Система нормативно-правового и программно-методического обеспечения внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС второго поколения

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Модернизация любой системы образования всегда выдвигает на первое место проблему обновления содержания, решая вопрос, чему и как обучать подрастающее поколение, общество тем самым реагирует на динамику происходящих в нем изменений.

В основных нормативных документах, определяющих государственную политику в сфере развития российского образования, проблема обновления содержания образования напрямую связана с модернизацией программно-методического обеспечения. В проекте Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей до 2020 года одним из важнейших условий является “развитие программно-методического обеспечения, разработка инновационных образовательных технологий, поддержка программ, направленных на выявление одаренных и мотивированных детей, и дальнейшее содействие в их совершенствовании”.

Учитывая современные тенденции развития образования, а также включение нашего учреждения в реализацию проекта “Система управления качеством реализации услуг в сфере дополнительного образования” мы определили миссию ЦДО “Алые паруса” как создание условий для достижения учащимися уровня социальной зрелости, способности к творческому и профессиональному самоопределению, и одновременно развития инновационного потенциала, как педагогов учреждения, так и педагогического сообщества округа, города и области в сфере обеспечения качества дополнительных образовательных услуг.

Моделью СМК в ЦДО была выбрана модель Всеобщего управления качеством, закрепленная в международных стандартах качества серии ISO 9001 или адаптированных национальных стандартах ГОСТ ISO 9001-2011 и базирующаяся принципах, соблюдение которых является наиболее важным в успешном построении СМК:

  • ориентация на потребителя;
  • лидерство руководителя;
  • вовлечение работников;
  • процессный подход;
  • системный подход к менеджменту;
  • постоянное улучшение;
  • принятие решений, основанное на фактах;
  • взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Одним из ведущих направлений деятельности ЦДО “Алые паруса” является оценка качества образовательных услуг по приоритетным направлениям программы развития, разработанной с учетом требования системы ISO 9001:2011: система программно-методического обеспечения, система воспитательной работы.

В рамках данного направления создана оптимизированная система нормативно-правового и программно-методического обеспечения внеурочной деятельности, отвечающего требованиям ФГОС второго поколения. Программно-методическое обеспечение представлено следующими документами:

  • политика в области качества;
  • руководство по качеству СМК организации;
  • программа развития организации;
  • документированные процедуры СМК организации;
  • образовательная программа организации;
  • дополнительные общеобразовательные программы различного уровня (объединение, комплекс объединений);
  • рабочие программы по предметам, курсам;
  • образовательно-методические комплексы;
  • учебно-дидактические комплексы;
  • проекты различного типа и вида.

Политика в области качества – это намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Из всего вышесказанного следует, что политика в области качества – это обязательный документ, который является частью СМК организации и разрабатывается высшим руководством.

На основе приоритетов, установленных в Политике качества ЦДО, было разработано Руководство по качеству – документ, описывающий ключевые процессы деятельности образовательного учреждения. В Руководстве по качеству были отражены такие принципы, как ориентация на требования потребителей, активное участие руководства в работе по улучшению качества деятельности центра и др.

Следующий документ - Программа развития учреждения, обеспечивает стратегическое и тактическое планирование развития и обеспечения качества дополнительного образования в УДО. Данный документ служит реализации долгосрочных масштабных целей. Программа предполагает, что развитие учреждения будет носить не локальный или модульный, а системный характер, что в образовательном процессе будет задействовано множество людей, представляющих различные структуры образовательного учреждения и ее внешних социальных партнеров. Программа развития определяет индивидуальность каждого учреждения дополнительного образования через содержание и объём образовательных услуг, технологию образовательного процесса, необходимые и достаточные условия, подчинённые комплексному воздействию на личность каждого обучающегося. Программа развития ЦДО “Алые паруса” “Самоопределение творческой личности в профессионально-ориентированной образовательной среде” разработана на 2014-2017 г.г. Основные задачи программы представлены на слайде. Данный документ незаменим для процесса самоидентификации учреждения.

Программа развития учреждения является реальным показателем способности к управлению содержанием социального заказа. Основное назначение программы развития учреждения – быть средством интеграции усилий отдельных людей, групп, объединений в интересах развития той системы, в которую они включены.

Дальнейшее программно-методическое обеспечение ЦДО “Алые паруса” представлено системой общеобразовательных программ и прилагаемых к ним методических и дидактических материалов, раскрывающих сущность, содержание, технологический аппарат данных программ.

Основная характеристика общеобразовательных программ дополнительного образования детей нового поколения состоит в том, что они не могут быть традиционными моделями передачи знаний, умений и навыков, а являются по сути педагогическими технологиями развития личности, формирующими механизм её самореализации. На данный момент в ЦДО реализуется 84 программы по 5 направленностям.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Таким образом, на основе общеобразовательной программы составляется рабочая программа предмета, курса.

Рабочая программа - совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом (педагогами) образовательного учреждения на основе учебного плана и примерных программ учебных курсов, рекомендованных Министерством образования РФ, авторских программ с учетом целей и задач основной образовательной программы образовательного учреждения и отражает пути реализации содержания учебного предмета.

При этом Рабочая программа может отличаться от вышеназванной программы не более чем на 20%.

К каждой общеобразовательной программе разрабатывается ОМК., который включает в себя: методические материалы (рекомендации, разработки, пособия и др.), позволяющие оптимальным образом организовать процесс реализации дополнительной общеобразовательной программы

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы может включать:

  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и.т.д.);
  • материалы (пособия) по проведению практических работ, постановке экспериментов, проектной деятельности и т.д.;
  • разработки тематических сценариев, конференций, конкурсов, соревнований и т.д.;

Контрольно-диагностический материал (анкеты, диагностика, тесты, методики, кроссворды, упражнения и т.д.).

Дидактические материалы -особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности учащихся (карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, и т.д.), в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед группой. Например, сборник упражнений -содержащий методический материал для обучения, упражнения, ситуации, задачи; рабочая тетрадь учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося.

Электронный образовательно-методический комплекс (ЭОМК) – это электронное издание, включающее в себя материалы образовательно-методического комплекса

Все разработанные документы СМК: руководство по качеству, документированные процедуры, общеобразовательные и рабочие программы были утверждены директором центра и введены в действие.

В процессе внедрения СМК важная роль отводится внутренней самооценке (внутренним аудитам) процессов и подразделений центра.

В ЦДО разработана и реализуется программа проведения аудитов и самооценки. В соответствии с планом проводятся аудиты отдельных подразделений и процессов на основе документированной процедуры “Внутренние аудиты”. По итогам проведенных аудитов предпринимаются корректирующие действия и намечаются мероприятия по улучшению.

Кроме того, регулярно проводится внутренний аудит качества учебных занятий, для осуществления которого в центре разработаны: контрольная инструкция, бланки аудита. Внутренний аудит учебных занятий осуществляется на основании графика, составляемого на каждый месяц. Результаты внутреннего аудита учебных занятий за месяц обсуждаются на заседаниях МО, полученные данные анализируются руководством ЦДО и на основании этого разрабатываются и реализуются корректирующие или предупреждающие мероприятия.

На наш взгляд, именно такая совокупность документов, программно-методического обеспечения образовательного процесса способна гарантировать постоянное улучшение и повышение качества дополнительных образовательных услуг, обеспечение максимально эффективного использования ресурсов образовательных организаций дополнительного образования.