Правильно определить образовательные ориентиры собственной педагогической деятельности, понять и принять современного ребенка может только педагог со сформированной позицией воспитателя. Именно он, верно, выстроит личностно-ориентированные подходы к развитию и воспитанию, создаст условия для реализации основных принципов ФГОС ДО, будет осваивать реальные эффективные инновационные педагогические технологии.
Понимая важность актуализации такого направления работы, нами были пересмотрены подходы к организации методического сопровождения в ДОО и начата реализация система: «Пять шагов к профессионализму» по непрерывному повышению квалификации педагогов как фактора развития личностно-профессиональной позиции воспитателя. Инновационный потенциал идеи определяется событийным подходом к осуществлению социально-профессионального партнерства с целью развития позиции педагога как воспитателя. Под событием профессионального роста педагога подразумевается момент реальности, в котором происходит профессионально развивающая встреча педагогических сообществ ориентированная на ценностное самоопределение педагога как воспитателя, где формируются навыки «культурных» форм взаимодействия с ребенком. Именно благодаря событийному подходу в сфере повышения квалификации зародились новые педагогические традиции в нашем дошкольном учреждении, а затем и в других учреждениях г. Орска: «Педагогическая мастерская коммуникативного развития дошкольников в период апробации ФГОС ДО» в рамках деятельности консультационного пункта konsultpunkt91.jimdo.com для старших воспитателей, учителей-логопедов, воспитателей города. <Рисунок 1>
Мероприятия событийного характера позволяют вовлечь педагога в различные формы совместной деятельности, которые являются важным условием развития личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя, так как дают каждому «возможность оказаться в ситуации соотнесения и тем самым отрефлексировать свою педагогическую позицию и сравнить ее с позицией коллег». [1] Навыки, полученные в процессе организации профессиональных событий, переносятся педагогами в организацию аналогичной деятельности в коллективе дошкольной образовательной организации, а затем в детской общности.
Система «Пять шагов к профессионализму» включает в себя пять этапов-шагов, каждый из которых предусматривает свои задачи, методы и формы работы с педагогами. <Рисунок 2>
В комплексе они обеспечивают позитивную динамику профессионального роста педагога.
Первый этап-шаг — основное содержание мотивационно-целевого этапа заключается в формировании у педагогов мотивационно-ценностного отношения к предстоящей профессиональной деятельности. Для этого мы организуем вебинары с авторами учебно-методических комплектов, участниками всероссийского и регионального экспериментов, разработчиками стандартов, деятелями науки и искусства и др. В результате у педагогов формируется мотивационная готовность к восприятию теоретического материала. <Рисунок 3>
Второй этап-шаг — теоретико-методологический. Он включает в себя аудиторную подготовку в рамках курсов повышения квалификации. На данном этапе целенаправленно рассматриваются вопросы психологии развития детских видов деятельности, выясняются способы поддержки инициативы, познавательных интересов ребенка, обсуждаются проблемы стимулирования и поддержки проявления любознательности, самостоятельности, ответственности. Именно эти качества отражены в целевых ориентирах стандарта на этапе завершения дошкольного возраста. <Рисунок 4>
Третий этап-шаг — учебно-практический. Наша задача — способствовать переосмыслению существующей образовательной практики. Поэтому практические занятия с педагогами принимают ярко выраженный обучающий характер, предусматривающий работу с программно-методической литературой, нормативными правовыми документами, наглядными пособиями, а также выполнение самостоятельных занятий. Дискуссии за круглым столом, мастер-классы, деловое общение с авторами учебно-методических комплектов, успешными воспитателями и их воспитанниками, выполнение учебно-исследовательских заданий — все эти формы стимулируют педагогов. Они начинают осознанно относиться к поставленной проблеме и практически готовы к предстоящей проектной деятельности.
Четвертый этап-шаг — проектировочно-обучающий. Он предполагает обучение педагогов проектированию методических разработок, проектов индивидуальных программ развития детей и др.
Завершающий пятый этап-шаг — профессионально-практический — предусматривает реализацию проекта в самостоятельной профессиональной деятельности. Это окончательная готовность педагогов к реализации нововведений, обобщению опыта работы.
Основными результатами функционирования системы «Пять шагов к профессионализму» по направлению «Развитие личностно-профессиональной позиции»: повышение квалификации педагогов и участие в конкурсном движении. <Рисунок 5>
Таким образом, событийный подход, использование системы непрерывного образования «Пять шагов к профессионализму» позволяют педагогам идти вперед в профессиональном и личностном росте, соответствовать современным требованиям: быть готовыми осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией, позволяющей обновлять и модернизировать образование детей дошкольного возраста.
[1] Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве//Педагогика. – 2000.- № 6 – с.35.
Рисунки в Приложении.