Интегрированный урок (география + математика) "Путешествие по озеру Байкал"

Разделы: Математика, География


Цель: Развивать умения решать и составлять задачи по статистическим данным.

Задачи:

  • Систематизация знаний учащихся о Байкале.
  • Формирование умений решать информационные задачи.
  • Воспитывать бережное отношение к природе озера Байкал, как к участку Всемирного наследия.

Урок-путешествие.

Ход урока

Орг. момент: класс разделён на три группы.

Оборудование: фрагменты видео фильмов “В зазеркалье Байкала”, “Шоу дрессированных нерп”, мультимедиа проектор.

Добрый день! Добрый день, всем участникам информационного путешествия!

- Сегодня на уроке мы совершим информационное путешествие по озеру Байкал.

- Как вы думаете, а зачем люди путешествуют?

Работать во время путешествия вы будете в группах, сегодня действует накопительная система для получения отметок за урок. В ходе путешествия вы будете зарабатывать буквы, чем больше букв, тем лучше оценка, а буквы пригодятся вам в конце путешествия.

Мотивационный этап:

- Мне бы хотелось прочитать вам со стихотворение Игоря Северянина.

Я с детства мечтал о Байкале,
И вот – я увидел  Байкал.
Мы плыли. и гребни мелькали,
И кедры смотрели со скал.
Я множество разных историй
И песен тогда вспоминал
Про это озерное море,
Про этот священный Байкал.
От пристани к пристани плыли.
Был вечер.
Был холод.
Был май.
Был поезд, и мы укатили
В том поезде в синий Китай.
Как часто душа иссякала
В желанье вернуться опять.
Я так и  не знаю Байкала –
Увидеть, не значит узнать. 

-А знаете ли вы, что с 1996 года озеро Байкал является участком Мирового наследия, также как долина гейзеров на Камчатке и девственные леса Карелии.

-Вместе с нами будет путешествовать прославленная группа учёных, из океанографического института Монако, команда Ж.И. Кусто, к сожалению сам Ж.И. Кусто не дожил до этого путешествия, но его дело продолжается. Минуточку внимания на экран. Просмотр фрагмента фильма “В зазеркалье Байкала”.- 2 мин. Весь филь при желании вы сможете самостоятельно посмотреть, он есть в сети Интернет.

Актуализация знаний о Байкале:

- Я думаю, что этот небольшой фрагмент помог вспомнить вам, всё, что вы уже знаете о Байкале, и я предлагаю вам в качестве интеллектуальной разминки провести игру –“Ты мне, я тебе”. Команды задают вопросы друг другу. У каждой команды на столе лежит список из 10 вопросов. Каждая команда должна определить, какие именно задать три вопроса для других команд, но ответы на три вопроса они должны знать сами (самооценка и оценка других команд).

Вопросы командам

1.Что такое Байкал?

2.Что такое лимнология?

3. Вода при нуле градусов Цельсия?

4.Сколько лет Байкалу?

5.Почему озеро Байкал считают моделью океана?

6. По какой величине Байкал занимает первое место среди озёр Мира?

7. Что такое ссоры?

8. Какие горы (хребты) не окружают Байкал?

9. Какой из перечисленных учёных не является байкаловедом?

10.Какие из подводных обитаемых аппаратов использованы на Байкале?

11.Что такое бентос?

12.Где живут губки?

13.Кого можно отнести к планктону?

14.Какая рыба является эндемиком Байкала?

15. Какая река не впадает в Байкал?

16.Непра – кто она?

17.Что не ест нерпа в Байкале?

18.Как называется детёныш нерпы?

19.Кто такие ручейники?

20.Какая рыба не является эндемичным байкальским видом?

21.Каких видов хариусов не бывает?

22.Какая рыба – великан живёт 50-60 лет, достигает 100-130 кг веса, малочисленна и занесена в “Красную книгу редких и исчезающих видов”?

23.К каким животным относятся рыбы?

24.Чем дышат рыбы?

25.Как узнать, сколько рыбе лет?

26.Какая из байкальских рыб является живородящей?

27.Где зимуют рыбы?

28.Все рыбы живут дружными стайками, а какая рыбка в Байкале плавает одна?

29. В какой период окраска у рыб наиболее яркая?

30. Что помогает рыбе нырять и плавать?

Ориентировочный этап

Наше путешествие продолжается, и у нас на пути встретились первые станции. (оформление на доске, название станций: вопросов и ответов, среднего арифметического, процентная, неравенственная, глубинная, подумай и придумай). Каждая команда получила путевые листы, в них отмечены названия станций и задания, которые надо выполнить на черновиках. На выполнение заданий я даю время, для максимального использования времени советую в командах поделиться на микро группы или пары. После решения всех задач каждая команда должна представить нам свой результат. За каждый правильный ответ вы получите одну букву, в конце путешествия из заработанных букв представители всех команд соберут зашифрованное послание.

После напряжённой работы – “ Привал”, вам передаёт привет дрессированная байкальская нерпа.(видеофрагмент).

Подведение итога, рефлексия

Каждая команда получила карточки с буквами, из которых они составляют предложение.

“Ура! Путешествие удалось”

Это моё личное мнение, а кто для себя открыл, что- то новое, для кого это путешествие удалось? – беседа.

Каждый путешественник должен оставить свой отзыв.

  • Для меня путешествие удалось - потому, что я открыл для себя_______________________________
  • Для меня путешествие не удалось – потому, что_______________________
  • Если бы я был учителем, что бы я добавил или убрал __________________

Дополнительный материал к уроку в приложении №1.