Цель урока:
- Предметные: формирование у учащихся умений применять математические модели к решению задач по физике; научить учащихся решать задачи графическим методом. научиться “читать” графики v = v(t), S = S(t) прямолинейного равномерного движения; определить алгоритм решения графических задач по теме “Прямолинейное равномерное движение”; сформировать умение моделирования условия задач; составления плана решения задач; умения осуществлять запись решения, используя метод варьирования;
- Метапредметные: развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы, умение работать в паре, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника
- Личностные: понимать единство естественнонаучных знаний для решения практических задач.
Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Класс: 7
Методы обучения: объяснение нового материала и закрепление знаний с использованием ИКТ.
Организация пространства: фронтальная работа, эвристическая беседа, работа в парах.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.
ХОД УРОКА
“...Если кто-то добьется успеха в
познании природы и природа заговорит с ним, она
заговорит на языке математики”.
Г.Галилей
Учитель физики:
Не знаем, обрадуют или огорчат вас слова Галилея, но другого выхода у нас нет. Если мы хотим понимать природу, нужно знать математику. Каким образом наш прекрасный мир “превращается” в цифры, мы уже не раз убеждались. Сегодня речь пойдет о математизации механического движения.
Ребята, как вы думаете, работникам каких профессий необходимо знать законы движения? (Водителям, диспетчерам на транспорте и работникам ГАИ...)
Учитель: Верно. Представьте: движутся одновременно несколько поездов, с разными скоростями, в противоположных направлениях. Как диспетчер может передать данные для анализа ситуации? (Сделать рисунок. Сделать таблицу. Сделать график) Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Формулируют и записывают тему урока “Линейные уравнения. Графическое представление равномерного прямолинейного движения.”)
Какова же цель урока? (Научиться строить графики движения и находить с их помощью скорость и пройденный телом путь)
Учитель математики: Все правильно, но сначала давайте вспомним материал, ранее изученный на уроке математики.
На доске записаны уравнения.
Вопросы:
Вспомните линейную функцию, ее свойства и графики.
1. Какая функция называется линейной?
2. Что является графиком линейной функции?
3. Из предложенных функций, найдите линейные функции.
4. Какими свойствами обладает линейная функция?
Составьте выражение для решения следующих задач: Автомобиль движется со скоростью 95 км/ч. Какое расстояние он проедет за 2 часа; за 4 часа; за t часов? Какова основная формула для нахождения пройденного расстояния в зависимости от скорости и времени движения?
Учитель физики:
1. О каком движении идет речь?
2. Какое движение называется равномерным прямолинейным?
3. Приведите примеры равномерного прямолинейного движения.
4. Как определить путь при прямолинейном равномерном движении?
5. Как определить скорость при равномерном прямолинейном движении?
Учитель математики:
Постройте графики движения:
Пешеход движется со скорость 4 км/ч. Задайте линейную функцию, которая показывает зависимость расстояния от времени движения. Изобразите график функции.
Первый пешеход начал движение от туристической базы к железнодорожной станции со скоростью 4 км/ч, а второй отправился в путь через два часа после выхода первого пешехода со скоростью 8 км/ч. Задайте линейную функцию, которая показывает зависимость расстояния от времени движения для 2-ого пешехода. Изобразите график движения второго пешехода.
(строят на доске)
Учитель физики: Рассмотрите рисунок.
1. Что означает точка пересечения на графиках?
2. Через сколько они встретились после начала наблюдения?
3. Какое тело имеет наименьшую скорость, наибольшую скорость?
4. Как на графике это отражается?
5. Придумайте задачу по заданному графику движения
Рассмотрите графики движения двух тел и ответьте наследующие вопросы:
- каковы виды эти движений;
- чем они отличаются;
- каков путь, пройденный каждым телом за 3 с;
- определите скорость каждого тела.
Учитель математики:
Как вы думаете, изменится ли вид графика на координатной плоскости, если мы выберем другую систему координат? Постройте график движения в координатной плоскости v(t)
Учитель физики: Рассмотрите графики зависимости скорости от времени двух тел и ответьте на вопросы:
- каковы виды этих движений;
- чем они отличаются;
- какой путь, пройденный каждым телом за 3 с?
- сравните пройденные пути за 5 секунд.
Составьте вопросы по графику (работа в парах)
Постройте график зависимости скорости от времени по предложенному графику.
Вопросы для закрепления материала:
1. Что представляет собой график зависимости проекции скорости от времени? В чём его особенности?
2. Что представляет собой график зависимости пути от времени? В чём его особенности?
3. Графики S (t) для двух тел параллельны. Что можно сказать о скорости этих тел.
4. Графики S(t) для двух тел пересекаются. Обозначает ли точка пересечения графиков момент встречи этих тел?
Итог урока.
Учитель физики: Сегодня на уроке мы вспомнили, какие функции называются линейными, что является графиком линейной функции, так же учились строить график пути от времени, график скорости от времени. Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?
Ученики: да, достигли. Научились строить графики линейных функций, вспомнили что называется равномерным движением, научились строить графики зависимости пройденного пути от времени и скорости от времени.
Рефлексия.
Ваше настроение в конце урока: Проанализируйте, пожалуйста, “движение” своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока:
- удивлён,
- безразличен,
- радостно восхищён,
- встревожен,
- раздражён,
- спокоен.
Домашнее задание: Физика: А.П. Перышкин Сборник задач № 154, 157. 159
Математика:
1. Найдите пары графиков в разных системах координат, описывающих одинаковый процесс движения (обязательное задание):
2. Придумайте задачу на равномерное движение и постройте график движения в системе (t; S) (задание для желающих)
Использованные интернет-ресурсы.
1.http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/08/13/gvozdenko.ppt
2. http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_teme_graficheskoe_
predstavlenie_mehanicheskogo____dvizheniya-169758.htm
3. Марон А.Е. Марон Е.А. Дидактические материалы. издание:11-е изд, стер.-М.: Дрофа, 2013