Урок по теме "Упрощение выражений". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель:

  • Организовать деятельность обучающихся, направленную на:
  • Формирование понятия распределительного свойства умножения;
  • Развитие умения записывать и формулировать распределительное свойство умножения;
  • Развитие умения применять распределительное свойство для упрощения выражений.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия):

Личностные:

  • устойчивый познавательный интерес.

Регулятивные:

  • постановка целей и задач учебной деятельности;
  • умение вести поиск решения в проблемной ситуации;
  • умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные:

  • владение устной и письменной речью;
  • умение работать в паре.

Познавательные:

  • умение формулировать понятия, свойства, правила;
  • умение преобразовывать модели и схемы для решения поставленных задач.

Методы обучения: системно-деятельностный подход

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: проектор, презентация (Приложение 1), карточки к уроку, формулы (Приложение 2).

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация (3 мин) На слайде (Приложение 1): “Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь” М. Горький. Рассуждают по предложенной цитате.
2. Актуализация и пробное учебное действие (3 мин) - Ранее мы изучили свойства сложения, вычитания и умножения, я предлагаю, используя эти свойства решить устно заданные примеры наиболее удобным способом, назвать свойство, которое применяется в каждом примере (Приложение 1):

4*48*25 = 4800

169 – (34 + 69) = 169 – 69 – 34 = 66

(183 + 368) – 83 = 183 – 83 + 368 = 468

148*7 + 52*7 = (148+52)*7=1400

Учитель на доске вывешивает формулы после того, как соответствующее свойство названо учащимися (Приложение 2).

Устно решают примеры с комментированием, называют свойства.
3. Выявление места и причины затруднения (1 мин) В последнем примере возникло затруднение: дети не могут устно решить пример, учитель задает вопросы:

- Если бы вы решали пример по действиям, сколько действий нужно выполнить?

- Вы их можете выполнить устно?

 

 

- Нужно выполнить 3 действия.

- Нет, не можем. Можем выполнить в столбик, но это неудобный способ.

4. Целеполагание (1 мин) - Сформулируйте тему и цель нашего урока.

- Запишите в тетрадях тему нашего урока “Упрощение выражений”.

- Тема: “Упрощение выражений”.

- Цель: сформулировать свойство, которое позволит упрощать вычисления в подобных примерах, закрепить свойство при решении упражнений.

5. Открытие нового знания

(12 мин)

- Для того чтобы сформулировать новое свойство, предлагаю решить примеры в парах (Приложение 2):

1 парта: 168+120=288, 288

2 парта: 260 – 78=182, 182

3 парта: 184+92=276, 276

4 парта: 225 -50=175, 175

Первый вариант решает один пример, второй вариант – другой.
- Зачитайте, пожалуйста, ваши результаты.

- Каковы результаты первого и второго варианта? Какой вывод вы можете сделать?

- Подумайте в парах как сформулировать свойство, которое выполняется, и записать его с помощью букв, обсудите с партнером. Но сначала давайте вспомним правила работы в парах.

Пары зачитывают результаты.

- Вывод: результаты равны, значит, выражения, записанные у каждой пары на карточках равны.

- Соблюдать тишину, выслушать партнера, объяснить свою точку зрения, совместно прийти к выводу.

- Скажите, пожалуйста, что у вас получилось. Пары зачитывают полученные равенства, формулируют правила

ac + bc=(a + b)c

ac – bc=(a – b)c

- Как проверить, правильно ли вы догадались?

Вывешивает сформулированные формулы на доске.

- Итак, вы сами сейчас сформулировали распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания, которое позволяет упрощать числовые выражения и находить их значения более удобным способом.

- Сверить полученные формулы с учебником.

Сверяют, стр. 85 учебника.

Зачитывают правила.

Физкультминутка Если утверждение верно, то потянуться, если неверно, то присесть:  
Между буквенными множителями знак умножения не ставиться. +
Числовые выражения могут содержать буквы. -
0 можно поделить на 0. -
Если число поделить на единицу, то получится это же число. +
Чтобы число умножить на 100, нужно приписать к нему три нуля справа. -
Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель. +
6. Первичное закрепление (3 мин) - Давайте вернемся к примеру 148*7 + 52*7 = (148+52)*7=1400 (Приложение 1) Фронтально объясняют, как решить этот пример
7. Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин) Самостоятельная работа по решению заданий на применение нового свойств с самопроверкой № 560 а, б самостоятельно в тетрадях

Проверяют по слайду (Приложение 1)

8. Включение в систему знаний (8 мин)   № 563 а, в, д

№ 568 а, б

Двое учащихся с обратной стороны доски, проверка по слайду (Приложение 1)

Дополнительно: № 569.

9. Рефлексия учебной деятельности (3 мин) - Давайте вернемся к целям нашего урока. - Цель: сформулировать свойство, которое позволит упрощать вычисления в подобных примерах, закрепить свойство при решении упражнений.
- Вы сформулировали новое свойство? Какое? О чем гласит это свойство? - Сегодня на уроке мы сформулировали распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания.

Повторяют распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания.

- Вы закрепили новое свойство? - Мы закрепили новое свойство, решая примеры, упрощая выражения, решая уравнения.
- Цель урока достигнута? - Да, цель достигнута.
- Испытывали ли вы затруднения где-либо?

- Поставьте себе плюс за каждое верно выполненное задание и оцените свою работу.

Домашнее задание на выбор: № 610 в, г, № 611 в, г, или № 612, или № 614 а, б (Учебник Н.Я. Виленкин)

Анализируют свою деятельность; кто желает, высказывается вслух.

Оценивают свою работу.