Цели:
- помочь учащимся разобраться в жизненных взглядах, убеждениях, потому что именно от убеждений зависят взаимоотношения с коллективом.
- помочь учащимся в личностном росте, самоопределении,
- развитие коммуникативных, творческих компетенций учащихся.
На доске заготовлены цитаты:
Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к
тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. Смысл жизни
имеет лишь жизнь, прожитая ради других .А.Эйнштейн
Ребята сидят в кругу
Слайд | Ход классного часа |
1 | Добрый день, дорогие ребята. Сегодня я, с
вашего позволения, буду вашим собеседником. Перед тем как обозначить тему нашего разговора, я прошу вас сделать следующее: каждому из вас выдан лист белой бумаги, и сейчас вы имеете право сделать с ним то, что посчитаете нужным: можете что-то на нем нарисовать, можете порвать, смять, исчеркать, запустить самолетик, подарить другу. Спасибо. А теперь представьте, что это была бы не бумага, а ваша жизнь. Вы бы также поступили с ней? |
2 | Подумайте над этим, а мы пока посмотрим
видео отрывок из фильма “Единожды солгав...”: Знаешь, я тут долго думал над одной вещью, мне кажется додумался. (А я пойму?) Уверен да, поймешь. Ты знаешь наша планета, она действительно для веселья оборудована плохо. И когда нас сочиняли, наши родители нас не спрашивали, хотим мы сюда, не хотим. А здесь по большей части грустно, так вот я вдруг понял, что единственное оправдание человеческой жизни – это помочь другому человеку. Помочь, чтобы он не так мучился. Вот все. Банально? (Нет, интересно). Благодарю за внимание. В чем главная идея этого видео? О чем говорит главный герой? |
4 Название классного часа | Спасибо. Итак, тема нашей беседы:
“Поговорим о смысле жизни. Кем быть, каким быть?” Мне хочется, чтобы после нашей сегодняшней встречи вы сделали свой первый шаг к постижению своего собственного смысла жизни. |
5 На доске нарисована гора | Если сравнивать жизнь человека с восхождением на гору, то цель и смысл жизни в том, что заставляет тебя подниматься на эту вершину и дает тебе силы... И я прошу вас подумать, что для вас смысл жизни, что вы понимаете под этим словосочетанием, в чем для вас смысл жизни? Я попрошу по возможности ответить каждого. (5 секунд думают, дальше передают друг другу сердце и называют, учитель записывает на горе) |
6 | Благодарю. А теперь я вас прошу обратить
внимание на 2 истории и 2 цитаты, которые висят в
нашем кабинете. Пару секунд обсудите в парах. Жизнь Тараса Бульбы и Остапа Бульбы? (Защита Отчизны) М.В.Ломоносова? (служение науке, просвещению России) Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. автор: Чехов Антон Павлович Человек может найти смысл в жизни, только посвятив себя обществу. автор: Эйнштейн Альберт Давайте подумаем, какой смысл в жизни находили для себя эти литературные герои? А Михаил Васильевич? А что хотел сказать Антон Павлович? А Альберт Эйнштейн? (записываем на гору) |
8 | Спасибо за вашу работу, а теперь
послушайте еще одну историю. Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко. Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася. Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его. Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери. Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени. Как вы думаете, какой смысл жизни был у маленького героя? (вписываем в гору) |
Давайте посмотрим на нашу гору, что у
нас получилось? (обвожу по классификации:
материальные ценности (в самом низу горы),
личностные ценности, социально-значимые
ценности (на вершине горы)) Посмотрите на верхушку нашей горы, что объединяет все эти смыслы жизни? (ответы учеников) Я бы даже сказала, эти цели объединяет деятельность, направленная на других – деятельностное добро. |
|
А в наше время смысл жизни может
заключаться в действии? Вы делаете добро? Хотели
бы вы сотворить добро целым классом? Или может
быть у вас уже есть такой опыт? (ответы ребят) Спасибо. Предлагаю вашему вниманию несколько социальных проектов, которые создали ваши ровесники: всем известный благотворительный марафон “Ты нам нужен”, а сейчас актуальны проекты, посвященные 70летию Великой Победы: (сайт профкома), многие проекты, которые создаются молодежью, раскручиваются через социальные сети и сегодня я предлагаю вам заняться этим же. |
|
Я предлагаю вам поделиться на группы в соответствии с цветом вашего бейджика. Я прошу вас создать на ватмане при помощи шаблона страничку Вконтакте для какой-либо акции или проекта, посвященного 70летию Победы. Главная ваша цель – это придумать саму суть проекта, но не менее важно будет и то, какое оформление вы выберете для странички, кого пригласите в друзья, какую музыку добавите, какие фотографии выберете, какие опросы создадите, как назовете группу. Хотелось бы, чтобы проект получился реальный для воплощения в жизнь вашей группой, вашим классом или целой школой. (в качестве раздатки: шаблон страницы ВК, картинки, фотографии, стихи, журналы, планшет с военной музыкой, ребятам разрешается пользоваться мобильными телефонами для работы с интернетом, подходить к учительскому компу; на столах фломастеры, ножницы. Во время работы играет мелодия) | |
Спасибо. Мы закончили работу. Давайте
посмотрим, что у вас получилось. Попросим одного
человека от группы выйти и представить нам
основную идею вашего проекта. (презентация
работ, вешаем на доску) Всем большое спасибо за работу. А результаты вы можете воплотить в жизнь внутри вашего класса или школы. |
|
Итак, чем же мы с вами сегодня
занимались? (ответы ребят) Одной из наших сегодняшних задач стала разработка проекта, доброго проекта. Нашей целью стало деятельностное добро – помнить о героях, чтить живых и не допустить повторения этой страшной беды. Ведь мы с вами уже сказали о том, что мир на земле – это важная составляющая нашей жизни. Как актуально это сейчас, когда на востоке наших соседей происходят страшные события. Даже дети отдавали свои жизни за мир, и нам нельзя забывать об этом страшном времени. Неужели этот мальчик Вася отдал свою жизнь для того, чтобы его потомки убивали друг друга и громили свою Родину хлеще фашистов. Только люди, которые не помнят своей истории могут допустить межнациональные розни, а тем более конфликт между одним народом. Может быть смысл жизни современных ребят, современной молодежи не допустить войны, а для этого надо помнить подвиг народа в ВОВ. |
|
Рефлексия. Наша работа подошла
к концу, я попрошу вас проанализировать нашу
гору. Оценить еще раз свои ответы. Вы
пересмотрели свое отношение к смыслу жизни?
Перед вами лежат огоньки, олицетворяющий ваш
смысл жизни, и я прошу вас зажечь свой огонек на
нашей горе, а самое главное зажгите огонек в себе,
огонек добра и света. (вешают огоньки) И возвращаясь к началу нашей беседы, к тому белому листу бумаги, с которым каждый из вас поступил по-разному. Сегодня я могу вам выдать новый лист, и вы уже сможете поступить с ним совсем иначе. Однако в реальности никто не подарит вам новую жизнь, она у вас одна, как с ней поступить решаете вы сами: порвать ли, скомкать ли, подарить себя другому или же сделать ее яркой и интересной при помощи, наполнить смыслом, чтобы она не казалась пустой и трудной чередой препятствий. Спасибо за нашу беседу, всего доброго. (пока дети уходят, играет музыка “Смысл жизни” Машина времени) |