Решение логарифмических неравенств с постоянным основанием

Разделы: Математика


Цель деятельности учителя: Создать условия для повторения и углубления изученного ранее материала для применения в профильном уровне ЕГЭ по математике (задания №15).

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: задания для фронтальной и индивидуальной работы.

Ход урока

I этап. Актуализация опорных знаний учащихся. Совместная деятельность.

1. Проверка домашнего задания.

Ответить на вопросы по домашнему заданию.

2. Решение упражнений (коллективно, по желанию учащийся на доске, остальные в тетрадях)

Задание. Решите неравенство:

По виду логарифмируемых выражений предполагаем, что нужно поискать их общую часть, рассмотрим:

x4 - 4x3 + 4x2 = (x2 - 2x)2, значит такой двучлен будем выделять в других трехчленах.

6x2 - 12x - 9 = 6(x2 - 2x) - 9;

x2 - 2x - 8 = (x2 - 2x) - 8 (применили группировку).

Введем замену x2 - 2x = t, заданное неравенство примет вид:

Если х ∈ (0; 1), то log15 х< log25x , а log9(2- x) > log15(2-x), т.е. в левой части неравенства числитель положителен, а знаменатель отрицателен, значит дробь отрицательна и не превосходит log259.

Неравенство верно.

Если х ∈(1; 2), то log15x > log25x, а log9(2-x) < log15(2-x) и левая часть неравенства тоже неотрицательна, значит не превосходит log259. Неравенство тоже верно. Следовательно решением неравенства является ОДЗ.

Графическое объяснение решения:

Ответ: х ∈(0;1) ∪ (1;2).

Составим схему решения логарифмического неравенства вида

logaf(x)≥ logag(x):

если 0 < a < 1, то g(x) ≥ f(x) > 0 ;

если a > 1, то f(x) ≥ g(x).

II этап. Итог урока

Я понял… я смогу…

III этап. Домашнее задание

(с подробным решением)