Представленный конспект является авторской разработкой. Он построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
- Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
- Принцип психологической комфортности.
Существуют два типа связной речи: диалогическая (или диалог) и монологическая (монолог).
Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат ее в быту. При описании чего-либо, при повествовании или рассуждении о чем-либо используется монологическая форма речи. Отличие этой формы речи от диалогической определяется характером логической связи предложений внутри контекста.
Монолог сообщает о фактах действительности, а факты действительности всегда находятся во временной или причинно-следственной связи (отношениях) друг с другом. Временная связь может быть двоякой: факты действительности могут находиться в отношениях одновременности или последовательности.
Сообщение о фактах, существующих одновременно, называется описанием. Сообщение, в котором факты следуют один за другим, называются повествованием. Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях, называется рассуждением.
Диалог – разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Обучение речи в детском саду протекает в двух формах:
- В свободном речевом общении
- На специальных занятиях. Обучение диалогической, или разговорной, речи обычно происходит в форме беседы.
Беседа может быть неподготовленной, т.е. возникающей в свободном речевом повседневном общении и подготовленной, к которой детей готовят. Целью подготовленной беседы является обогащение словаря воспитанников.
Занятия по развитию диалогической связной речи проводятся методом разговора (беседы) и методом имитации. Указанные методы реализуются:
- Приемами подготовленной беседы (разговора)
- Приемами театрализации (имитации и пересказа)
В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому в этот период необходимо научить дошкольника связно и последовательно передавать увиденное, правильно произносить слова и фразы.
В качестве примера представляю конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Лев и лисица».
Цели:
- активизация словаря детей, уточнение и пополнение его новыми словами;
- развитие умения анализировать прочитанное, оценивать поведение и черты поведения героев сказок;
- развитие внимания, памяти и воображения;
- развитие грамматического строя речи: согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- приобщение детей к устному народному творчеству.
Оборудование: музыкальная шкатулка, игрушки (лев и лисичка), волшебная палочка (указка), магнитная доска, картинка с изображением лисы, цветные карандаши.
Ход занятия
Дети заходят в кабинет, садятся за стол. Логопед в руках держит музыкальную шкатулку, звучит музыка.
– Ребята, какая прекрасная музыка звучит! Пришло время сказки! Давайте откроем музыкальную шкатулку и посмотрим, что там внутри. (Открывают шкатулку и вынимают льва и лисичку). Ребята, сегодня я расскажу вам сказку про льва и лисичку. Рассказ логопеда.
Лев и лисица
Лисица предложила льву охотиться вместе. Лев подумал и согласился. Лисица стала рыскать по лесам и полям и выгонять добычу прямо на льва. Лев хватал зверя и делил добычу. Себе лев брал долю побольше, а лисе оставлял поменьше. Но и лев был сыт и лисица сыта.
Вскоре лисице стало обидно, что не поровну добыча делится. «Все делаю я одна: я и зверя выслеживаю, я и гоню его, а лев только готовое хватает», – думала лиса. Обиделась она и стала одна ходить на охоту. Добычи-то она находила много, да ловила мало, так и жила впроголодь.
Вопросы для обсуждения:
– Ребята, как вы понимаете: «лиса жила впроголодь»?
– Скажите мне, пожалуйста, как лев и лисица разделили обязанности во время охоты? Чем занималась лисица? Чем занимался лев?
– Если бы лев и лисица поменялись ролями (лев выслеживал бы зверя и выгонял его на лису, а лисица бы делила добычу), у них была бы удачная охота?
Вывод: в общем деле каждый из них занимался тем, что у него получалось лучше всего.
– Как лев делил добычу? Почему?
Вывод: добыча делилась правильно, так как льву и лисице нужно разное количество пищи.
– Давайте вспомним, как размышляла лиса, из-за чего она обиделась на льва?
Вывод: лиса преувеличила свои заслуги и уменьшила вклад льва в общее дело.
– Лисица решила, что справится одна, без льва. Каков оказался результат? Почему?
– Ребята, давайте пофантазируем, с кем бы мог охотиться лев, с кем его охота была бы удачной, а с кем – нет? Почему?
Предположения детей, обсуждение.
Упражнение с речевым сопровождением «Утро»:
Логопед подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него рукой или блестящей палочкой (указкой) со словами:
Вы сегодня не ребята,
Вы – веселые лисята!
Вика не ребенок,
Вика, ты – лисенок!
Костя не ребенок,
Костя, ты – лисенок!
(так проговариваются имена всех детей, присутствующих на занятии)
Все лисята сладко спят (дети закрывают глаза, опускают головы на сложенные руки)
И расслабленно сопят. (спокойно и глубоко дышат)
Солнце глянуло в окошко,
Все зажмурились немножко. (крепко зажмуривают глаза)
Эй, лисята, хватит спать, (широко открывают глаза)
Вам давно пора вставать! (встают со своих мест)
И лисята все проснулись,
Потянулись, улыбнулись. ( с напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке)
Лисята любят чистоту,
Умываться все идут. (шагают на месте)
Кран, откройся, (имитируют движения руки при открывании крана)
Нос, умойся, (поглаживающие движения)
Мойтесь сразу оба глаза, (круговые движения по векам)
Лоб и щеки, (разглаживают лоб от центра к вискам, растирают щеки)
Мойся, шейка, (растирают шею, поворачивая голову вправо-влево)
Ручки, мойтесь хорошенько! (растирают руки)
Ножки, мойтесь хорошенько! (поглаживающие движения)
Мойся спинка и животик, и, конечно, мойся ротик! (поглаживающие движения)
Мы немножко пошалили и к занятиям приступили! (садятся за столы)
– Ребята, в лесу живет много рыжих и пушистых… (лис, лисиц) (открывается картинка «Лиса»)
– Посчитаем лисиц от 1 до 5 и обратно:
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. И обратно: пять лис, четыре лисы и т.д.
– А теперь назовем лисицу ласково: лисичка.
– Посчитаем до 5 и обратно. Одна лисичка, две лисички и т.д.
– Ребята, давайте назовем части тела лисы. (Голова, тело, ноги, хвост и т.д.)
– А теперь давайте я буду называть части тела лисы, а вы будете называть их ласково: (ответы хором)
Голова – головка тело – тельце зубы – зубки
Морда – мордочка нос – носик шея – шейка
Лапы – лапки уши – ушки усы – усики
Хвост – хвостик глаза – глазки спина – спинка
– Задание на листе «Будь внимателен!» С. Гаврина, Н. Кутявина, И.Топоркова, С. Щербинина «Развиваем логику» 5-6 лет, стр. 18
Рассмотрите картинку, возьмите цветные карандаши и помогите лисичке найти всех зайчиков.
Итог занятия
Подведение итогов занятия, обсуждение.
– Ребята, возьмите листочки от игры «Будь внимателен!» с собой в группу и расскажите ребятам то, что вы узнали сегодня. А теперь я проведу своей волшебной палочкой: «Теперь вы не лисята, а веселые ребята!» и вы превратились опять в ребят!
Логопед благодарит детей за выполненные задания и отводит их в группу.