Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель:
- Организовать деятельность обучающихся, направленную на:
- Формирование понятия распределительного свойства умножения;
- Развитие умения записывать и формулировать распределительное свойство умножения;
- Развитие умения применять распределительное свойство для упрощения выражений.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия):
Личностные:
- устойчивый познавательный интерес.
Регулятивные:
- постановка целей и задач учебной деятельности;
- умение вести поиск решения в проблемной ситуации;
- умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Коммуникативные:
- владение устной и письменной речью;
- умение работать в паре.
Познавательные:
- умение формулировать понятия, свойства, правила;
- умение преобразовывать модели и схемы для решения поставленных задач.
Методы обучения: системно-деятельностный подход
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: проектор, презентация (Приложение 1), карточки к уроку, формулы (Приложение 2).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация (3 мин) | На слайде (Приложение 1): “Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь” М. Горький. | Рассуждают по предложенной цитате. |
2. Актуализация и пробное учебное действие (3 мин) | - Ранее мы изучили свойства сложения,
вычитания и умножения, я предлагаю, используя эти
свойства решить устно заданные примеры наиболее
удобным способом, назвать свойство, которое
применяется в каждом примере (Приложение
1): 4*48*25 = 4800 169 – (34 + 69) = 169 – 69 – 34 = 66 (183 + 368) – 83 = 183 – 83 + 368 = 468 148*7 + 52*7 = (148+52)*7=1400 Учитель на доске вывешивает формулы после того, как соответствующее свойство названо учащимися (Приложение 2). |
Устно решают примеры с комментированием, называют свойства. |
3. Выявление места и причины затруднения (1 мин) | В последнем примере возникло
затруднение: дети не могут устно решить пример,
учитель задает вопросы: - Если бы вы решали пример по действиям, сколько действий нужно выполнить? - Вы их можете выполнить устно? |
- Нужно выполнить 3 действия. - Нет, не можем. Можем выполнить в столбик, но это неудобный способ. |
4. Целеполагание (1 мин) | - Сформулируйте тему и цель нашего
урока. - Запишите в тетрадях тему нашего урока “Упрощение выражений”. |
- Тема: “Упрощение выражений”. - Цель: сформулировать свойство, которое позволит упрощать вычисления в подобных примерах, закрепить свойство при решении упражнений. |
5. Открытие нового знания (12 мин) |
- Для того чтобы сформулировать новое
свойство, предлагаю решить примеры в парах
(Приложение 2): 1 парта: 168+120=288, 288 2 парта: 260 – 78=182, 182 3 парта: 184+92=276, 276 4 парта: 225 -50=175, 175 |
Первый вариант решает один пример, второй вариант – другой. |
- Зачитайте, пожалуйста, ваши
результаты. - Каковы результаты первого и второго варианта? Какой вывод вы можете сделать? - Подумайте в парах как сформулировать свойство, которое выполняется, и записать его с помощью букв, обсудите с партнером. Но сначала давайте вспомним правила работы в парах. |
Пары зачитывают результаты. - Вывод: результаты равны, значит, выражения, записанные у каждой пары на карточках равны. - Соблюдать тишину, выслушать партнера, объяснить свою точку зрения, совместно прийти к выводу. |
|
- Скажите, пожалуйста, что у вас получилось. | Пары зачитывают полученные равенства,
формулируют правила ac + bc=(a + b)c ac – bc=(a – b)c |
|
- Как проверить, правильно ли вы
догадались? Вывешивает сформулированные формулы на доске. - Итак, вы сами сейчас сформулировали распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания, которое позволяет упрощать числовые выражения и находить их значения более удобным способом. |
- Сверить полученные формулы с
учебником. Сверяют, стр. 85 учебника. Зачитывают правила. |
|
Физкультминутка | Если утверждение верно, то потянуться, если неверно, то присесть: | |
Между буквенными множителями знак умножения не ставиться. | + | |
Числовые выражения могут содержать буквы. | - | |
0 можно поделить на 0. | - | |
Если число поделить на единицу, то получится это же число. | + | |
Чтобы число умножить на 100, нужно приписать к нему три нуля справа. | - | |
Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель. | + | |
6. Первичное закрепление (3 мин) | - Давайте вернемся к примеру 148*7 + 52*7 = (148+52)*7=1400 (Приложение 1) | Фронтально объясняют, как решить этот пример |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин) | Самостоятельная работа по решению заданий на применение нового свойств с самопроверкой | № 560 а, б самостоятельно в тетрадях Проверяют по слайду (Приложение 1) |
8. Включение в систему знаний (8 мин) | № 563 а, в, д № 568 а, б Двое учащихся с обратной стороны доски, проверка по слайду (Приложение 1) Дополнительно: № 569. |
|
9. Рефлексия учебной деятельности (3 мин) | - Давайте вернемся к целям нашего урока. | - Цель: сформулировать свойство, которое позволит упрощать вычисления в подобных примерах, закрепить свойство при решении упражнений. |
- Вы сформулировали новое свойство? Какое? О чем гласит это свойство? | - Сегодня на уроке мы сформулировали
распределительное свойство умножения
относительно сложения и вычитания. Повторяют распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. |
|
- Вы закрепили новое свойство? | - Мы закрепили новое свойство, решая примеры, упрощая выражения, решая уравнения. | |
- Цель урока достигнута? | - Да, цель достигнута. | |
- Испытывали ли вы затруднения где-либо? - Поставьте себе плюс за каждое верно выполненное задание и оцените свою работу. Домашнее задание на выбор: № 610 в, г, № 611 в, г, или № 612, или № 614 а, б (Учебник Н.Я. Виленкин) |
Анализируют свою деятельность; кто
желает, высказывается вслух. Оценивают свою работу. |