Тип урока: Урока «открытия» нового знания.
Класс: 6.
Цели урока:
Обучающая:
- познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу.
Развивающие:
- формирование умения составлять дерево файловой системы;
- формирование умения отслеживать путь по файловой системе;
- развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.
Воспитательная:
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Планируемые образовательные результаты
- предметные – представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними;
- метапредметные – умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве;
- личностные – понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных.
Решаемые учебные задачи:
- дать представление о логических именах устройств внешней памяти;
- обобщить представления школьников о файлах и папках, правилах их именования; научить школьников записывать полное имя файла / каталога, путь к файлу / каталогу по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя;
- сформировать представление о файловых структурах; научить школьников строить графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации;
- расширить представления об операциях с файлами; познакомить школьников с возможностью использования маски для операций с файлами. Основные понятия, изучаемые на уроке: логическое имя устройства внешней памяти; файл; правила именования файлов; каталог; корневой каталог; файловая структура; путь к файлу; полное имя файла.
Оборудование: ПК; мультимедийный проектор и экран; рабочие тетради; листы с заданиями.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация имеющихся знаний
- Постановка цели и задачи урока
- Изучение нового материала
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление
- Физкультминутка
- Закрепление пройденного
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание
- Рефлексия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный этап | ||||||||||||||||||||||||||||
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания |
Эмоционально-психологический настрой на работу |
Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: Умение слушать Личностные: Умение выделять нравственный аспект поведения |
||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация имеющихся знаний | ||||||||||||||||||||||||||||
Вариант 1.
Вариант 2.
|
Выполняют задание на отдельных листочках |
Познавательные Поиск и выделение необходимой информации Регулятивные: Синтез информации, Целеполагание, Постановка цели учебной задачи Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Личностные: Смыслообразование |
||||||||||||||||||||||||||
III. Постановка цели и задачи урока | ||||||||||||||||||||||||||||
Вам уже известно, что в файлах на устройствах внешней памяти хранится все программное обеспечение компьютера и все данные. Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами. Работа с файлами на компьютере производится с помощью файловой системы, которая является частью операционной системы. На этом уроке мы рассмотрим, что такое файлы и файловые системы. |
Структурируют информацию, записывают тему урока. |
Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка
|
||||||||||||||||||||||||||
IV. Изучение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||
Демонстрирует ЭОР1 (список ЭОР – Приложение 4) Задает учащимся наводящие вопросы комментирует, направляет работу учащихся. Принцип хранения информации в ЭВМ и электронных устройствах такой, что информация, вне зависимости от ее вида может храниться сплошным потоком, а сохраняется во внешней памяти только в виде файла. Чтобы понять, что такое файл, рассмотрим следующий пример. Пример: Каждый из нас хотя бы один раз в жизни бывал на вокзале в камере хранения. – Как выглядит камера хранения? В ней стоят стеллажи с ячейками, каждая ячейка имеет строго свой номер, в которой можно оставлять вещи на хранение. Работник камеры хранения регистрирует в журнале данные пассажира и номер ячейки, которую он занял. В компьютере материальными носителями являются, магнитные диски, лазерные и т.д. Данные подобно вещам в камере хранения распределяются по свободным областям носителя. Проводя аналогию, можно сказать, что файл - это совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе. В информатике существует 2 определения файла. Определение 1. Файл – логическая единица хранения информации. Определение 2. Файл - это упорядоченная совокупность данных, хранимая во внешней памяти и занимаемая именованную область внешней памяти. В процессе обработки файл рассматривается как единое целое, которое имеет имя. Файловая система – функциональная часть операционной системы, которая отвечает за хранение данных на внешнем носителе и обмен данных между внешними носителями. Рассказ учителя о каталоге. Кластер – это минимальный адресуемый блок дисковой памяти для записи чтения данных на винчестере. Что такое имя файла? Любой объект обладает именем и характеризуется определёнными параметрами. Так, если в качестве объекта рассмотреть ребёнка, то его характеристиками могут являться: полное имя, возраст, рост и т.д. Полное имя ребёнка состоит из имени и фамилии. Имя ему дают родители. Фамилию для ребёнка не придумывают, она передаётся от родителей. Фамилия говорит о том, к какой семье он принадлежит, часто от фамилии можно судить о национальности человека. Файл, как и любой объект, тоже надо как-то назвать. Полное имя файла состоит из имени и тепа. Имя файла - имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании. В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более восьми букв латинского алфавита и цифр, а расширение состоит из трех латинских букв, например: proba.txt В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита и пробелов. Имя файла не может содержать запрещенные символы: /:*?"<>|. Типы файлов отражает тип и назначение характеризующихся данных. Подобно фамилии человека, по типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержаться: текст, графика, звук или программа. Вместо слова "тип" используют слово "расширение". Существуют международные соглашения, определяющие, какое обозначение типа принять в том или ином случае. Этот позволят легко ориентироваться среди разнообразных файлов.
Типы файловой системы. (Рассказ учителя о одноуровневых и многоуровневых файловых системах.) Для удобства поиска информации файлы объединяют в группы, называемые каталогами (DOS) или папками (Windows). Каталог (директория) - специальное место на диске, где регистрируются имена файлов и информация о них (размер, дата и время и последнего изменения и указание на начало размещения файла на диске). Можно провести аналогию с книгой:
Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом Одноуровневая Многоуровневая
Путь к файлу. Демонстрирует ЭОР2. Рассмотрение иерархической файловой системы. Графическое изображение файловой структуры называется древом. Работа с файлами (Приложение 1): основные операции с файлами, маска имени файла. |
Учащиеся участвуют, отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения.
Учащиеся записывают определения в тетрадь
Учащиеся записывают определение в тетрадь
Заполнение таблицы в рабочих тетрадях
Запись схемы в тетрадь
Учащиеся записывают в тетрадь |
Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Регулятивные: Выделение и осознание собственного опыта. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем Личностные: Ориентация в межличностных отношениях |
||||||||||||||||||||||||||
V. Усвоение новых знаний и первичное закрепление | ||||||||||||||||||||||||||||
Задача 1. Определение полного пути к файлу Задача 2. Определить полный путь удаленного файла Задача 3. Указать какое из указанных ниже имён файлов удовлетворяют маске ?ese*ie.?t* Задания выполняются совместно с учителем (Приложение 1) |
Учащиеся выполняют задания устно |
Познавательные: Анализ текста, выделение нужной информации. Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Коммуникативные: Выполнять поставленную учебную задачу; аргументировано, отстаивая свою точку зрения, учитывая позицию товарищей Личностные: Ориентация в межличностных отношениях |
||||||||||||||||||||||||||
VI. Физкультминутка | ||||||||||||||||||||||||||||
Услышав имя текстового файла – закройте глаза, звукового – откройте глаза: письмо.doc, проба. mp3, гимн. doc, лето.txt, музыка.wav, песня. mid, доклад. txt. Услышав имя папки – встаньте на правую ногу, имя файла – на левую ногу: Школа.ipg, Моя музыка, уроки, List.doc, 7 класс, leto.doc, мои документы, Иванов, завучи.doc |
Выполняют алгоритм - физкультминутку |
|
||||||||||||||||||||||||||
VII. Закрепление пройденного | ||||||||||||||||||||||||||||
1. Работа по карточкам (Приложение 2) 2. Практическая работа (Приложение 3)
|
Выполняют задание в тетради Учащиеся выполняют задания на компьютерах. |
Познавательные: Анализ и синтез объектов. Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, Интегрироваться в группу, Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности Личностные: Самоопределение, смыслообразование |
||||||||||||||||||||||||||
VIII. Подведение итогов урока | ||||||||||||||||||||||||||||
Что такое (определение):
Выставление оценок учащимся. |
Отвечают на вопросы учителя. |
Регулятивные: Соотносить свои действия с планируемыми результатами: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
||||||||||||||||||||||||||
IX. Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||
Составьте структуру управления школой с помощью вложенных папок. |
Учащиеся записывают домашнее задание |
Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности Коммуникативные: Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценки Личностные: Нравственно-этическая ориентация |
||||||||||||||||||||||||||
X. Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||
Продолжите фразы:
|
Делают выводы. |
Регулятивные: Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения |