на развитие интеллектуальных умений воспитанниц, на рефлексию самосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию.
Мероприятие направлено на формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося. Формирование позитивного историко-географического образа Родины.
Использование современных педагогических технологий:
- технология воспитания с помощью аудиовизуальных технических средств;
- технология воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванов).
Цели:
- развивать познавательные способности учащихся, интерес к познанию окружающего мира; способствовать выработке таких качеств, как эрудиция, широта кругозора, любознательность;
- получение представлений о географическом разнообразии России;
- содействие формированию гордости за свою страну.
Задачи:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- воспитывать уважительное отношение к странам и народам мира.
Подготовительная работа: за две – три недели до проведения мероприятия, классному руководителю необходимо посещать уроки английского языка в обеих подгруппах для уточнения пройденного материала воспитанницами. При подготовке заданий необходимо проконсультироваться с преподавателями английского языка, работающими в классе.
Оборудование:
- карточки с заданиями;
- презентация (у автора);
- компьютер и интерактивная доска.
План классного часа
- Вводная дискуссия (введение в тему занятия).
- Обсуждение результатов (фокусировка на географическом и национальном многообразии нашей страны).
- Просмотр видеоролика «Моя страна - моя география» с последующей дискуссией.
- География путешествий класса (актуализация личного опыта путешествий воспитанниц по России).
- Презентация экскурсионных бюро (обмен опытом путешествий с одноклассницами).
- Дискуссия (понимание всего многообразия географии и культур нашей страны. Содействие формированию гражданской идентичности).
Ход занятия
I. Вводная дискуссия (5 мин.)
Воспитатель по очереди задает классу вопросы, называет варианты ответов и просит воспитанниц поднимать руки, если они согласны с одним из вариантов и ведет подсчет голосов.
Вопросы:
- Какова площадь территории РФ?
- 7 000 000 кв.км.
- 16 480 000 кв.км.
- 17 125 187 кв.км.
- Какова протяженность границы России?
- Более 30000 км
- Более 40000 км
- Более 50000 км
- Более 60000 км
- Сколько городов на территории РФ?
- Около 100
- Около 500
- Более 1000
II. Обсуждение результатов (10 мин.)
После того как получены результаты голосования, проводится короткое обсуждение.
Вопрос 1 – территория РФ на 2015 год – 17 125 187 кв.км. россия занимает первое место по площади в мире.
Вопрос 2 – протяженность границы России – 60 933 000 км., это полторы длины экватора нашей планеты.
Вопрос 3 – согласно всероссийской переписи в России 1100 городов. А сколько еще сел, деревень и поселков?
III. Просмотр видеоролика «моя страна – моя география» (10 мин., у автора)
Это видео о девочке, которая пришла в новый класс. Учительница предлагает тему урока «Как я провел лето». Девочка рассказывает про своего дедушку, про свой родной край, про особенности времяпрепровождения в этих краях. Ребята включаются в разговор, рассказывают о своих любимых местах отдыха на лето. После просмотра видеоролика воспитатель спрашивает у участников, кто из них на каникулах путешествовал по России, желающие рассказывают о своих путешествиях.
IV. География путешествий (15 мин.)
1. На стене висит карта России. Девочкам раздаются маленькие флажки. Инструкция: «Вспомните, где вы бывали на территории нашей страны. Есть ли у вас любимые места, куда бы вам хотелось пригласить своих друзей? Чем примечательно это место?
Каждый рассказывает про свое любимое место на территории России – название места и его главная особенность. Отмечает на карте это место стикером-флажком. По готовой карте делается вывод о том, как много в нашей стране мест для путешествий.
V. Экскурсионное бюро (40 мин.)
1. Класс делится на группы по 4-5 человек по признакам: «города РФ», «Деревни и поселки», «Отдых на природе». Каждая группа становится экскурсионным бюро. Команды придумывают название бюро.
2. Задача команды – за 20 мин. придумать экскурсию по тем местам, где бывали участники этой команды. При этом каждый из участников должен побывать в роли экскурсовода и рассказать о своем любимом месте.
3. Презентация от каждого экскурсионного бюро. После каждой презентации экскурсоводы приклеивают на Карту путешествий стикер с названием места.
4. По итогам презентации задача остальных команд на большом стикере написать то, чем запомнилось каждое место.
VI. Завершающая дискуссия.
Воспитатель: «Глядя на карту класса, расскажите, какое место вам больше всего запомнилось, понравилось. Как вам живется в самой большой стране мира? Чем различаются и чем похожи между собой разные места России? В каких городах России у вас есть друзья, родственники и т.д.? Где бы вы хотели побывать?»