Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с расцветом Древнерусского государства при Ярославе Мудром; способствовать формированию умения видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; слышать и слушать; содействовать воспитанию культуры поведения при работе в группах, культуры речи.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: оценивать свои и чужие поступки.
Предметные: познакомиться с внешней и внутренней политикой Ярослава Мудрого, раскрыть понятие «раннефеодальное государство».
Метапредметные (УУД):
- Познавательные: находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты); анализировать (выделять главное); определять понятия; обобщать, делать выводы; выделять причины и следствия; представлять информацию в разных формах (схема, таблица).
- Регулятивные: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
- Коммуникативные:умение работать в группах; излагать своё мнение, аргументируя его; создавать устные тексты; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс» М., Просвещение, 2014), компьютерная презентация Приложение 1, карточки с заданиями Приложение 3, аппликации для составления схем Приложение 5, карточки с именами князей и их деяниями, тексты с фрагментами из «Русской Правды» Приложение 4, карточки с понятиями урока, карточки с тестами Приложение 2.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
I. Оргмомент. | |||||||
Здравствуйте, ребята! Мы живем в замечательном городе, который стоит на реке Волге. Если плыть от него вверх по Волге, то мы достигнем города Ярославля. Как вы думаете, в честь кого назван Ярославль? Действительно, этот город основан в XI веке князем Ярославом и назван в его честь. Об этом князе пойдет речь на нашем уроке. (Слайд 1). Прочтите эпиграф к уроку: «Правление сына Владимира Крестителя великого князя Ярослава Мудрого историки связывают с расцветом Древнерусского государства». Из детской энциклопедии. (Слайд 2). Сформулируйте тему урока. (Слайд 3). |
Высказывают предположение, что город назван в честь древнерусского князя Ярослава.
Формулируют тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». |
||||||
II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы. | |||||||
Вы, наверное, заметили, что народ дает правителям разные прозвища, очень меткие. Давайте вспомним прозвища русских князей. Князю, о котором мы будем говорить сегодня, дали прозвище «Мудрый». Что означает слово «мудрый»? Значит, каким был Ярослав Мудрый? Выберите правильный ответ:
По законам Ярослава Мудрого государство не карало преступника, совершившего убийство. Отомстить убийце имели право родственники убитого. Если таковых не было, то преступник должен был выплатить государству штраф за убийство. На ваш взгляд, можно ли такой способ наказания убийцы считать справедливым и мудрым? Сравни свой вывод с названием урока – какое возникает противоречие? Какую проблему урока нам предстоит решить? – Какие будут у вас предположения? За что можно дать такое прозвище? – Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы? Какая информация нам может понадобиться? |
Вспоминают прозвища русских князей: Олег – Вещий, Игорь – Старый, Ольга – Святая, Владимир – Красное Солнышко. Ученик зачитывает определение из словаря Даля: МУДРЫЙ – основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный.
За что в те времена князя назвали Мудрым? Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная). |
||||||
III. Актуализация имеющихся знаний, составление плана решения учебной проблемы. | |||||||
Многие правители Руси прославились своими действиями. Чтобы понять, что сделал Ярослав, чтобы заслужить прозвище «Мудрый», мы должны вспомнить, что было сделано предшественниками мудрого князя. Задание: расположите имена князей в хронологической последовательности. (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир). Напротив каждого имени князя прикрепите карточку с его деяниями. Почему князь Владимир получил прозвище «Красное Солнышко»? В чем значение принятия христианства? Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы урока? |
Ученик выполняет задание на доске.
Расширил и укрепил границы Древнерусского государства, построил крепости от набегов степняков – кочевников, ввел христианство на Руси. Ученик дает развернутый ответ о значении принятия христианства. Ученики указывают, что для ответа на вопрос необходимо изучить общество Древнерусского государства. |
||||||
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Выражение решения проблемы. | |||||||
Рассказ учителя о междоусобице на Руси после смерти Владимира Красное Солнышко. Какие поступки Ярослава в годы усобицы можно назвать мудрыми? После победы Ярослав занялся укреплением государства. Проанализируем, что было сделано для этого. Задания группам. 1 группа анализирует управление государством при Ярославе Мудром. Задание: составить схему управления государством. Ответить на вопрос: почему князь и местная знать были вынуждены считаться с волей веча? Укрепилась ли княжеская власть при Ярославе Мудром? 2 группа анализирует внутреннюю политику Ярослава Мудрого. Задание: выпишите предложения, раскрывающие внутреннюю политику князя. За что Ярослав мог получить прозвище Мудрый? 3 и 4 группы анализируют внешнюю политику Ярослава Мудрого. Задание группе №3: составьте схему международных связей русского государства. Задание группе №4: выпишите предложения, раскрывающие внешнюю политику князя. За что Ярослав мог получить прозвище Мудрый? По результатам работы групп заполняется таблица «Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого». (Слайды 5-8). Теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока: За что в те времена князя назвали Мудрым? (Слайд 9). Что же собой представляло Древнерусское государство во времена правления Ярослава Мудрого? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к источнику. Перед нами отрывки из «Русской Правды» Ярослава. Что такое «Русская Правда»? Прочтем документ. Какие сведения о древнерусском обществе мы можем почерпнуть из этого источника? Вспомним курс истории Средних веков. Кто такой феодал? Что такое феод? Князья на Руси стали присваивать общинные и свободные земли, они стали первыми феодалами. Князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам, а также церкви. Наследственные земельные держания назывались вотчинами. Сделайте вывод: каким было Древнерусское государство? (Слайды 10-11). |
Выступил против Святополка, убившего Бориса и Глеба. Объединил силы с Мстиславом, т.е. не стал усугублять усобицу. Учащиеся работают в группах, анализируют разные источники информации, делают выводы и заполняют итоговую таблицу. Таблица «Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого».
С именем Ярослава Мудрого связан расцвет Древнерусского государства. При нем оно достигло наибольшего могущества, превратившись во влиятельную силу на Западе и Востоке. «Русская Правда» – это свод законов Древней Руси. Из «Русской Правды» мы узнаем, что в древнерусском обществе существовали разные категории населения, существовало неравенство, были такие виды преступлений, как кража, убийство, повреждение чужого имущества, существовала кровная месть. Феодал – владелец феода, феод – земельное владение, которое давалось за несение военной службы. Учащиеся делают вывод: Древнерусское государство было раннефеодальным, там складывались феодальные отношения, но сохранялись пережитки родового строя (община, кровная месть). |
||||||
V. Применение нового знания на практике. | |||||||
Задание. Проверьте, как вы усвоили материал урока. Выполните тест. (Слайд 12). |
Ученики выполняют задание, затем проверяют правильность выполнения, ставят себе отметки. |
||||||
VI. Домашнее задание. | |||||||
Учитель задает учащимся домашнее задание, дифференцируя его по степени сложности и объёму. Параграф 6, запомнить новые слова, даты (для всех учащихся). Написать рассказ «Суд во времена «Русской Правды» (по желанию). (Слайд 13). |
Учащиеся знакомятся с содержанием домашнего задания, так как при анализе могут выясниться затруднения, которые могут возникнуть при его выполнении.
|
||||||
VII. Рефлексия. | |||||||
Скажите, а достигли ли мы тех задач, которые поставили для себя в начале урока? Что узнали нового? Чему научились? Как вы можете оценить свою работу? Сумели самостоятельно выполнить задания? Какие были затруднения? Что понравилось в уроке? Всем спасибо за работу! |
Дают самооценку своей деятельности. |