В документах ФГОС подчеркивается, что “планируемые результаты должны обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки” достижений учащихся.
Для осуществления такой связи необходима конкретизация результатов применительно к содержанию предметных курсов, а также с учетом возраста учащихся.
Планируемые результаты определяются в соответствии с концептуальными положениями Стандарта. Среди таких положений системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный подходы.
Системно-деятельностный и компетентностный подходы в данном случае выражаются в том, что сами результаты характеризуют систему действий школьников с учебным материалом, способность применять знания и умения для решения учебных и учебно-практических задач; в них находят отражение как собственно познавательные, так и регулятивные, коммуникативные и личностно-мотивированные действия, а, следовательно, рассматриваются личностные, метапредметные, предметные результаты; учитывается динамика и перспективы развития школьников по мере их продвижения по ступеням обучения.
В соответствии с дифференцированным подходом выделяются разноуровневые результаты освоения знаний, умений и навыков:
1) на базовом, опорном уровне (выпускник научится)
2) на углубленном уровне, с элементами подготовки к дальнейшему изучению предмета (выпускник получит возможность научиться)
Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями- личностными, регулятивными, коммуникативными, познавательными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями ФГОС в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, служащий основой, опорой для последующего обучения и подлежащий освоению всеми учащимися.
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения.
Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных с учебным материалом, и, прежде всего, с опорным учебным материалом.
Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие классы учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Обобщенные классы учебно-познавательных и учебно-практических задач:
1. Задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;
2. Задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса, интеграции знаний;
3. Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем;
4. Учебно-практические задачи ,направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества; навыка коммуникации; навыка саморегуляции и самоорганизации; навыка рефлексии;
5. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок;
6. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ИКТ компетентности обучающихся;
В соответствии с реализуемой Стандартом деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития это позволяет:
- определять динамическую картину развития обучающихся;
- поощрять продвижение обучающихся;
- выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
В структуре планируемых результатов выделяются:
1. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования. Этот блок результатов отражает такие общие цели образования ,как формирование ценностно-смысловых установок. Развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов.
К общим предметным результатам изучения истории в 5-9 классах относятся:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа;
- умения изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
2. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоках “Выпускник научится” и “Выпускник получит возможность научиться”.
Приведу пример из раздела “История Древнего мира”-
Выпускник научится:
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов;
- использовать историческую ;
- применять знание фактов для характеристики ключевых событий и явлений древней истории;
- проводить поиск информации;
- описывать условия существования, основные занятия, и т.д;
- раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ, религиозных верований;
- объяснять назначение и художественные достоинства памятников, сооружений, предметов быта и искусства;
- давать оценку событиям и личностям;
Выпускник получит возможность научиться:
- давать характеристику общественного строя древних государств;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них черты сходства и различия;
- видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Значительное место в характеристике планируемых результатов занимают умения школьников. Они рассматриваются как:
- маркер, показывающий, какое операциональное содержание предполагает данный результат;
- связующая категория между планируемым результатом и видами заданий, с помощью которых он может быть достигнут.
Умения, относящиеся к основным планируемым результатам:
Планируемые результаты | Умение |
Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий | 1)устанавливать место исторического события на ленте времени; 2) объяснять последовательность событий (раньше, позже); 3) устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию, времени до н.э и н.э. |
Применять знание фактов для характеристики исторической эпохи, ее ключевых событий | 1) указывать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; 2) группировать, систематизировать факты по заданному признаку |
Использовать историческую карту как источник информации | 1) находить и показывать на исторической карте природные и социальные объекты, используя систему условных обозначений; 2) прослеживать маршруты передвижения людей в древности, используя информацию карты и учебника |
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира | 1) находить в тексте ключевые слова, имена, названия, даты; 2) находить в изображении ключевые знаки, символы, образы; 3) определять смысл высказывания, изображения |
Описывать условия существования, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории | 1) осуществлять отбор необходимой информации из текстов и иллюстраций учебника; 2) составлять последовательное описание, рассказ (на основе плана) |
Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории | 1) излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; 2) высказывать свои оценочные суждения |
Объяснять, в чем заключается назначение и художественные достоинства памятников древней культуры | 1) объяснять, в чем заключалось назначение памятника, предмета; 2) выделять основные конструктивные и художественные элементы; 3) раскрывать, чем определялась ценность памятника, произведения для общества, в котором он создавался |
Раскрывать существенные черты форм государственного устройства древних обществ; положения основных групп населения; религиозных верований людей в древности | 1) выделять главные признаки исторических явлений, событий; 2) иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами |
Пример составления заданий, способствующих достижению планируемых результатов:
Планируемый результат: определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов.
Умения: устанавливать место события на линии времени; объяснять их последовательность.
Задание базового уровня: Разместите на линии времени события связанные с созданием империи Александра Македонского.
Задание повышенного уровня: Укажите, какое из названных событий произошло позже остальных: 1) Завоевание Цезарем Галлии; 2) падение Рима; 3) распад державы Александра Македонского.