Урок обучения грамоте на тему "Гласный звук [а], буквы А, а". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми нового знания по теме урока.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с гласным звуком [а] и способом его обозначения на письме с помощью букв А, а;
  • совершенствование умения выделять интонационно звуки в словах, кратко характеризовать качественные признаки звуков;
  • проводить звуковой анализ и строить модели слов;

развивающие:

  • развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память;
  • развивать учебно-научную речь учащихся;

воспитательные:

  • способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, воспитанию интереса к предмету.

Дидактические средства: учебник “Букварь” (авторы Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова); мультимедийная презентация; пеналы с фишками для обозначения звуков; карточки с буквами; карточки со словами: звуки, гласные, согласные; картинки: аист, шар, пчела, ананас, кран, астра, луна, видеоролик.

Ход урока

1 Организационный момент.

Презентация.

Слайд 2.

Учитель:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

2. Актуализация знаний.

Учитель: Вспомним, что мы знаем. (Помещает карточку со словом “звуки”) На какие 2 группы можно разделить все звуки?

ЗВУКИ

Дети: Все звуки можно разделить на гласные и согласные.

(Учитель помещает на доску карточки.)

ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Учитель: Какие звуки называются гласными? Какие согласными?

Игра “Хлопушки”

Учитель: Я буду произносить звуки, а вы хлопать, если услышите гласный звук.

Б, А, О, Л , К, У, И, Г, Ы

3. Определение темы урока.

Учитель: Отгадайте загадку.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит)

Слайд 3.

(1 картинка)

Учитель: Кто такой Айболит? Чем он знаменит? Кто придумал этого сказочного героя?

Дети:

- Это доктор, который лечит животных.

- Сказку о докторе Айболите написал Корней Чуковский.

Учитель: Почему у доктора такое необычное имя?

Дети: Животные, приходя к нему, кричали “Ай, болит!”

Учитель: А кто помнит самое большое приключение Айболита? Кому он помогал и где?

Дети: Он отправился в Африку помогать заболевшим зверям.

(После нажатия мышки появляется 2 картинка)

Слайд 4.

Учитель: Отгадайте ягоду.

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус!
И зовут его – (Арбуз)

Учитель: Родина этой ягоды – Южная Америка.

Учитель: Айболит, ай, Африка, арбуз, Америка. Что общего у этих слов?

Дети: Они начинаются со звука [а].

Учитель: Думаю, теперь вы можете определить тему нашего урока. Кто поможет ее сформулировать? Что мы будем сегодня изучать?

Дети: Звук и букву А.

3. Изучение нового материала.

а) Звук [а].

Фонетическая зарядка

Учитель: Что нужно говорить, когда доктор осматривает горло? (А – а – а) Как работают рот, зубы, язык?

Дети: Рот и зубы открыты, язык лежит спокойно. Воздух проходит свободно.

Учитель: Какой это звук?

Дети: Гласный, потому что его можно петь и тянуть.

Учитель: Назовите имена девочек, которые начинаются со звука [а]. (Аня, Анна, Анюта, Анастасия, Альбина, Алиса, Ангелина) Встаньте девочки, у кого имена начинаются со звука [а]. (Встают девочки, имена которых начинаются со звука [а].) Назовите имена мальчиков, которые начинаются со звука [а]. (Андрей, Антон, Арсений, Артём) Встаньте мальчики, у кого имена начинаются со звука [а]. (Встают мальчики, имена которых начинаются со звука [а].)

“Букварь” стр. 30. Работа с фишками Звуковой анализ слова “Алиса”.

Учитель: Назовите имя девочки, чтобы подходило к схеме.

Дети: Алиса.

Задания:

  1. “прочитать” слово “Алиса”, ведя указкой по звуковой схеме слова;
  2. “прочитать” слово, выделяя первый звук (А – а – алиса); назвать первый звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);
  3. “прочитать” слово так, чтобы отчётливо был слышен второй звук; назвать второй звук, дать характеристику и обозначить фишкой (согласный, т. к. нельзя петь и тянуть, мягкий, зелёная фишка);
  4. “прочитать” слово, чтобы отчётливо был слышен третий звук; назвать третий звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);
  5. “прочитать” слово так, чтобы отчётливо был слышен четвёртый звук; назвать четвёртый звук, дать характеристику и обозначить фишкой (согласный, т. к. нельзя петь и тянуть, твёрдый, синяя фишка);
  6. “прочитать” слово, чтобы отчётливо был слышен пятый звук; назвать пятый звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);

Схема на доске и на партах:

Учитель: Где мы слышим звук [а].

Дети: В начале слова и в конце.

Слайд 5.

Учитель: Назовите картинки.

Дети: Азбука, автомобиль, автобус, апельсин.

Учитель: Где находится звук?

Дети: В начале слова.

Игра “Где звук?”

На доске картинки: аист, шар, пчела, ананас, кран, астра, луна.

Дети по очереди выходят к доске, выбирают картинку, называют, выделяя звук [а], определяют место в слове и помещают картинку на доску так: верхняя строчка - [а] в начале слова, средняя строчка - [а] в середине, в нижнюю строчку - [а] в конце.

б) Буква “А”.

Учитель: Кто знает, какой буквой на письме обозначается звук [а]?

Дети: Буквой “А”.

Учитель: Послушайте про эту букву рассказ тётушки Совы.

Слайд 6. Видеоролик “Буква А”.

Физминутка.

Учитель: Выучим стихотворение о букве “А”.

А – начало алфавита (Руки по очереди ставят на пояс, а затем на плечи.) Тем она и знаменита. (Руки по очереди поднимают над головой, 2 хлопка над головой.) А узнать её легко: (Руки по очереди ставят на плечи, а затем на пояс.) Ноги ставит широко. (Ноги ставят на ширину плеч.)

Учитель: На что похожа буква “а”?

Слайд 7.

Дети:

- На гору.

- На шалаш.

- На телеграфные столбы.

Слайд 8.

Учитель: Познакомьтесь с прописной буквой А.

Учитель: Ребята, помогите разобраться. Зачем нам нужны два варианта записи буквы “а”: А большая – заглавная, а маленькая – строчная?

Дети: Некоторые слова пишутся с большой буквы, а есть слова, которые пишутся с маленькой буквы.

(Возвращаются к схеме слова “Алиса”)

Учитель: Молодцы! А кто знает имена людей с какой буквы пишутся?

Дети: Имена людей пишутся с большой – заглавной буквы.

(Учитель вызывает 2 ребят, раздаёт 2 буквы: А, а. Просит заменить гласные звуки [а] буквами в схеме слова “Алиса”. Вызванные ученики у доски, а остальные дети на месте убирают красные фишки и на их место ставят буквы А, а.)

На доске: А а

Учитель: Посмотрите на вторую букву “а” и определит после какого согласного пишется буква “а”.

(Дети высказывают мнения.)

Вывод. Буква “а” пишется после твёрдого согласного.

На доске:

4. Закрепление.

Игра “Живые звуки”

Вызываются 5 детей. Учитель называет ученика и “назначает” его тем или иным звуком, даёт карточку с этим звуком. Учитель даёт команды звукам, учащиеся выполняют.

Гласные шаг вперёд. Представьтесь. Подойдите ко мне.

- Согласные шаг вперёд. Представьтесь.

- Твёрдый согласный подойди ко мне, мягкий согласный подойди ко мне.

– Звуки встаньте на свои места.

Работа со скороговорками

Алёша Алине сигнал подаёт. Алина услышит – Алёшу найдёт.

(Дети произносят скороговорку сначала медленно, а затем быстрее.)

Самостоятельная работа

Звуковой анализ слова “луна”. Работа с фишками. Проверка по образцу.

Слайд 9. Схема слова “луна”

Учитель: Встаньте те дети, кто верно составил схему слова “луна”. (Дети встают.) Молодцы! Похвалите себя, похлопайте себе. Где находится звук?

Дети: В конце слова.

5. Рефлексия деятельности.

Слайд 10. (1 нажатие мышки)

Быстро пролетел урок,
Подведём быстрей итог!
Что узнали и познали,
Почему умней вы стали!?

Дети: Мы познакомились со звуком [а]. Узнали какой буквой обозначается звук. Выучили правила: буква “а” пишется после твёрдого согласного; имена пишутся с большой буквы.

Учитель: Что вам понравилось на уроке?

Дети:

- Мне понравилось составлять схемы слов.

- Мне понравилось играть в игру “Где звук?”

- Мне понравилось играть в игру “Хлопушки”.

- А мне в игру “Живые слова”.

Учитель: Значит, вам есть что рассказать родителям?

Дети: Да.

(2 нажатие мышки)

Учитель: Спасибо за урок. Вот вам корзина цветов.

(3 нажатие мышки)