Любой миг своего существования мы пребываем в эмоциональном состоянии. Оно существенно влияет на все наши мысли и действия. В зависимости от него мы видим или, наоборот, не замечаем чего-то. Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, т. е. насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Поэтому решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно при условии не только воздействия на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональные состояния. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой “сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания”. [3, 100 с.] К сожалению, дети младшего школьного возраста все чаще подвержены эмоциональным негативным состояниям. Причины разные – начало учебы, увлечение компьютерными играми, неблагополучная эмоциональная атмосфера в семье (эмоциональная глухота, излишняя деловитость и занятость родителей, разлука родителей с детьми по причине заработка денег в другом городе, равнодушие, завышенные и заниженные требования к ребёнку), синтетические красители в детских продуктах (газировка, конфеты и прочее).
В условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт “второго поколения” в системе музыкального образования особую значимость приобретают здоровьесберегающие проекты и технологии обучения музыке, направленные на приобщение детей к ценностям культуры, искусства, в частности к музыке, в том числе с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных проявлений у детей. Наиболее перспективная – это технология развития процессов восприятия музыки. Однако практика показывает, несмотря на широкое использование технологии развития процессов восприятия музыки в образовательном процессе, эмоционально неустойчивых детей в школе становится с каждым годом больше.
Несмотря на многообразие позиций в определении понятия “негативные эмоциональные состояния”, педагоги - исследователи, ученые (И.Ф.Гербарт, Г.В.Вундт, Г.Ланге, С.Шехтер, П.В.Симонов, Л.С.Выготский, Л.С.Славина) едины в своих мнениях, и указывают что эмоции - особый механизм отражения индивидом объективной реальности. “Эмоциональные негативные состояния - это целостная характеристика психической деятельности ребенка за определённый период времени, отличающаяся ощущением дискомфорта, неблагополучия, неудовольствия, ведущая к временному расстройству деятельности”. [6, 250] Самые распространённые эмоциональные негативные состояния младших школьников - агрессия, гипервозбудимость, гиперактивность, замкнутость, депрессия, скука, тревога, аффекты, одиночество, фрустрация. Проблему положительного и преобразующего влияния музыки на человека рассматривали в своих работах философы (Пифагор, Аристотель, Ж.Ж.Руссо), психологи и нейрофизиологи (Г.Гельмгольц, В.М.Бехтерев, Е.В.Назайкинский, А.Н.Леонтьев, В.И.Петрушин), педагоги и музыканты (Я.А.Коменский, К.Орф, Ш. Сузуки, Д.К.Кирнарская, Д.Б.Кабалевский).
Результаты современных исследований в области влияния музыки на ребенка дают почву для размышлений о необходимости более глубокого внедрения музыкального искусства в учебный процесс школы, в особенности - начальной. На сегодняшний день принципы работы по ФГОС – один из наиболее острых вопросов в педагогике искусства. Поэтому педагогика искусства, как область педагогической науки, находится в стадии становления и требует постоянного поиска, как теоретических обоснований, так и практического воплощения педагогических технологий, которые могут стать основой коррекционной работы эмоциональных негативных проявлений у детей младшего школьного возраста. Наиболее перспективная образовательная технология преподавания предмета “Музыка” в условиях работы по ФГОС – технология развития процессов восприятия. Восприятие – основа музыкального искусства во всех его проявлениях: и в творчестве, и в исполнении, и в слушании. Технология развития процессов восприятия пронизывает все виды музыкально - практической деятельности учащихся на уроках музыки (слушание, пение, размышления о музыке, инструментальное музицирование, музыкально – ритмические движения, имитация игры на воображаемом музыкальном инструменте, инсценировки сцен, импровизации, поиск ассоциаций и др.) [7] Опытно-практическую работу мы проводили в одной из школ города Мурома. В основу первичной диагностики легла методика “Уровень эмоциональных негативных состояний школьников (тест Филлипса)”. При обработке полученных данных выяснилось, что 12,5% (2 чел.) учащихся свойственен высокий уровень проявления эмоциональных негативных состояний, включение таких детей в жизнь школы приводит к сильной тревоге, они чувствуют переживания в ситуациях самораскрытия и публичной проверки знаний, наблюдается сниженный эмоциональный фон отношения со взрослыми и детьми в школе. 50% (8 человек) имеют средний уровень проявления эмоциональных негативных состояний, различные формы включения в жизнь школы не приводят к повышению тревожности, но в ситуациях, связанных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей, публичной проверки знаний характерны негативные эмоциональные переживания. Эмоциональных негативных состояний не выявлено или низкий уровень проявления эмоциональных негативных состояний был определён у 37,5% третьеклассников, то есть ко всем формам школьной жизни дети относятся спокойно. Таким образом, по результатам диагностики, можно говорить о том, что уровень проявления эмоциональных негативных состояний 3 класса достаточно высок. Педагогическая работа по коррекции эмоциональных негативных состояний учащихся состояла из следующих этапов: беседа с психологом школы, с родителями, с классным руководителем, индивидуальные беседы, организация и проведение уроков музыки, в основе которых лежит технология развития процессов восприятия на следующие темы: “Кантата “Александр Невский”, “Родина моя! Русская Земля!”, “Да будет во веки веков сильна”, “Настрою гусли на старинный лад”, “Виват, Россия!”, “Прощание с Масленицей”, “Балет “Спящая красавица”. В процессе проведения уроков мы с детьми выявляли жанровые признаки музыки кантаты С.С.Прокофьева “Александр Невский”, признаки стиля (народная – композиторская на примере музыки из оперы Н.А.Римского - Корсакова “Снегурочка” и “Садко”, старинная – современная на примере старинных солдатских песен и музыки современного мюзикла А. Рыбникова “Волк и семеро козлят”), следили за развитием интонации в опере М.И.Глинки “Иван Сусанин”, формировали словарь эмоциональных переживаний. Самым ярким уроком, в котором была намечена положительная динамика по коррекции эмоциональных негативных состояний детей 3 класса, был урок на тему “Музыка великого праздника Рождество Христово”. Ребята принимали активное участие в беседе, слушали музыку С.В.Рахманинова “Богородице Дево, радуйся”, познакомились с Рождественским гимном “Тихая ночь” и принимали участие в разыгрывании колядки “Пойдем вместе в Вифлеем”. После урока у детей заметно изменилось эмоциональное состояние, они стали спокойнее, сдержаннее. Мы думаем, что в этом большую роль сыграла православная тема урока музыки.
С целью обнаружения положительной динамики в процессе коррекции эмоциональных негативных состояний детей 3 класса была проведена итоговая диагностика, используемая на первом диагностическом этапе с той же методикой отслеживания. Результаты диагностики показали, что высокий уровень проявления эмоциональных негативных состояний не выявлен ни у одного ребёнка. 44% (7 человек) детей показали средний уровень проявления эмоциональных негативных состояний – общее эмоциональное состояние детей оптимальное, различные формы включения в жизнь школы не приводит к повышению тревожности, но в ситуациях, связанных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей, публичной проверки знаний, достижений, возможностей, характерны эмоциональные негативные переживания.
Мы предполагаем, что детям этого уровня не хватает уверенности в себе и более ответственного подхода к учёбе. Эмоциональные негативные состояния не свойственны или низкий уровень проявления эмоциональных негативных состояний был определён у 56% (9 человек) третьеклассников, то есть общее эмоциональное состояние благополучное, ко всем формам школьной жизни дети относятся спокойно. Таким образом, общий фон 3 класса по уровню эмоциональных негативных состояний, можно рассматривать как благополучный. Организация уроков музыки с включением в них технологии развития процессов восприятия показала положительную динамику.
Итак, коррекция эмоциональных негативных состояний у детей младшего школьного возраста – актуальное направление образовательно - воспитательного процесса в условиях перехода на ФГОС, которое требует постоянного изучения и повышения квалификации педагогических кадров.
Литература
1. Абдуллин Э. Б. Методологическая культура педагога-музыканта: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др.; Под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 272 с.
2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении/ Б. В. Асафьев, 1997. - 45с.
3. Бехтерев В. М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его детства / В. М. Бехтерев// Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. - М. - Воронеж, 1997. - 416 с.
4. Дорошенко С. И. “Струны общности” в современном художественно - образовательном пространстве/ С. И. Дорошенко, Л. Н. Высоцкая, Г. А. Рудецкая; М.: Издательский центр “ ВлГУ”, 2013.
5. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков/ А. И. Захаров. - М. - Л, 1988. - 404 с.
6. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь/ Л. А. Карпенко; Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
7. Сергеева Г.П. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. 1-4 кл. / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. – М., 2012.
8. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников/ О. В. Хухлаева. - М., 2003. - 213 с.
9. Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе: Учеб.пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; Под ред. Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр “Академия”, 2001. - 232 с.
10. Школяр Л.В. Музыкальное образование: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Л.В. Школяр, Л.Л. Алексеева и др.; науч. рук.проекта Л.В. Школяр. – М.: ООО “Русское слово – учебник”, 2014. – 582 с.
11. Влияние музыки на организм человека// Сайт www.russiapost.su/archives/5152?.ru (дата обращения 10.04.2014)
12. Об актуальности использования музыки при обучении детей // Сайт www.yugzone.ru/brainmusic/music-math.htm.ru (дата обращения 10.04.2014)
13. Современные педагогические технологии в музыкальной школе// Сайт www.pavlikovskaya.ru›mttod/konf/konf02.html.ru (дата обращения 10.04.2014)