Урок проходит с использованием технологии развития критического мышления.
Цель данной образовательной технологи (по идее ее создателей) – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Структура данной педагогической технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Основа технологии — построение урока по определенному алгоритму: последовательности трех фаз — вызов, осмысление и рефлексия. Технология построена на рефлексии и одновременно обеспечивает ее развитие.
Первая стадия (фаза) урока — стадия вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Вторая стадия (фаза) — осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Третья стадия (фаза) — рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Стадия рефлексии дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации, является наиболее значимой для воспроизведения всего трехфазного цикла.
Тип: изучение нового материала.
Технология: развитие критического мышления.
Цели: развивать познавательную активность и самостоятельность обучающихся в процессе знакомства с новым материалом, развивать картографические навыки и умения анализировать и обобщать полученные знания.
Задачи:
- Познакомить с особенностями природы Индийского океана и причинами их обуславливающие.
- Развивать умения выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний, умение выделять главное, анализировать.
- Воспитание положительной мотивации учебной деятельности, формирование коммуникативных навыков при работе в группах; научного мировоззрения.
Планируемые результаты:
Предметные
- Назвать и показывать важнейшие географические объекты океана, районы добычи полезных ископаемых, виды хозяйственной деятельности человека;
- Объяснять особенности рельефа дна океана. Образование течений и их влияние на природу прилегающей суши, различия в природе отдельных частей океана
Метапредметные
- Регулятивные: владеть алгоритмом работы по образцу;
- Коммуникативные: организовывать и планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- Познавательные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, устанавливать аналогии, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Личностные
- ответственно относиться к учёбе, стремиться управлять процессом своей познавательной деятельности;
- познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира;
- проявлять целостный взгляд на окружающий мир.
Межпредметные связи: Биология
Оборудование:
- Игровые поля.
- Наборы карточек.
- Маркеры, магниты.
- Текст параграфов.
- Атласы
- Инструкции на стол.
- Интерактивная доска.
УМК
- Учебник. А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П.Дронов. «Земля и люди». 7 класс. – М.: Просвещение, 2011.
- «Сферы». География. Электронное приложение к учебнику 7 класс.
- «Сферы». География. Атлас. «Земля и люди» 7 класс.
Ресурсы урока: учебник с. 62-63; электронное приложение к учебнику, атлас с.25; контурные карты; Mimio, проектор.
Ход урока
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Организационный момент |
Проверяют готовность своего рабочего места |
Актуализация необходимых знаний |
|
Этот объект занимает 3 место среди себе подобных, площадь составляет 76,17 млн км2, в нем самые крутые склоны, самые теплые поверхностные и придонные водные массы. В его водах можно поймать рыб, которые считались вымершими десятки миллионов лет назад. О каком объекте идет речь? (Индийский океан) План урока?
|
Слушают, отвечают на вопросы.
По аналогии с изученными океанами назывют последовательность изучаемых вопросов
Тему урока записывают в тетрадь |
I фаза – Вызов |
|
Сообщает условия игры: – Каждая группа получает набор карточек. Выбирается ведущий, который перемешивает, раздаёт карточки. – Индивидуальная работа с карточками. Не советуясь ни с кем, каждый читает то, что написано на карточках, затем кладет каждую из них "лицом" вверх на то поле на листе, где, по его мнению, она должна находиться. Если вы считаете, что тезис действует ВСЕГДА, положите карточку на центральное поле. Если вы считаете, что это верно в большинстве случаев, положите ее на среднее поле – ИНОГДА. Положите ее на крайнее поле, если считаете, что действует запрет – на поле НИКОГДА – Групповая работа по обсуждению и перемещению карточек:
Фиксирует результат каждой группы на доске. |
Слушают задание
|
Раздает карточки Контролирует выполнение условий игры Фиксирует на доске результаты обсуждений |
Получают карточки с заданиями
|
II фаза – Реализация замысла (осмысление) |
|
Сообщает номера параграфов и страницы атласа, в которых нужно найти правильные ответы. Учебник с. 62-63, атлас Изменения фиксирует на доске. |
Выдача результатов работы групп. |
III фаза – Рефлексия (размышление) |
|
Обсуждает результаты, выслушивает и корректирует ответы. При необходимости объясняет материал. Результаты фиксирует на экране. |
Обсуждают с учителем результаты и спорные вопросы. Приводят доказательства из учебника или атласа. |
Вопросы 1. Индийский океан расположен большей частью в южном полушарии. |
1. Всегда |
2. Береговая линия Индийского океана слабо изрезана Приведите примеры объектов береговой линии |
2. Иногда |
3. В Индийском океане три срединно-океанических хребта
|
3. Всегда |
4. В Индийском океане нет глубоководных желобов Назовите самый известный вулкан |
4. Никогда |
5. Северная часть Индийского океана намного теплее, южной В какой части океана max, min t поверхностных вод? Почему? |
5. Всегда Max t – в С-В части, Персидском заливе (+35,6) и
Красном море(+32) Зависит от географической широты |
6. Максимальная соленость поверхностных вод Мирового океана 42 %0 в Красном море Назовите средние значения солености, min. Причины различий? |
6. Всегда |
7. В северной части Индийского океана течения меняют направления два раза в год Назовите причину этого явления |
7. Всегда – Действие муссонов. Летом дует Ю-З летний муссон, несущий с моря на сушу влажный экваториальный воздух. Зимой – С-В зимний муссон, несущий с континента сухой тропический воздух |
8. В Индийском океане обитают пингвины |
8. Всегда |
9. В Индийском океане распространены коралловые полипы Назовите районы распространения кораллов в Индийском океане |
9. Иногда |
10. Мангровые заросли не характерны для Индийского океана |
10. Никогда
|
11. Основной вид хозяйственной деятельности в Индийском океане – это вылов рыбы |
11. Иногда |
Подведение итогов игры, комментарий оценок |
|
Домашнее задание |
Параграф 20, с.62-63 – читать,
устно отвечать на вопросы |
Дополнительный материал: Интерактивное картографическое пособие |
|
Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить задание на тренажёре электронного приложения к учебнику, с.50, 51 |