Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми нового знания по теме урока.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с гласным звуком [а] и способом его обозначения на письме с помощью букв А, а;
- совершенствование умения выделять интонационно звуки в словах, кратко характеризовать качественные признаки звуков;
- проводить звуковой анализ и строить модели слов;
развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память;
- развивать учебно-научную речь учащихся;
воспитательные:
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, воспитанию интереса к предмету.
Дидактические средства: учебник “Букварь” (авторы Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова); мультимедийная презентация; пеналы с фишками для обозначения звуков; карточки с буквами; карточки со словами: звуки, гласные, согласные; картинки: аист, шар, пчела, ананас, кран, астра, луна, видеоролик.
Ход урока
1 Организационный момент.
Слайд 2.
Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
2. Актуализация знаний.
Учитель: Вспомним, что мы знаем. (Помещает карточку со словом “звуки”) На какие 2 группы можно разделить все звуки?
ЗВУКИ |
Дети: Все звуки можно разделить на гласные и согласные.
(Учитель помещает на доску карточки.)
ГЛАСНЫЕ | СОГЛАСНЫЕ |
Учитель: Какие звуки называются гласными? Какие согласными?
Игра “Хлопушки”Учитель: Я буду произносить звуки, а вы хлопать, если услышите гласный звук.
Б, А, О, Л , К, У, И, Г, Ы
3. Определение темы урока.
Учитель: Отгадайте загадку.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит)
Слайд 3.
(1 картинка)
Учитель: Кто такой Айболит? Чем он знаменит? Кто придумал этого сказочного героя?
Дети:
- Это доктор, который лечит животных.
- Сказку о докторе Айболите написал Корней Чуковский.
Учитель: Почему у доктора такое необычное имя?
Дети: Животные, приходя к нему, кричали “Ай, болит!”
Учитель: А кто помнит самое большое приключение Айболита? Кому он помогал и где?
Дети: Он отправился в Африку помогать заболевшим зверям.
(После нажатия мышки появляется 2 картинка)
Слайд 4.
Учитель: Отгадайте ягоду.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус!
И зовут его – (Арбуз)
Учитель: Родина этой ягоды – Южная Америка.
Учитель: Айболит, ай, Африка, арбуз, Америка. Что общего у этих слов?
Дети: Они начинаются со звука [а].
Учитель: Думаю, теперь вы можете определить тему нашего урока. Кто поможет ее сформулировать? Что мы будем сегодня изучать?
Дети: Звук и букву А.
3. Изучение нового материала.
а) Звук [а].
Фонетическая зарядка
Учитель: Что нужно говорить, когда доктор осматривает горло? (А – а – а) Как работают рот, зубы, язык?
Дети: Рот и зубы открыты, язык лежит спокойно. Воздух проходит свободно.
Учитель: Какой это звук?
Дети: Гласный, потому что его можно петь и тянуть.
Учитель: Назовите имена девочек, которые начинаются со звука [а]. (Аня, Анна, Анюта, Анастасия, Альбина, Алиса, Ангелина) Встаньте девочки, у кого имена начинаются со звука [а]. (Встают девочки, имена которых начинаются со звука [а].) Назовите имена мальчиков, которые начинаются со звука [а]. (Андрей, Антон, Арсений, Артём) Встаньте мальчики, у кого имена начинаются со звука [а]. (Встают мальчики, имена которых начинаются со звука [а].)
“Букварь” стр. 30. Работа с фишками Звуковой анализ слова “Алиса”.
Учитель: Назовите имя девочки, чтобы подходило к схеме.
Дети: Алиса.
Задания:
- “прочитать” слово “Алиса”, ведя указкой по звуковой схеме слова;
- “прочитать” слово, выделяя первый звук (А – а – алиса); назвать первый звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);
- “прочитать” слово так, чтобы отчётливо был слышен второй звук; назвать второй звук, дать характеристику и обозначить фишкой (согласный, т. к. нельзя петь и тянуть, мягкий, зелёная фишка);
- “прочитать” слово, чтобы отчётливо был слышен третий звук; назвать третий звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);
- “прочитать” слово так, чтобы отчётливо был слышен четвёртый звук; назвать четвёртый звук, дать характеристику и обозначить фишкой (согласный, т. к. нельзя петь и тянуть, твёрдый, синяя фишка);
- “прочитать” слово, чтобы отчётливо был слышен пятый звук; назвать пятый звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);
Схема на доске и на партах:
Учитель: Где мы слышим звук [а].
Дети: В начале слова и в конце.
Слайд 5.
Учитель: Назовите картинки.
Дети: Азбука, автомобиль, автобус, апельсин.
Учитель: Где находится звук?
Дети: В начале слова.
Игра “Где звук?”
На доске картинки: аист, шар, пчела, ананас, кран, астра, луна.
Дети по очереди выходят к доске, выбирают картинку, называют, выделяя звук [а], определяют место в слове и помещают картинку на доску так: верхняя строчка - [а] в начале слова, средняя строчка - [а] в середине, в нижнюю строчку - [а] в конце.
б) Буква “А”.
Учитель: Кто знает, какой буквой на письме обозначается звук [а]?
Дети: Буквой “А”.
Учитель: Послушайте про эту букву рассказ тётушки Совы.
Слайд 6. Видеоролик “Буква А”.
Физминутка.
Учитель: Выучим стихотворение о букве “А”.
А – начало алфавита (Руки по очереди ставят на пояс, а затем на плечи.) Тем она и знаменита. (Руки по очереди поднимают над головой, 2 хлопка над головой.) А узнать её легко: (Руки по очереди ставят на плечи, а затем на пояс.) Ноги ставит широко. (Ноги ставят на ширину плеч.)
Учитель: На что похожа буква “а”?
Слайд 7.
Дети:
- На гору.
- На шалаш.
- На телеграфные столбы.
Слайд 8.
Учитель: Познакомьтесь с прописной буквой А.
Учитель: Ребята, помогите разобраться. Зачем нам нужны два варианта записи буквы “а”: А большая – заглавная, а маленькая – строчная?
Дети: Некоторые слова пишутся с большой буквы, а есть слова, которые пишутся с маленькой буквы.
(Возвращаются к схеме слова “Алиса”)
Учитель: Молодцы! А кто знает имена людей с какой буквы пишутся?
Дети: Имена людей пишутся с большой – заглавной буквы.
(Учитель вызывает 2 ребят, раздаёт 2 буквы: А, а. Просит заменить гласные звуки [а] буквами в схеме слова “Алиса”. Вызванные ученики у доски, а остальные дети на месте убирают красные фишки и на их место ставят буквы А, а.)
На доске: А а
Учитель: Посмотрите на вторую букву “а” и определит после какого согласного пишется буква “а”.
(Дети высказывают мнения.)
Вывод. Буква “а” пишется после твёрдого согласного.
На доске:
4. Закрепление.
Игра “Живые звуки”Вызываются 5 детей. Учитель называет ученика и “назначает” его тем или иным звуком, даёт карточку с этим звуком. Учитель даёт команды звукам, учащиеся выполняют.
Гласные шаг вперёд. Представьтесь. Подойдите ко мне.
- Согласные шаг вперёд. Представьтесь.
- Твёрдый согласный подойди ко мне, мягкий согласный подойди ко мне.
– Звуки встаньте на свои места.
Работа со скороговорками
Алёша Алине сигнал подаёт. Алина услышит – Алёшу найдёт.
(Дети произносят скороговорку сначала медленно, а затем быстрее.)
Самостоятельная работа
Звуковой анализ слова “луна”. Работа с фишками. Проверка по образцу.
Слайд 9. Схема слова “луна”
Учитель: Встаньте те дети, кто верно составил схему слова “луна”. (Дети встают.) Молодцы! Похвалите себя, похлопайте себе. Где находится звук?
Дети: В конце слова.
5. Рефлексия деятельности.
Слайд 10. (1 нажатие мышки)
Быстро пролетел урок,
Подведём быстрей итог!
Что узнали и познали,
Почему умней вы стали!?
Дети: Мы познакомились со звуком [а]. Узнали какой буквой обозначается звук. Выучили правила: буква “а” пишется после твёрдого согласного; имена пишутся с большой буквы.
Учитель: Что вам понравилось на уроке?
Дети:
- Мне понравилось составлять схемы слов.
- Мне понравилось играть в игру “Где звук?”
- Мне понравилось играть в игру “Хлопушки”.
- А мне в игру “Живые слова”.
Учитель: Значит, вам есть что рассказать родителям?
Дети: Да.
(2 нажатие мышки)
Учитель: Спасибо за урок. Вот вам корзина цветов.
(3 нажатие мышки)